Император Павел I, при вступлении своём на престол, объявил, "что, желая оказывать своим подданным всевозможное правосудие и открыть все пути и способы, дабы глас слабого угнетённого был услышан" разрешил всем являться во дворец с письменными или словесными просьбами.
Последствием этого распоряжения было такое громадное количество просьб, большой частью вздорных, что государю пришлось иметь трех статс-секретарей для принятия прошений: Трощинского (Дмитрий Прокофьевич), докладывавшего прошения, присылавшиеся по почте, Нелединского-Мелецкого (Юрий Александрович), подававшиеся лично на высочайшее имя и Брискорна (Федор Максимович), написанные на иностранных языках.
Так как многие просьбы были длинны, малограмотны и малопонятны, то статс-секретари извлекали из них лишь сущность дела и, докладывая эти экстракты, записывали на них словесные резолюции императора и отсылали для исполнения в надлежащие места.
Эти экстракты, или доклады, и резолюции на них императора (здесь Павла Петровича) писаны рукою статс-секретаря Нелединского-Мелецкого.
Ноября 28 (здесь и далее 1796 г. (Екатерина II умерла 6 (17) ноября 1796 года)) Генерал-аншеф Петр Мелиссино (Петр Иванович) просит помилования сыну его (Алексей Петрович), заслужившему праведный гнев вашего императорского величества.
Резолюция: "Отказать потому, что меру превзошел".
Ноября 29. Танцовщик Бартоломео Фациоли имел счастье нравиться искусством своим императору Петру III и служил 4 года без всякого жалованья. При дряхлой старости прибегает к монаршей щедроте.
Резолюция: "Дать пенсию 100 рублей».
Декабря 3. 95-тилетняя вдова Катерина Сорокина, муж её, Федор Сорокин, служил при императоре Петре I капралом, а при императоре Петре III гардеробмейстером, просит о пособии и подносит хрустальный сосуд, в котором муж её на охоте подносил питье императору Петру III.
Резолюция: "Дать 100 рублей".
Декабря 4. Елизавета Очаковская, крестница императрицы Елизаветы Петровны; у ней муж из первых пленных турецкой войны, крестник императрицы Екатерины II, дочь ее при великой княжне Екатерине Павловне камер-юнгферою, просит выкупить ее из долгу 1360 рублей и пожаловать при старости лет на пропитание.
Резолюция: "Долг заплатить и 100 рублей пенсии".
Декабря 5. Адмиралтейской коллегии советник Севастьян Бровцын, в службе 45 год. Имел 22 детей из коих 11 в живых. Император Петр III обещал свое покровительство. За ним только 17 душ и долгу до 20 т. руб. Просит о помощи.
Резолюция: "Пожаловано 300 душ".
Декабря 6. Прапорщица Авдотья Маркова Раевская повергает к стопам вашего императорского величества внука своего, сына покойного зятя ее, генерала-поручика Розена (Владимир Иванович), службу начавшего при жизни блаженной памяти родителя вашего императорского величества, носившего высочайшие его милости и который оставил двум сыновьям (Григорий и Александр) и двум дочерям 200 душ, отдает на высочайшую волю сына её (?), записанного в Преображенский полк, но еще не служащего, и дочерей своих.
Резолюция: "Сына представить императору, а дочерям на приданое каждой по 6000 р.".
Декабря 7. Дмитрий Сухарев умерщвляется от гнева вашего императорского величества, с семейством своим повергается к освященным стопам и просит милосердия лично доказать, что никаких в искании не имел видов, но исполнял ревностно повеленное.
Резолюция: "Чтоб смирен был, а то выслан будет".
Декабря 7. Графиня Прасковья Потемкина (вдова графа Павла Сергеевича Потемкина), по приказанию обнесённого клеветою и умершего её мужа (здесь Потемкин был обвинен в соучастии в убийстве и ограблении персидского принца Идаст-Хана в 1786 году) всеподданнейше испрашивает у вашего императорского величества высочайшей милости:
Повелеть выправиться по персидской секретной экспедиции о преступлениях мужа её и ежели никакой вины не доказано, то главным образом оправдать посрамленную его память такими средствами, как ваше императорское величество за благо изобрести изволите. Cie сколько ей драгоценно, столько нужно детям, чтоб они не могли стыдиться имени своего отца.
Хотя она (за службу мужа имеет право на воздаяние) и обременена долгом, однако ничего просить не осмеливается, как единой милости, да возвестится свету указом его невинность.
Резолюция: "Не мешаться в дела государственные".
Декабря 8. Елизавета (баронесса) Черкасова получала отменные милости от императора Петра III, за что был муж ее под караулом при восшествии на престол императрицы Екатерины. Потом служил в адмиралтействе, и, занимаясь службою, пренебрег своими делами, задолжал и принуждён был продать 1000 душ и остался с 30. Она имеет 340 душ, доходом с которых и живут все в деревнях. Просить прибавить ей с семейством к производимому им пенсиону.
Резолюция: "Производить пенсии 3000 р.".
Декабря 8. Франц Вивит, учитель жедепома (jeu de pomme) находился 11 лет при покойном князе Орлове с жалованьем по 500 р. на год, оказывал ему разные услуги, спас его от пожара, потопа и обмана нечестных игроков; по смерти его лишился не только награждения за усердную службу, но и заслуженного им в течение 11-ти лет жалованья.
Наследник его граф Фёдор Орлов заплатил ему токмо 3500 р., которые не должны зачесться в жалованье, но выиграны им на биллиарде в присутствии подполковника Эгермана и доктора Фреганта. Испрашивает высочайшего повеления, чтоб наследники удовлетворили его жалованьем.
Резолюция: "Ведаться с наследниками".
Декабря 10. Вдова действительного статского советника Штелина (Якоб) представляет в оригинале жалованную грамоту его императорского величества покойного родителя вашего в 1745 году, по коей положено ему по 1000 руб. пенсии в год из собственной суммы.
Резолюция: "Все сделать" (из указа кабинету от 12 декабря 1796 г. видно, что Штелиной кроме пенсии по 1000 р. в год, велено было выдать единовременно 38000 р.).
Декабря 10. Гвардии унтер-офицер Даль (?), уроженец лифляндский, был 4 года в иностранных университетах, где приобрёл знания, соделывающие его способным как к военной, так и к статской службе. Для снискания себе нужного пропитания был он три года учителем в Москве. Не будучи ныне в состоянии содержать себя в полку, всеподданнейше просит поместить его при посольстве, или в другом месте; если же он не удостоится сего высочайшего благотворения, то он принужден будет против желания, просить вовсе об увольнении.
Резолюция: "Отказать и посадить под арест".
Декабря 12. Капитан Владимир Астафьев, воронежского дворянства депутат, пишет от лица дворянства, что он всеподданнейше просить дерзает: на довершение намерения императрицы Екатерины о благоденствии их, - милосердии вашего императорского величества. Он же подносит акростические стихи "Видение Росса".
Резолюция: "Призвать и объявить, чтоб в пустое не мешался - реприманд (здесь выговор) как за дерзость".
Декабря 12. Борис Леццано, служащий 45 лет, имевший счастье в первые дни царствования августейшего родителя вашего быть при нем на ординарцах и получил из собственных рук его величества шпагу, с коею с тех пор служит, просить по слабости здоровья и расстройства дел поместить его на ваканцию члена военной коллегии.
Резолюция: "Приказано".
Декабря 16. С.-Петербургский купец Иван Гнутов, по доверенности данной ему от мещанского общества на покупку домов Апраксина и Щукина для построения лавок с наименованием их мещанским гостиным двором, просит о выдаче им заимообразно на 22 года для сего предприятия одного миллиона рублей.
Резолюция: "Отказать и сказать что вздор".
Декабря 16. Шляхтич Ефим Ульяновский говорит, "что душа его жаждала дождаться для благоденствия России вас, вошедшего на престол и предстоящих вам двух отроков. Cie влиял в душу его св. Кирилл Новоезерский предсказанием при кончине своей; и душа его радовалась с явления мощей Дмитрия Ростовского, коего мощи явились на второй день рождения вашего императорского величества". Испрашивает благоволение и повелеть соорудить церковь в Петербурге или в сделанной на дворе бывшей тюрьмы во имя угодников Божьих.
Резолюция: "По предсказанию св. Кирилла должно построить Михайловскую церковь и потому будет Михайловский дворец и в нем церковь сего имени".
Декабря 22. Василий Бороздин доносит, что он сын генерал-аншефа Корнелия Бороздина. В прусскую войну был на генеральных баталиях и ранен. По именному указу императрицы Елизаветы пожалован артиллерии капитаном; от императора Петра III послан был в чужие края с депешами о восшествии на престол.
По кончине его величества впал под гнев императрицы (Екатерины Алексеевны), лишен чина артиллерии капитана и оставлен при штык-юнкерском. Потом отпущен в деревни отца его, где до ныне слишком 34 года переносил несносное состояние с женою и десятью детьми. От роду ему 50 лет. Просит определить его на службу.
Резолюция: "Спросить во что хочет и чем его удовольствовать". По вторничном докладе января 3-го повелено: определить подполковником в драгуны.
Декабря 23. Марья Данцова, вдова. Император Петр III, усмотря видность стана мужа ее из малороссийских дворян, определил его в голштинский полк; после вскоре император скончался. Муж ее во время польского похода в сражении был ранен и за болезнью отставлен прапорщиком, и в 1791 г. умер, оставив её с двумя сыновьями в нищете, а после того не получила ни вдовьих, ни сиротских денег. Просит о пропитании и об определении сыновей.
Резолюции "Вдовье и сиротское, а о детях спросить, куда желает"? По вторичном докладе, января 15-го 1797 г. высочайше повезено: "в рядовые преображенцы".
Декабря 30. Камергер Дмитрий Татищев объясняет, что служба его, в которой теперь находится, отнимает у него возможность изъявить своё рвение, осуждая его на всегдашнюю праздность. Всеподданнейше просит об определении его в деятельнейшую по дипломатической части, к которой он всегда себя готовил.
Резолюция: "Отказать и сказать, чтобы был, где велят. Также сказать, что его величество считает его не больно способным к дипломатической части".
Декабря 30. Егор фон 3екан (Зейкин) венгерский дворянин, описывает заслуги отца своего при государе императоре Петре I и Петре II, между прочим говорит, что в 1723 году вверено было ему воспитание государя Петра II и он носил звание обер-гофмейстера. За то, что внушая молодому государю примеры Аркадия и Гонория, отвел его от бракосочетание с княжною Меншиковою, отец сей княжны (Александр Данилович Меншиков) его возненавидел и употреби во зло могущество свое, под караулом отправил его за границу, а имением его завладел.
Проситель, сын его, с дозволения императрицы Марии-Терезии прибыл сюда в 1771 году и на представление князя Лобковица получил он три пропозиции:
1) Хочет ли он службу принять;
2) пенсии иметь; и
3) в деньгах удовольствован быть?
На последнее хотя и согласился, однако удовольствован не был; почему вторично в 1791 г. просил и министр ему словесно объявил, "что государыня ни за Петра I, ни за Петра II долгов платить не изволит".
Надеясь на правосудие императора просит за службу отца его возвратить ему наследство имение князем Меньшиковым похищенное, а по ссылке его в казну поступившее.
Резолюция: "Не хочет ли в службу?"
Декабря 30. Полковник кавалер Митрофан Попов, крестник покойной императрицы Елизаветы Петровны, описывая многие свои заслуги в продолжение 63-летней его в поле службы, на море, на суше, в походах и в сражениях, смертельные раны, плен и пр., наконец важное поручение, при коем он способствовал сохранению казённого интереса от ущерба на многие миллионы, просит ордена, чина, диплома на дворянское достоинство, дом и деревню в вечное и потомственное владение.
Резолюция: "Сказать ему, пустова бы не писал".
Из найденных бумаг Д. М. Хмырова