Недавно назначенный министр иностранных дел за две короткие недели взял под контроль дело Газы и отказался от политики Сунака "недвусмысленной" поддержки Израиля
6 ноября 1956 года, после того как Великобритания и Франция в сговоре с Израилем начали военную операцию с целью оккупации Суэцкого канала, журнал Spectator опубликовал редакционную статью, осуждающую ее как необдуманный «акт агрессии». Это был смелый шаг со стороны тогдашнего редактора и владельца культового британского журнала Тори лорда Яна Гилмора.
Гилмор некоторое время служил министром обороны при консервативном правительстве Эдварда Хита, а затем в течение двух лет был лордом-хранителем печати Маргарет Тэтчер - пока та не уволила его в 1981 году. В течение этого времени и на протяжении всей своей жизни Гилмор принадлежал к почти исчезнувшей традиции тори-арабизма и был стойким и последовательным сторонником палестинцев.
В 1961 году журнал Spectator опубликовал статью Эрскина Чилдерса «Другой исход», которая разрушила официальную израильскую версию об этнической чистке 750 000 палестинцев в 1948 году. Чайлдерс бросил вызов (теперь полностью развенчанному) представлению о том, что палестинцам было приказано уйти арабскими лидерами.
В 1982 году Гилмор выразил сожаление по поводу «недальновидного предпочтения Израилем продолжения оккупации и аннексии спорных территорий выводу войск и миру». Он осудил поведение американской прессы, изображающей палестинцев «террористами и примитивами, всегда стремящимися преследовать израильтян и необоснованно возражающими против сионистского захвата их территории».
Затем, в 2001 году, посетив сектор Газа, он написал в Guardian, что «на всей территории сектора Газа и на Западном берегу ведется безжалостная колониальная война», обвинив Израиль в наложении «коллективных наказаний» на палестинцев.
Он также презирал лицемерие премьер-министра Израиля Ариэля Шарона в осуждении палестинского «терроризма», «без сомнения, забывая, что его собственный послужной список терроризма и насилия, как говаривала полиция, длиной с вашу руку».
Хотя Гилмор осудил насилие палестинцев против гражданских лиц в Израиле, он написал, что многие израильтяне «признают, что большинство (хотя и не все) актов палестинского насилия на [оккупированных] территориях являются не «терроризмом», а оправданным сопротивлением вооруженной оккупации». Гилмор предупредил, что когда, «как это сделали израильтяне, вы сделаете жизнь не стоящей того, чтобы жить тысячам палестинцев, недостатка в террористах-смертниках не будет».
Подстрекательские выпады
Сегодня немыслимо, чтобы какой-либо политик мейнстрима, не говоря уже о тори, мог использовать такого рода анализ. Поддержка палестинского дела рассматривается либо как чисто левая антизападная навязчивая идея, либо - когда речь заходит о британских мусульманах - как провал интеграции и мультикультурализма.
Премьер-министр Тори Риши Сунак позволил своему министру внутренних дел Суэлле Браверман совершить серию подстрекательских нападений на пропалестинских протестующих, прежде чем в конечном итоге уволил ее из-за статьи, обвиняющей полицию в предвзятости. При поддержке Даунинг-стрит Браверман утверждала, что вывешивание палестинского флага само по себе может быть преступлением, и назвала сотни тысяч людей, протестующих в поддержку Палестины, “маршем ненависти».
Тем не менее, был длинный ряд консервативных политиков и писателей, которые симпатизировали Палестине. Пренебрежение этой традицией обедняет наш нынешний общественный дискурс. Это привносит пагубную пристрастность в израильско-палестинский вопрос: если вы правого толка, вы должны быть произраильскими, в то время как левые должны быть пропалестинскими. Это позволяет комментаторам выставлять поддержку палестинцев как небританскую и противоречащую западным ценностям. На самом деле, ничто не может быть дальше от истины.
Безусловно, всегда существовала сильная традиция поддержки Израиля Тори. Ярким примером этого является Уинстон Черчилль. Во время своего единственного визита в Палестину в 1921 году он объявил: «Дело сионизма несет в себе много хорошего для всего мира, а не только для еврейского народа; оно принесет процветание и прогресс арабскому населению».
Но в межвоенные годы многие британские консерваторы выступали в защиту палестинцев. В некоторых случаях это было симптомом антисемитизма - лорд Сайденхэм в 1920-х годах, например, рассматривал сионизм как всемирный еврейский заговор, связанный с коммунизмом. Но, конечно, так было отнюдь не во всех случаях.
Эдвин Монтегю, например, был единственным евреем-членом кабинета министров, когда была принята Декларация Бальфура, - и он был категорически против нее, опасаясь, что это будет означать, что «магометане в Палестине будут рассматриваться как иностранцы, точно так же, как с евреями впредь будут обращаться как с иностранцами во всех странах, кроме Палестины».
Пропалестинские настроения усилились в конце 1940-х годов перед лицом насилия со стороны воинствующих сионистских групп, названных британским правительством террористическими. «Иргун Звай Леуми» (Национальная военная организация), чей командир Менахем Бегин в конечном итоге возглавит партию Ликуд, которую сейчас возглавляет Нетаньяху, разгромил Британский офицерский клуб в Хайфе, убив 30 человек. Они также подло взорвали британскую административную штаб-квартиру в иерусалимском отеле King David в июле 1946 года, убив 91 человека, включая 28 британцев.
«Сбалансированная политика»
Во второй половине 20 века консервативные правительства стремились быть беспристрастными на Ближнем Востоке, что немыслимо сегодня. Во время войны Судного дня 1973 года - самого серьезного нападения на Израиль с момента его создания - премьер-министр тори Эдвард Хит остановил поставки оружия как Израилю, так и его арабским противникам и отказался разрешить американским самолетам, поставляющим Израилю оружие, использовать британские военные базы.
Маргарет Тэтчер больше поддерживала Израиль, но ее поддержка никогда не была однозначной. «Вы не можете быть избирательными в своей защите закона, - предупредила Тэтчер израильское правительство. - Вы не можете сказать: ‘Мне нравится этот закон, и я поддержу его, но я не буду поддерживать другой"».
В 1982 году, когда Израиль вторгся в Ливан, Тэтчер сказала президенту США Рональду Рейгану, что «сбалансированная политика» была бы лучшей и что «неограниченная поддержка Израиля может привести только к растущей поляризации и отчаянию в арабском мире». Великобритания ввела эмбарго на поставки оружия Израилю, которое действовало до 1994 года - это, как видим, очень далеко от заявления Сунака о «недвусмысленной» поддержке Великобританией бомбардировок Израилем Газы.
Тэтчер осудила массовые убийства 1982 года, совершенные христианскими фалангистами при пособничестве израильской армии в Ливане, как «чистое варварство». Невозможно представить Сунака, описывающего военные преступления Израиля сегодня в таких сильных выражениях - или, если уж на то пошло, в каких-либо выражениях вообще.
Депутаты-тори основали Совет по развитию арабо-британского взаимопонимания, целью которого было продвижение интересов Палестинцев, и который существует по сей день. Одним из ее основателей был бывший министр Тори Энтони Наттинг, который ушел из правительства во время Суэцкого кризиса.
Его взгляды на Палестину были основаны на внимательном изучении британской политики в межвоенный период, которую он безжалостно критиковал, обвиняя тогдашних министров в «полном и преднамеренном пренебрежении правами и интересами арабов». Израиль запретил Наттингу посещать оккупированный Западный берег в 1969 году, утверждая, что он сказал студентам в Бейруте, что решение затруднительного положения Палестинцев зависит от партизан.
Консервативные друзья Израиля
Сила и известность пропалестинских голосов тори оказали влияние на консервативные правительства. При Тэтчер Великобритания подписала Венецианскую декларацию, в которой девять европейских стран официально выразили свою озабоченность по поводу израильских поселений на оккупированных палестинских территориях (сравните это с голосованием правительства Бориса Джонсона против разрешения Международному уголовному суду расследовать действия Израиля в связи с предполагаемыми военными преступлениями).
Тэтчер также руководила созданием в 1980 году Консервативного совета Ближнего Востока (CMEC) с Деннисом Уолтерсом в качестве его председателя.
Влияние консервативных друзей Израиля является важным фактором почти полной маргинализации поддержки Тори Палестины в последние годы
CMEC поддержал палестинское дело, и оно все еще существует сегодня, но теперь с сильно уменьшенным вниманием к Палестине и прочными связями с Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном.
Это изменение произошло одновременно с ростом влияния консервативной организации «Консервативные друзья Израиля» (CFI), членами которой являются 80 процентов депутатов-консерваторов и которая была охарактеризована четверть века назад историком и депутатом-консерватором Робертом Родсом Джеймсом как «крупнейшая организация в Западной Европе, преданная делу народа Израиля». Во всяком случае, её влияние возросло с тех пор, как Родс Джеймс написал эти слова.
Влияние CFI является важным фактором почти полной маргинализации поддержки Тори Палестины в последние годы. Насколько мне известно, CFI ни разу не критиковал какие-либо действия какого-либо израильского правительства. Её президент лорд Полак недавно сказал коллегам-пэрам о своей обеспокоенности по поводу отказа Великобритании сотрудничать с известным своим расизмом министром национальной безопасности Израиля Итамаром Бен Гвиром, объяснив: «Мы работаем со всеми избранными израильскими политиками, и мы должны быть очень осторожны, чтобы не пойти по пути предположения, что наша поддержка Израиля каким-то образом зависит от какого-либо отдельного политика».
Арабизм тори
Новый министр иностранных дел Великобритании, бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон, является важным примером упадка арабизма тори. Будучи молодым политиком, он находился под влиянием сторонников тори в Палестине, особенно Дугласа Херда, чей избирательный округ в Уитни он унаследовал, и бывшего председателя партии Криса Паттена.
Будучи лидером оппозиции, Кэмерон позволил своему теневому министру иностранных дел Уильяму Хейгу резко критиковать войну Израиля в Ливане в 2006 году. «Я думаю, мы можем сказать, что элементы израильского ответа непропорциональны», - заявил Хейг депутатам Палаты общин, приведя далее в пример «нападения на подразделения ливанской армии, гибель гражданского населения и важнейшей инфраструктуры, а также такой огромный ущерб возможностям ливанского правительства».
После этого замечания «Консервативные друзья Израиля» добились встречи с Кэмероном, на которой лидер тори дал то, что было понято как обязательство больше не использовать слово «непропорциональный».
За все время своего пребывания на посту лидера тори и премьер-министра Великобритании Кэмерон держал свое слово. Он ни разу не использовал это слово в связи с каким-либо израильским конфликтом. Его правительство продолжало решительно поддерживать Израиль, что побудило газету этой страны Haaretz спросить, был ли он «самым произраильским премьер-министром Великобритании за всю историю».
Тем не менее, Кэмерон изменил политику в отношении Израиля и Палестины с ошеломляющей скоростью с тех пор, как Сунак назначил его министром иностранных дел две недели назад. Во время недавнего визита на оккупированный Западный берег Кэмерон сказал о текущей войне в Газе: «Для Израиля не будет долгосрочной безопасности и стабильного положения, если не будет долгосрочной безопасности и стабильного положения для палестинского народа».
На встречах с министрами правительства Израиля Кэмерон добавил: «Я снова и снова подчеркивал, что они должны соблюдать международное гуманитарное право, что число жертв слишком велико, и они должны помнить об этом». Кэмерон также осудил жестокие нападения незаконных израильских поселенцев на палестинцев на Западном берегу с 7 октября.
В частном порядке говорят, что Кэмерон предупреждает о глубоком ущербе, нанесённом международной репутации Великобритании, особенно в отношениях с арабскими правительствами, незаполненным чеком, врученным Нетаньяху во время визита Сунака в Израиль в прошлом месяце.
Самое главное, Кэмерон позволил своему младшему министру Эндрю Митчеллу изменить политику Великобритании в отношении юрисдикции Международного уголовного суда (МУС) в Израиле. Это конкретное изменение, от которого у высшего политического эшелона Израиля по спине пробежали мурашки.
Очевидное повторное открытие Кэмероном давно утраченной арабистской традиции Тори выглядит как очередное унижение для незадачливого Сунака. Но это также грозит опасностью лидеру лейбористов Киру Стармеру
Будучи премьер-министром в апреле 2021 года, Борис Джонсон написал «Консервативным друзьям Израиля»: «Мы не согласны с тем, что МУС обладает юрисдикцией, учитывая, что Израиль не подписал Римский статут, а Палестина не является суверенным государством». Джонсон также заявил, что расследование МУС военных преступлений было частичным и предвзятым нападением на друга и союзника Великобритании.
Внезапный отказ от доктрины Джонсона вызвал закулисные протесты произраильского лобби Великобритании.
Подводя итог: в течение двух коротких недель Кэмерон захватил контроль над делом Газы и отказался от политики Сунака «недвусмысленной» поддержки Израиля Нетаньяху. Джеймс Клеверли, предшественник Кэмерона на посту министра иностранных дел, был неопытен, робок, не в себе и не хотел расстраивать Даунинг-стрит или печалить Израиль.
Кэмерон, напротив, справился со своим заданием и демонстрирует все признаки самостоятельности. Очевидное повторное открытие Кэмероном давно утраченной традиции арабизма тори выглядит как еще одно унижение для незадачливого Сунака. Но это также грозит опасностью лидеру лейбористов Киру Стармеру.
Кэмерон обошел лидера лейбористов с фланга и заставил его выглядеть и говорить опасно, как наставник Нетаньяху в Вестминстере.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».