30 ноября день рождения Эдуарда Николаевича Артемьева. Его заслуженно называют «патриархом электронной музыки» и одним из главных кинокомпозиторов нашего кино. Эдуард Артемьев много сотрудничал с тремя режиссёрами – Тарковским, Михалковым и Кончаловским, фильмы которых, в том числе благодаря его саундтрекам стали культовыми.
«Солярис» (1972)
Перед Артемьевым стояла задача – показать оппозицию двух реальностей – Земной и Космической. Для первой он использовал звуки самой природы, а чтобы написать вторую провёл много времени за синтезатором. Самая известная часть саундтрека основана на Хоральной прелюдии f-moll И.С. Баха. Тарковский с сомнением относился к музыке немецкого классика, отмечая, что «в ней есть только рациональность и нет чувства». Артемьев возражал: по его словам, музыка без чувств не может трогать людей до слёз. В итоге режиссёр одобрил «строгую» интерпретацию прелюдии Баха, представленную Эдуардом Николаевичем.
«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
С Артемьевым Никита Михалков познакомился ещё будучи студентом: композитор помогал ему оформлять дипломную работу – короткометражку «Спокойный день в конце войны». Когда режиссёр приступил к съёмкам своего первого большого кино – «Свой среди чужих, чужой среди своих» – он снова обратился к старому знакомому. Задачу Михалков объяснял Эдуарду Николаевичу в ресторане Дома кино. Набравшись впечатлений от творческой беседы, Артемьев пришёл домой и быстро написал «заказанную» Никитой Сергеевичем «мелодию воспоминания». Композитор был удивлён, что искомая музыка пришла к нему настолько быстро – без проб, ошибок и привычного хождения по нотным мукам. Чтобы не забыть, он быстро написал то, что получилось.
«Раба любви» (1975)
Через год Михалкову предложили доснять комедию «Нечаянные радости», потому что творческие методы прежнего режиссёра – Рустама Хамдамова – худсовет Госкино не устроили. Никита Сергеевич ответил предложением на предложение: на оставшиеся деньги он попробует снять другую картину на похожую тему. Режиссёру дали зелёный свет. Работать над фильмом он пригласил проверенную команду – знакомых актёров, операторов, сценаристов и композитора. Артемьев сочинил новый шедевр.
«Сибириада» (1979)
Творческая дружба Артемьева и Андрея Кончаловского продолжалась несколько десятилетий. Режиссёр привлёк композитора к работе над рок-оперой «Преступление и наказание», над киноадаптацией «Щелкунчика» и другими проектами. Ранее, в 1979 году, Кончаловский обратился к Эдуарду Николаевичу с просьбой написать музыку для «Сибириады». Задача была поставлена конкретно – сделать саундтрек в стиле Вангелиса (знаменитого греческого композитора, одного из основоположников электронной музыки). Артемьев не просто справился с задачей, а сочинил культовую мелодию, которую охотно цитируют электронщики всего мира.
«Родня» (1981)
Для очередного фильма Никиты Михалкова саундтрек писал уже признанный маэстро Артемьев. Главная музыкальная тема, под которую радовалась и грустила героиня Нонны Мордюковой, была так хороша, что редактор Всесоюзного радио Джульетта Максимова предложила Валерию Леонтьеву сделать из мелодии песню. Артист сомневался: нужны ли этой музыке слова, не испортят ли? За сочинение текста взялся дебютант – Николай Зиновьев, и дебют удался на славу. Стихи в сочетании с воздушной музыкой Артемьева и голосом Леонтьева звучали отлично.
Фото: соцсети