Сотни архитекторов, проектировщиков, застройщиков и всех, кто имеет отношение к этой сфере, собрались в эти дни в Казани на международный архитектурно-строительный форум «Казаныш». В этом году он проходит в эпицентре культурной жизни Казани и буквально колыбели татарской культуры – театре Галиаскара Камала. И, конечно, собравшиеся обсудили его настоящее и будущее.
Впервые о строительстве нового здания для культового театра заговорили в феврале 2022 года. Тогда для выбора проекта организовали международный конкурс. Среди нескольких десятков, если не сотен, участников выбрали лучшего – московское архитектурное бюро Wowhouse в лице его сооснователя . Тогда он представил проект строительства театра, внешний вид которого будет напоминать ледяной цветок – природное явление, которое появляется при сильном морозе и таком же ветре.
Подробнее о том, как выбирали победителя и каким предполагался проект, KazanFirst ранее.
Но все течет и все меняется. Поэтому почти через год после объявления победителя сообщили о незначительных изменениях, которые связаны как с экстерьером, так и с интерьером театра, а также прилегающей территорией.
Едва ли не главным изменением стал отказ от парковки возле театра. Об этом сообщил Шапиро в ходе опен-толка. С его слов, на ее месте появится театральный сад, в котором можно будет не только прогуливаться, но и проводить театральные перформансы.
- Мы представили эскиз огромного сооружения – 57 000 квадратных метров. На сегодняшний день самого большого театра в мире. Надо учитывать строительные технологии, процессы. Мы смотрим, где находятся воды, с какой стороны светит солнце, с какой стороны подвозить декорации. Это все немного корректирует и уточняет проект. Он удивительно похож на исходный. Это ни в коем случае не связано ни с какими политическими или экономическими диспутами, – успокоил журналиста KazanFirst Шапиро.
А вот про парковку спикер заявил однозначно – в пешей доступности развитая система общественного транспорта, городские парковки, да и вообще, например, у здания самого известного оперного театра – миланской Ла Скалы никакой парковки и в помине нет. Ну а те, кто все-таки захочет приехать на своем авто, вариант найдут.
Завесу того, как будет выглядеть будущий театральный парк, приоткрыла руководитель архитектурного бюро «Архдесант» . С ее слов, одна из задач, которая стоит сейчас, – найти парку правильное применение и правильную связку «театр-парк-набережная».
- Надо не изолировать парк от театра и от набережной. Нужно понять, как всем этим пользоваться, как должна выглядеть территория, как ее использовать. Ответить на вопрос, будет ли фигура Камала. Но прямого цитирования может не случиться, – уверяет Климова.
Единственное, что точно решено, – перенос уличной сцены, на которой можно будет давать представления, антуражем для которых станет буквально все вокруг. Кстати, причиной для переноса стало неудачное соседство – слишком близко к репетиционным и театральным сценам. И здесь мы понимаем особенно красноречиво важность корректировки проекта на каждом этапе.
Наряду с внешним изменится и наполнение театра, а точнее, его визуальная часть. За нее отвечает заслуженный художник Татарстана . Она уверена, театр должен остаться таким же родным для тех, кто туда приходил.
- Мы вдохновлялись озером Кабан. Решили, что образ сокровищ - то, что нам нужно. Стены из металла будут переливаться как будто сокровища. Театр Камала - это то место, куда люди приходят за культурой, услышать свой язык. Театр - это сосредоточение культуры и клад озера Кабан, – заявила Кумысникова.
Позднее в разговоре с журналистом KazanFirst она рассказала, что изначально рассматривали несколько вариантов оформления – с летающими птицами, растущими деревьями и другие варианты, среди которых была и этнография. Но в итоге остановились на игре с эстетикой «Сокровища озера Кабан». Однако дословного цитирования татарских национальных мотивов и украшений не будет. Только намеки и полутона, которые ассоциативно будут действовать на подсознание и вызывать соответствующие воспоминания. С ее слов, все должно будет получиться стильно и со вкусом.
Со слов замдиректора театра по маркетингу и пиару , труппе и команде театра давно не хватало нового здания. Для них оно уже стало тесным – гримерки маленькие, репетиционных сцен нет, да и проводить образовательные проекты и выставки уже почти негде.
- Нам новое здание очень нужно. Для нашего театра это вызов. Мы ждали его. Главное изменение - это увеличение штата, а значит, больший масштаб проектов, новый импульс для развития, – отметил он.
Единственным вопросом, на который никто из участников опен-толка так и не дал ответа: что будет со старым зданием после 2026 года, когда театр переедет? Кому оно отойдет, будут ли проводиться концерты и празднования на площади перед театром?