Вот уже пять дней соблюдается перемирие в Газе — пока участники конфликта обмениваются заложниками и выжидают, сильные мира сего плетут интриги и ведут свои подковерные игры.
Все прекрасно понимают, что ситуация зашла в тупик и не сулит ничего хорошего — продолжение операции грозит Израилю новыми финансовыми и репутационными потерями, а ее прекращение станет концом для Биньямина Нетаньяху. Но и оставлять все как есть тоже нельзя — израильтяне до основания разрушили северные кварталы Газы, так что гуманитарный кризис и волна ненависти доберется и до их поселений.
Этот конфликт уже влетел Израилю в копеечку — полтора месяца боевых действий обошлись ему в 53 миллиарда долларов, и каждый новый день увеличивает эту сумму еще на 270 миллионов. Все эти расчеты не учитывают издержек для бизнеса и экономики в целом — сектор туризма впал в кому, инвестиции в страну прекратились, а десятки тысяч людей сидят без работы.
Кому-то эти проблемы могут показаться несущественными, ведь израильтянам всегда могут помочь их богатые друзья — в тех же Соединенных Штатах израильское лобби является одним из самых влиятельных и богатых. Поэтому среди демократов и республиканцев так много ястребов, во всем поддерживающих Израиль — в отличие от ситуации вокруг Украины, в этом вопросе у них нет серьезных разногласий.
Но тут в дело вмешались партийная грызня и бюджетные войны, которые поставили на паузу всю американскую внешнюю политику — в итоге израильтяне остались без тех 14 миллиардов долларов, на которые они так рассчитывали. Более того, варварские действия Израиля усилили раскол внутри самих Соединенных Штатов — страну захлестнули пропалестинские митинги, а рейтинг Байдена среди мусульман камнем рухнул вниз. Не осталась в стороне и либеральная общественность — она потребовала прекратить «политику геноцида и апартеида», а ее представители взяли штурмом несколько правительственных зданий и сорвали парочку партийных съездов.
На этом фоне в Белом доме царит хаос и непонимание — с одной стороны, администрация должна поддержать своего союзника, а с другой стороны, игнорировать общественное мнение становится просто невозможно. К тому же Байден хотел сделать перемирие своей личной победой, но и тут его ждала неудача — до сих пор освобождена лишь одна американская девочка, так что президента вовсю обвиняют в провале переговоров.
В руководстве ХАМАС сидят далеко не дураки — они прекрасно осознают, что стоит им отпустить американцев из плена, как они сразу же лишатся своей главной козырной карты. Сейчас они давят на Вашингтон, а тот, в свою очередь, склоняет Израиль к продлению гуманитарной паузы и к дальнейшим переговорам — именно поэтому Блинкен вновь побывал в Тель-Авиве, где потребовал от Нетаньяху сократить масштабы операции.
Белому дому крайне важно, чтобы израильтяне отказались от своих первоначальных планов — ведь если израильская армия войдет в южные кварталы Газы, то мир увидит очередные страшные кадры со стороны палестинцев. В таком случае старина Джо может забыть о голосах американских мусульман — на предстоящих выборах это будет иметь решающее значение, ведь колеблющиеся Миннесота и Мичиган встанут на сторону Трампа.
Так что команды Байдена и Нетаньяху сошлись в клинче — первым нужно остановить военную операцию и вернуть американцев домой, а вторым - закончить начатое и «уничтожить радикальных исламистов». Но сделать это без поддержки Вашингтона практически невозможно — а тот сейчас за спиной Тель-Авива ведет переговоры с ХАМАС, причем в них участвует и израильские спецслужбы.
В западной прессе уже появились контуры будущей сделки — Израиль должен будет отпустить тысячи палестинских заключенных, отменить вторжение на юг сектора и отказаться от уничтожения руководства ХАМАС. В обмен на это израильтяне получат не так уж и много — палестинцы освободят всех заложников и прекратят свои ракетные атаки. То есть, Нетаньяху просто бросают под поезд — в самом Израиле он сразу же станет козлом отпущения, а оппозиция уже пообещала начать против него уголовное расследование.
Вряд ли израильский премьер согласен на такую участь, но его буквально загнали в угол — Белый дом заботится о своих, а не о чьих-то там чужих интересах.