Безопасность движения по дороге складывается от умения управлять автомобилем и правильно тормозить при непредвиденной ситуации. Но не все новички способны правильно оценивать и тормозить в той или иной ситуации. Особенно ярко это проявляется в зимний период, когда на дороге снег и гололед. В собственных ошибках начинающие водители, а иногда даже и опытные, начинают винить систему ABS, которая «якобы» не дает правильно затормозить.
Информации о системе ABS
ABS (в русской транскрипции АБС) появилась на автомобилях Mercedes в 70-ых годах прошлого столетия. Постепенно, многие производители автомобилей из США, Японии и других стран начали внедрять ABS на собственных автомобилях, и к началу этого столетия она стала обязательной для автомобилей.
Почему ABS важна для безопасности
При экстренном торможении, в особенности на скользкой дороге, на старых автомобилях водитель педалью тормоза блокировал колеса. Иногда такие действия приводили к заносу и разворачивали автомобиль.
При работе ABS, за счет изменения давления в тормозной системе, нет полного блокирования всех колес. Это помогало избежать заноса, продолжать движение по прямой, и вовремя изменив движение, избежать столкновения.
Большинство негативных высказываний о АБС связаны с неправильными выводами от работы системы. Нажав на педаль тормоза, водитель предполагает экстренное торможение. Но в результате слышит стрекот ABS и не понимает, почему автомобиль не останавливается. Ответ в том, что автомобиль притормаживает, но с учетом дорожного покрытия.
Если автомобиль не смог вовремя остановиться, то вина на водителе. Он неправильно оценил дорожную обстановку и неправильно выбрал скорость. Нельзя воспринимать ABS как что-то волшебное, которое сможет помочь в любой ситуации. Это инструмент, который помогает справиться с непредвиденной ситуацией.
Особенности торможения с ABS
Летом, мало кто из водителей вспоминает, что машина оборудована антиблокировочной системой тормозов. Сцепление с дорожным покрытием отличное и не требуется включение АБС.
Другое дело зимой, когда на дороге образуется гололед и быстро затормозить редко удается. Стрекот узлов, когда автомобиль продолжает скользить по льду, вызывает желание отключить АБС и понадеяться на умение «правильно затормозить». Правда в такой ситуации мало кто вспоминает, что стоит летняя резина и скорость была больше необходимой.
Нельзя воспринимать АБС как панацею от непредвиденных ситуаций. В работе оборудования присутствуют особенности, о которых надо помнить.
- При срабатывании ABS слышен хруст и ощущаются толчки по педали тормоза. Начинающие водители воспринимают это как поломку;
- Не срабатывает на малой скорости (до 20 км/ч).
- При нарушении размеренности шин (установка запаски) или разном давлении в колесах появляется ошибка;
- АБС может срабатывать и блокировать одно или два колеса при неровной дороге в момент отскока от поверхности. В этом случае необходимо отпустить тормоз и нажать заново.
Почему не стоит отключать ABS
Некоторые водители думают, что для отключения АБС можно вытащить предохранитель и разомкнуть цепь. Проблема в том, что такими действиями не превращают автомобиль в машину без ABS, а усугубляют проблему.
В старых автомобилях устанавливали деталь, называемую «колдун», которая распределяла тормозные усилия. В новых машинах этого нет и распределением усилий занимается гидроблок. После удаления предохранителя в электронной системе появится ошибка, которая будет препятствовать правильной работе и распределению усилий.
Поэтому для экстренного торможения на современном автомобиле рекомендуется жать тормоз «в пол», без прерывистых нажатий на педаль.
Альтернативный способ торможения
Cбросить скорость на спусках или на скользкой дороге можно также посредством торможения двигателем
Такой способ гашения скорости доступен на всех автомобилях, независимо от трансмиссии. Для снижения скорости надо перевести селектор коробки передач на более низкую ступень.
Например, переключив с «D» на 2 или 3 передачу. Чтобы дополнительно снизить скорость можно переключить селектор на первую передачу, но скорость движения при это должна быть не выше 40-50 км/ч.