Найти в Дзене
Вести: Приморье

"Трасса ушла - деньги увезла": новая дорога "разоряет" малый бизнес

Предприниматели, которые занимаются придорожным бизнесом в Шкотовском районе Приморья, терпят убытки. С открытием нового участка дороги между Находкой и Владивостоком автомобилисты стали объезжать известные в крае точки питания.

Наш корреспондент Максим Каленник отправился в Шкотово, чтобы разобраться в истории.

У Людмилы последняя партия пирожков в эту смену. В Шкотово их выпекают и жарят каждую ночь на радость покупателям. Большинство из них — исключительно транзитные. И этот факт с недавних пор доставляет беспокойство.

Нина Лисняк, директор Шкотовского отделения Примкрайпотребсоюза: «То, что открыли такую прекрасную дорогу- плюс огромный! Все летят, все восхищены! Минус - пошел отток, сто процентов, мы просто ахнули! Мы открыли допточку в Романовке, но это временно, когда откроют Царевку она будет в такой же ситуации как Шкотово!».

Весь Приморский край ждал открытия скоростной трассы в обход Артем-ГРЭС, Штыково и Шкотово. Современная дорога между Владивостоком и Находкой как воздух нужна. Задуманная для роста экономики региона в целом, она же и повлияла на ситуацию на местах.

Трасса сбежала всего полгода назад и уже есть первые потери. Одно из самых популярных кафе на этом участке - «Лесная фея» - особенно среди дальнобойщиков. Но сейчас их маршруты проходят в стороне.

В Приморье такое уже проходили. Начало 90-х. На радость автомобилистам построили обход Раздольного. С той поры село осталось без внимания. 2011-й – открыли 25-километровый обход Уссурийска, уснула Михайловка. Это явление известно всему миру: трасса ушла - деньги увезла!

Сеть придорожных мини-кафе смекнула быстро – надо что-то делать! Им проще, чем другим. Переехали на 15 километров к новой развилке, но трасса и отсюда скоро уйдет, а взять в аренду участки земли вдоль новой магистрали не смогли.

Дмитрий Лутченко, директор сети придорожных кафе: «Мы пытались, зашли в Минтранс по официальным каналам. На сказали: «мы вас ждем». Мы подготовили все документы. Устно нам сказали, что проект прошел, подавайте заявку. Мы подали, но в итоге нам сообщили, что ее взял другой человек, все 4 зоны. Хотя нам нужны были две. А буквально месяц назад он вышел на нас и предложил за участок по 250 тысяч рублей. Если честно - совершенно космическая стоимость».

Шкотово и Штыково вмиг опустели. Еще недавно эти села невозможно было объехать, а на дороге даже пробки случались!

На часах 10 утра, а на этой трассе практически никого! Такого здесь никогда еще не было. Ну, разве что, с утра первого января!?

Наталья Токий, предприниматель: «Очень глобально ощутили, выручки упали минимум на 50 процентов, а еще не было зимы. Летом еще как-то проезжали через нас на моря, а сейчас... У нас тут нет градообразующего предприятия. В Штыково - водоканал, в Смоляниново - депо».

Кстати, трасcу тянут дальше, Смоляниново она на 16 километров обойдет. А еще и Романовку. С современной дорогой она соединится только около Петровки. У представителей шкотовского окружного совета предпринимателей есть идея.

Наталья Токий, предприниматель: «Следующее заседание у нас 30 ноября. Я хочу выйти с предложением, чтобы нам предоставили в районе развилки какую-то площадку, как у нас здесь, именно тем, кто пострадал из-за того, что дорога пошла мимо. Мы бы арендовали, мы бы сами все построили, выделите землю».

Место хорошее, «клёвое» во всех смыслах. Здесь бухта Муравьиная почти впритык у дороги, поблизости устье реки Артемовки. Точка рыбная — с удочками здесь стоят круглый год. Эти граждане и все транзитно-пролетающие – потенциальные спасители малого бизнеса Шкотово, Штыково и, скорее всего, даже Смоляниново. Но только в случае, если предпринимателям участки предоставят.