8,1K подписчиков

Тони Старк - не нарцисс?

273 прочитали

Вот бывает так - сидишь, думаешь: о чём бы этаком написать - а тут в комментах возникает интересное обсуждение на тему, которая тебе самому всегда казалась очевидной. И так вот произошло с вопросом - а является ли нарциссом Тони Старк, он же Железный Человек?

И прежде, чем обсуждать эту тему, нужно немного определиться с терминологией. Хотя бы потому что на самом деле, у каждого человека иногда проявляются какие-то нехорошие психологические качества - все мы иногда эгоистичны, все мы иногда манипулируем, все мы иногда злимся и так далее - по-научному это называется "нарциссическими тенденциями". Но нарциссизм как заболевание имеет довольно чёткие критерии диагностики. Их всего девять, для положительного диагноза принято, чтобы было хотя бы пять из них:

1) Грандиозное, преувеличенное самомнение (напр. преувеличенное мнение о своих талантах и достижениях).

2) Поглощённость фантазиями о неограниченном успехе, власти, великолепии, красоте или идеальной любви.

3) Вера в свою «исключительность», вера в то, что должен дружить и может быть понят лишь себе подобными «исключительными» или занимающими высокое положение людьми.

4) Нуждается в чрезмерном восхвалении.

5) Ощущает, что имеет какие-то особые права (напр. необоснованное требование предпочтительного отношения к себе или автоматического удовлетворения собственных ожиданий со стороны окружающих).

6) Использует других для достижения собственных целей.

7) Не умеет сочувствовать.

8) Часто завидует другим и верит, что другие завидуют ему.

9) Демонстрирует высокомерное, надменное поведение или отношение.

При этом я не хочу прямо сильно превращать статью в лекцию, это просто для понимания, на что мы будем ориентироваться. А так - как обычно, просто включу фильм, и буду записывать интересные моменты. Ну и да, поскольку Железный Человек - один из главных героев и один из наиболее прописанных и изменяющихся персонажей в киновселенной Marvel, то мы будем оценивать его не целиком, а только по первому фильму - "Железный Человек", в котором он, по идее, он должен быть самым-самым ярковыраженным нарциссом. Поехали.

Нам, собственно, с самого начала заявляют, что Тони Старк далеко не против побыть в центре внимания - ему нравится его известность, нравится внимание со стороны окружающих. Но при этом буквально в следующей сцене мы видим, как он забивает на какую-то престижную награду, не появляется на церемонии награждения, а сам приз отдаёт случайному человеку. То есть, у него нет особой нужды в том, чтобы его постоянно хвалили. Более того, его лучшим другом является Джеймс Роудс, человек, который не только восхищается его гениальностью, но и постоянно ему выговаривает за опоздания, за неправильное поведение и так далее. Клинический нарцисс в таких случаях ведёт себя, повторюсь, как Хоумлендер - людей, которые не оказывают ему должного обожания или уважения он будет стараться как-либо "уничтожить" - физически убрав от себя, морально задавив, снизив их авторитет и так далее. Тони Старк ничего не делает, чтобы исправить своё поведение, но на критику особо не реагирует. Единственное исключение - его вторая встреча с журналисткой, когда та предъявила ему фотографии проданного оружия. В этот момент Старк уже отказался от производства вооружений, поэтому доказательства обратного задевают его до глубины души, и это единственный момент, в который он начинает оправдываться: "Я - это ещё не вся компания".

Похожий дуализм заметно и в других случаях вот этой стартовой сцены знакомства с персонажем. Да, с одной стороны он абсолютно бессовестно затаскивает в постель журналистку и потом просто уходит заниматься своими делами, но при этом он первым делом интересуется - не обиделась ли она? Да, он забывает про день рождения Пеппер Потс, но ему от этого неловко - это заметно по тому, как он на секунду отводит в сторону глаза. Да, он опаздывает на три часа, но потом очень активно просит прощения у Роудса. Не говоря уж о том, что чуть позже он всеми силами будет пытаться спасти Инсена, даже ставя на кон успех своего побега.

В целом, похожая неоднозначность видна и в главной мотивации создания Железного Человека. С одной стороны - Тони Старк осознаёт вопрос этичности торговли оружием только когда это касается лично его, но при этом он всё-таки чувствует ответственность и отказывается строить "Иерихон" для террористов, даже изначально не имея никакого альтернативного плана для спасения собственной жизни. Более того, позже, уже выбравшись на свободу, он, пусть и не на словах, но на деле, признаёт: "Я был неправ", и переводит свою компанию на производство мирной продукции. Опять-таки, клинический нарцисс в таких случаях, скорее, будет манипулировать чужим мнением и убеждать самого себя, что это другие виноваты, а он делал всё правильно, и ему самому меняться не надо (тем более, что у самого Тони Старка для этого есть железная отмазка - оружие террористам, действительно, продавалось без его ведома).

Вот бывает так - сидишь, думаешь: о чём бы этаком написать - а тут в комментах возникает интересное обсуждение на тему, которая тебе самому всегда казалась очевидной.-3

При этом у Тони Старка нет особых проблем с тем, чтобы признавать чужие заслуги. Позже мы увидим это в "Мстителях", где он назовёт прекрасной научную работу Брюса Беннера, но и в "Железном Человеке" это тоже время от времени проскальзывает - он интересуется у Инсена, сколько тот знает языков (то есть, знаниями, в которых сам Тони заведомо более слаб), признаёт, что Пеппер - гораздо более лучший организатор и намного более ответственный человек, чем он сам.

Вот бывает так - сидишь, думаешь: о чём бы этаком написать - а тут в комментах возникает интересное обсуждение на тему, которая тебе самому всегда казалась очевидной.-4

Может, у Тони Старка есть поглощённость фантазиями? Это кажется очевидным, но на самом деле тут тоже не всё так однозначно - да, его идеи грандиозны, но при этом и он сам - грандиозный человек, которого окружает грандиозная реальность. То есть, все его идеи про термоядерный реактор, Железного Человека и прочее - это, больше не фантазии, а реальность, которую он может создать. В его голове нет ничего такого, ну прямо совсем уж противоречащего реальности. Конечно, его увлечённость масштабными идеями является признаком нарциссизма, но это тот случай, когда нарциссическая тенденция может быть полезной, и у Тони Старка она не переходит грань, за которой надо бить в колокол и спасать окружающих.

Вот бывает так - сидишь, думаешь: о чём бы этаком написать - а тут в комментах возникает интересное обсуждение на тему, которая тебе самому всегда казалась очевидной.-5

Ну и дальше там всякая скучная супергероика без особо интересных моментов.

Итого у нас получается три чётких критерия - надменное поведение, грандиозное самомнение и требование исключительных прав для себя. А вот всё остальное - не настолько однозначно, и даже сильно постаравшись мы не найдём даже у раннего Тони Старка многих признаков нарциссизма, добравшись только до пяти-шести, в зависимости от нашей личной оценки. Если мы предположим, что Тони Старк - нарцисс, то он представляет из себя такой интересный подтип как "уязвимый нарцисс" - это дети, которые в детстве не получали достаточно родительской любви и поддержки, и они вырастают нарциссами, но при этом такими, "тихими" - это интроверты с уязвимой самооценкой, которые знают о своём нарциссизме и стыдятся его, они не доверяют людям, ведут затворнический образ жизни, не требуют постоянного прямого признания. Именно такой нарцисс способен искренне извиниться за какой-то поступок - потому что ему стыдно, но потом снова вернуться к тому же самому (особенно при стрессе).

И проблема с Тони Старком в этом плане заключается в том, что вот уж каким-каким, а "тихим" он точно не является. Мы видим склонность к этому типу нарциссизма в те моменты, когда он искренен, когда он находится наедине с Пеппер. Но когда он выходит на люди, то, как броню, надевает на себя образ типичного грандиозного нарцисса, того самого яркого, наглого и самоуверенного человека, которого мы обычно и представляем при слове "нарцисс". Для Тони Старка показывать себя ярким нарциссом - это желание спрятать от людей свои страхи, сомнения и уязвимости. То есть, там где остальные уязвимые нарциссы, или люди, находящиеся близко к этой планке, стараются для самозащиты казаться обычными нормальными людьми, Тони Старк, наоборот, выкручивает всё на максимум, защищая себя таким необычным способом.

Об этом, кстати, говорит его реакция на собственное досье, которое во втором фильме собрала Наташа Романофф - на слова "Типичный нарцисс" он спокойно отвечает: "Согласен". Забавно, но это как раз один из признаков человека, который нарциссизмом не страдает (как минимум, грандиозным) - ведь для нарцисса упоминание в негативном ключе о том, что он нарцисс - это травма, это нападение на него, постановка под сомнение его объективности и идеальности, и ответом на обвинение в нарциссизме, скорее, будут служить либо отрицание, либо гнев.

Вот бывает так - сидишь, думаешь: о чём бы этаком написать - а тут в комментах возникает интересное обсуждение на тему, которая тебе самому всегда казалась очевидной.-6

Такие дела. Тони Старк, конечно, очень склонен к нарциссизму (очень, ОЧЕНЬ склонен), и, скорее всего, если бы в реальном мире он пришёл к психотерапевту, то получил бы такой диагноз. Но при этом его склонность к нарциссизму далеко не такая "махровая", как это может показаться на первый взгляд, и с персонажами типа Хоумлендера или Джека Воробья в этом плане он даже рядом не стоит - вот они это да, без всяких оговорок и сомнений нарциссы просто в доску.

А что самое главное - история Железного Человека это очень хорошее и наглядное представление того, что даже имея психологические проблемы, с ними можно научиться жить, с ними можно научиться справляться, с ними можно развиваться и становиться более хорошим человеком. Главное - захотеть это сделать.