Найти тему
Культурный Петербург

МАЙОР ЧЕРКАСОВ СНИМАЕТ ШЛЯПУ…

В это невозможно было поверить. В девятом фильме телецикла «Мосгаз» главный герой – майор Черкасов снял шляпу. И и не только ее. Так и хочется промолвить: «Наконец-то!» после того, как на Первом канале закончился показ последнего сезона сериала «Мосгаз».

На сей раз название носило вполне конкретный прощальный характер – «Последнее дело Черкасова». Прощаясь со столь полюбившимся продюсерам героем, стоит вспомнить: как все начиналось. В далеком уже 2012 году впервые нам показали сериал «Мосгаз» о знаменитом убийце, державшем в страхе всю Москву в начале 1960-х годов.

Имена создателей (сценарист – Зоя Кудря, режиссер – Андрей Маликов) внушали надежду на неординарность очередного ретросериала, в котором было немало симпатичных актерских работ. И, прежде всего, следователь МУРа Черкасов (Андрей Смоляков) и главный злодей в исполнении Максима Матвеева. Его, конечно, изобличили и приговорили к высшей мере. Но следователь в ярком и сочном исполнении артиста Смолякова оказался экранной находкой. И пошли один за другим новые эпизоды. Правда, почему-то все дружно проигнорировали краткую рецензию сотрудников правоохранительных органов, заключенную во фразе о том, что «сюжет высосан из пальца».

А мнение специалистов стоило бы учесть, так как УПК и УК РСФСР никто никогда не отменял, а товарищ Черкасов временами явно превышал свои полномочия, вмешиваясь в расследование тех дел, которые относились по принадлежности к КГБ СССР (например, «Палач» или «Операция «Сатана»). Но как бы то ни было сериал дотянули по хронологии до 1981 года, чтобы с почетом отправить бравого майора на заслуженный отдых. Однако оказалось, что придумать нечто новое в преступном экранном мире не так-то просто. Тогда в деле номер 9 (режиссер – Евгений Звездаков) в ход пошли маньяки. Их хватило на целых восемь серий.

Их оказалось целых два, да еще и в компании с ученым, организующим серию убийств. Чем дальше развивалось это сериальное дело, тем все больше в нем появлялось действующих лиц. Прежние сотоварищи Черкасова отошли на второй план став бледной тенью самих себя. Зато появился новый бравый опер (Андрей Мерзликин), да еще возникла сотрудница института психиатрии некто Мария (Ольга Лерман). И уж совсем странным, хотя и неожиданным выглядело сюжетное «воскрешение» того самого маньяка из первого эпизода, которого сыграл Максим Матвеев. Последнего поначалу вообще было не узнать.

Зато опытный взгляд телезрителя мог спокойно различить большой привет создателей нового выпуска приключений сотрудников МУРа авторам генального триллера всех времен и народов под названием «Молчание ягнят». Оттуда в его российскую реинкарнацию перекочевало очень многое. Даже тот способ, который применил нынешний воскресший маньяк, чтобы вырваться на свободу. А уж о страданиях бедной Маши, измученной мигренями и воспоминаниями об ужасной трагедии детства и вспоминать не приходится.

Неточности разбросаны по всему пространству нового выпуска, начиная с того, что в газете ЦК КПСС «Правда» никогда бы не стали публиковать статью о маньяке, а того журналиста, который вдруг странным образом проник в здание МУРа в лучшем случае вытолкали бы взашей, а не стали бы отвечать на его вопросы. И уж совсем не понять: каким образом более сорока лет назад маньяки могли следить за оперативниками из МУРа и оказываться на месте преступления гораздо раньше их. Единственное логическое объяснение столь странному феномену: решительность и воля авторов и продюсеров данного сериала.

Определенное развитие претерпевает в нем и образ майора Черкасова, который наконец-то удосужился снять свою черную шляпу, а иногда сия участь постигает и его пальто. Впрочем, эти новые краски в его образе никак не спасают героя от некой печати усталости, ощущаемой почти физически. Прошло без малого двадцать лет согласно мегахронологии «Мосгаза», а Черкасов так и застрял в майорах. А за те одиннадцать лет, что существует в федеральном эфире «Мосгаз», так и не смогли его создатели примирить строптивого майора ни с начальством, ни с КГБ, ни с некоторыми его коллегами.

В сериальном бизнесе, как и в большом спорте, надо уходить вовремя и на пике славы. Иначе таких персонажей будут только жалеть и сочувствовать их стараниям. Не более. Лихость и решительность действий вроде бы осталась у Черкасова, но он постоянно проигрывает поединок преступникам, даже несмотря на помощь всех и вся. И остается только удивляться тому, что маньяки не свели с ним счеты пораньше. При их-то опыте и целеустремленности. И от этих сомнений, которых к финальной развязке становится все больше, уже как-то не ждешь ничего хорошего ни для кого из героев…

Зрительское сердце никак не наполнялось эмоциями сочувствия к Черкасову. Скорее это было жгучее желание узнать: а как он будет отправлен на пенсию. Здесь-то и ждет его поклонников полная неожиданность. Такая, что вряд ли можно надеятся на возвращение цикла «Мосгаз» в эфирную сетку Первого канала. Зато судьба российской «Кларисы Старлинг» (она же – доктор Маша) решена в духе «Молчания ягнят». Она садится в рейсовый «икарус», но куда и когда он ее привезет – этого сегодня не знает, наверное, ни она сама, ни ее крестный отец по имени Константин Львович. А дело майора Черкасова, действительно, стало последним. В этом нам представители главного телеканала страны нас никак не обманули. Главное, что шляпа осталось при нем.

Владимир Бессер