Найти в Дзене

Лемешев-педагог. Мысли об оперном театре и советы молодым певцам.

Из записных книжек С.Я. Лемешева. Сергей Яковлевич Лемешев всегда был очень благожелателен к молодым певцам, стремившимся постичь сложное искусство оперы. Зная по собственному опыту, настолько важно в самом начале певческой карьеры встретить на своем пути знающих и неравнодушных педагогов и стремясь передать свой опыт молодежи, в 1959 -1961 годах Лемешев берет на себя руководство Оперной студией при Московской Консерватории. Автор статьи, посвященной студии "Здесь рождается мастерство", опубликованной в те годы, так писал о работе Сергея Яковлевича над студенческой постановкой "Севильского цирюльника" : " Лемешев сам показывает, как нужно обращаться со шпагой, плащом, гитарой, подсказывает интересные, совсем неожиданные приемы, убирает мелкие, суетливые жесты. И постепенно молодые актеры обретают на сцене ту свободу и непринужденность, без которых не может быть настоящего творчества. Лемешев не увлекается постановочными эффектами. Его режиссура — это прежде всего забота о певце, стрем
Оглавление

Из записных книжек С.Я. Лемешева.

Лемешев репетирует "Евгения Онегина" со студентами в Оперной студии Консерватории.
Лемешев репетирует "Евгения Онегина" со студентами в Оперной студии Консерватории.

Сергей Яковлевич Лемешев всегда был очень благожелателен к молодым певцам, стремившимся постичь сложное искусство оперы. Зная по собственному опыту, настолько важно в самом начале певческой карьеры встретить на своем пути знающих и неравнодушных педагогов и стремясь передать свой опыт молодежи, в 1959 -1961 годах Лемешев берет на себя руководство Оперной студией при Московской Консерватории. Автор статьи, посвященной студии "Здесь рождается мастерство", опубликованной в те годы, так писал о работе Сергея Яковлевича над студенческой постановкой "Севильского цирюльника" :

" Лемешев сам показывает, как нужно обращаться со шпагой, плащом, гитарой, подсказывает интересные, совсем неожиданные приемы, убирает мелкие, суетливые жесты. И постепенно молодые актеры обретают на сцене ту свободу и непринужденность, без которых не может быть настоящего творчества. Лемешев не увлекается постановочными эффектами. Его режиссура — это прежде всего забота о певце, стремление как можно полнее раскрыть его индивидуальность. "Мизансцена должна быть внутренне оправдана, удобна для исполнителя. Она должна разбудить его актерскую инициативу", — говорит он.

Поэтому в спектаклях, поставленных Лемешевым, создается атмосфера непринужденной импровизации и искреннего молодого задора. Он мягко, но настойчиво добивается безупречной музыкальности, точности вокального рисунка, но никогда не увлекается только этим. "В опере вы обязаны не только хорошо петь, но и понимать, что поете, —говорит он. — Нужно дорожить словом, заботиться о его выразительности. Без этого нет оперного искусства."

Лемешев охотно делится с учениками своим богатым вокально-сценическим опытом...И все это освещено неповторимым человеческим и артистическим обаянием, заразительной непосредственностью его таланта."

Даже после инфаркта, испытывая большие проблемы со здоровьем, Сергей Яковлевич не порывает с педагогической работой: в 1969- 1971 гг. он возглавлял кафедру сольного пения в Консерватории, а также вокально-оперную студию Центрального Дома ученых. В своей автобиографической книге "Путь к искусству" певец целую главу посвятил тем поколениям, которые придут на смену им - великим солистам "Золотой эпохи" Большого театра. С верой в светлое будущее своей социалистической Родины, Лемешев пишет: "...я обращаюсь к вам, молодые певцы, берегите свои таланты, растите их, не разменивайте на дешевый успех, короткую славу, материальное благополучие. Вам много дано нашей страной, которая обеспечила неограниченные возможности всего отечественного искусства и каждого его таланта, каждого дарования, в котором горит искорка подлинного творчества".

На такой оптимистической ноте он заканчивает свою автобиографию. Но следует помнить, что автор сочинял и публиковал её в стране с действующей партийной цензурой, которая хотя и ослабела во времена хрущевской оттепели , но все таки функционировала и весьма эффективно. Мудро взяв литературным редактором своей книги ведущего музыкального критика СССР Елену Грошеву, Лемешев смог подстраховать себя от придирок партийных чиновников и рассказать, хотя бы кратко, об эпизодах своей биографии, о которых в сталинские времена лучше было не вспоминать (работа в Русском оперном театре в Харбине). Но, с другой стороны, он старался избегать слишком категоричных высказываний в адрес тех работников театра, в основном, режиссеров, с которыми у него расходились взгляды на природу оперного спектакля и пути развития оперного искусства. Размышления, часто критические, великого оперного артиста о системе Станиславского, которая была в СССР фактически официально "канонизирована", также не нашли своего полного отражения на страницах "Пути к искусству", как и тревога мастера о том, как постепенно размываются понятия подлинной народности, гармонии и красоты в современном ему музыкальном театре. Особенно волновала Сергея Яковлевича учащаяся молодежь, поведение и интересы которой он мог воочию наблюдать, преподавая на кафедре в Консерватории.

С.Я. Лемешев - руководитель Оперной студии Московской Консерватории. 1960 г.
С.Я. Лемешев - руководитель Оперной студии Московской Консерватории. 1960 г.

Мысли, которые Лемешев дипломатично сгладил или не смог раскрыть на страницах своей автобиографии, нашли отражения в его записных книжках, которые хранятся сейчас в личном фонде певца в Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Деликатный и доброжелательный по характеру, Сергей Яковлевич и здесь предельно аккуратен в оценках. Перед нами записи по - настоящему культурного человека , для которого важно само искусство, а не его персональное место в этом искусстве. Здесь нет и следа самолюбования, какой либо профессиональной ревности, так часто встречающейся у артистов. Пед нам размышления зрелого художника о творчестве, в которых чувствуется тревога о том, каким путем пойдет развитие отечественного оперного театра и смогут ли молодые певцы удержать высочайшую планку, поднятую их предшественниками.

Здесь мне хотелось бы поделится некоторыми цитатами из записных книжек великого русского певца и замечательного, вдумчивого педагога Сергея Яковлевича Лемешева. Насколько они актуальны в наши дни, мой читатель решит для себя сам.

"У нас много певцов, но мало настоящих художников. Торопимся выходить на публику, надо больше работать над художественной отделкой репертуара. Великий Л. Толстой сказал: пиши только тогда, если не можешь не писать. Это высказывание почти в одинаковой мере можно отнести и к певцам."

"Я не считаю Систему Станиславского целиком полезной для оперного певца, а для начинающего певца я считаю ее даже в чем-то вредной. Пользоваться этой системой следует умело и осторожно. Система Станиславского так внутренне накачивает певца жизненной правдой, что петь слово он уже считает "вампукой". И получается, что он по-настоящему не поёт и не говорит, а находится на этакой золотой середине."

"В молодых актерах нужно воспитывать и развивать творческую инициативу и хороший вкус. Нужно научить наших молодых певцов работать над собой самостоятельно... Нельзя их только водить за ручку по сцене и говорить им: вот там сядьте, а там встаньте, здесь поверните голову, а тут сделайте три шага вперед, а тут два шага в сторону и т.д. Такой «системой» нельзя достичь хороших результатов в творческом формировании молодого артиста. Нужно чтобы постановщик был не только режиссером, но и учителем сцены."

"Для молодых, неопытных певцов режиссер должен иногда облегчать сценические задачи. Качество пения нельзя приносить в жертву никакому, пусть будет даже самому красивому, самому выгодному движению."

"Бытовые и натуралистические подробности не следует подчеркивать и показывать на сцене".

"Некоторые современные режиссеры, занимающие ведущее положение в оперных театрах, не понимают ни певцов, ни вокального искусства вообще. А не понимают, потому что не любят ни певцов, ни вокального оперного искусства."

"Вот уже 40 лет мы стремимся заставить наших слушателей полюбить новую музыку, новые оперы, а слушатели упорно сопротивляются. Можно ли из всех, написанных советскими композиторами, опер спеть с успехом хоть одну арию в концерте? Я такой арии не знаю, не слыхал".

"Самый злой враг в современных операх - это язык, которым объясняются герои. Язык будничный, суконный, скучный, обыденный, не романтичный язык, который не просится на музыку, примитивный, серенький и т.д. Его к музыке приходится притягивать канатами, оттого неинтересно и трудно слушать. Князь Игорь в своей арии, в плену, в патриотической арии вспоминает о своей жене (Ты одна голубка Лада... все ты мне простишь и т.д.) А мы бы нашему герою не простили, что он в такой ответственный момент мыслями обращается к жене. Можно вспомнить только о Родине и о партии, но не о жене. Партия, Родина, идея, долг, честь и т.д. - все это очень хорошо, но надо знать чувство меры, пользуясь этими большими словами где и когда их нужно произносить, и главное, что еще кроме этого нужно."

"Прекратился приток новых свежих сил, новых выдающихся голосов, особенно мужских."

"Ясный ум, чистое сердце, благородная и возвышенная душа - эти качества необходимы певцу, который своим пением хочет уводить в мир прекрасного всех, кто его будет слушать… Надо, чтобы была романтическая душа и классическая выучка."

На репетиции в Оперной студии Московской Консерватории. 1960 г.
На репетиции в Оперной студии Московской Консерватории. 1960 г.

"Голосовой аппарат певца очень нежный инструмент, он не любит, не терпит над собой насилия. Поэтому, когда певец работает над выразительностью фразы, должен все время помнить о правильности голосоведения."

"Наша молодежь. В погоне за выразительностью, которую от нее требуют, наши молодые певцы делают грубейшие ошибки, промахи по линии голосоведения - перенапрягают, «форсируют» звук, отсюда очень быстрые отрицательные результаты. Как-то: усталый напряженный звук, тусклость тембра голоса, появляется фальшивая интонация и так далее, а в целом, все это тормозит развитие вокалиста, а иногда и губит его, не давая возможности преодолеть ему трудности в ответственных партиях. Дирижер безусловно может дать очень много полезных советов. Но только советов - не более, а здесь нужна кропотливая работа, ежедневная, постоянная в течение ну хотя бы пяти, трех лет..."

" Артист, систематически опаздывающий на репетиции (на работу в театре) должен рассматриваться не только как нарушитель дисциплины, но и как чуждый человек театру, чуждый сценическому искусству, ибо опаздывать может только тот, в ком нет артистического огонька. Кто испытывает муки и наслаждения творчества, тот никогда не опаздывает."

"Когда нет общей вдохновенной приподнятости у исполнителей - получается скучный спектакль. Мы не должны допускать таких разговоров у зрителя: Я видел этот спектакль 10 -15 лет тому назад - он на меня произвел лучшее впечатление, чем теперь."

"..Мне хочется еще раз напомнить нашим студентам, что они должны воспитывать в себе чувство скромности и трудолюбия, чувство ответственности и самокритичности. Никогда не останавливаться на достигнутых результатах. Все эти качества очень украшают артиста - только они помогут ему стать настоящим художником. Только они дадут ему право рассчитывать на уважение и любовь своего народа.

Каждый художник - артист, если он хочет стать хорошим, большим художником, не должен, не имеет права замыкаться в кругу своей профессии. Он обязан интересоваться жизнью своего общества - быть передовым человеком в этом обществе."

"Для того, чтобы играть музыку или петь взволнованно, задушевно, проникновенно и красиво кажется, не так уж много нужно исполнителю. Это профессионализм, хорошую, эмоциональную душу, которая откликалась бы на желания и мысли композитора, поэта. Еще нужен хороший вкус, чувство меры... Словом, настоящее понимание музыки. Нет. Оказывается необходимо иметь многое. А если сказать коротко - надо иметь талант! Культуру (эмоциональность)".

"Жить в искусстве легко тогда, когда актер любит себя в искусстве. Но если актер любит искусство в себе - то тогда очень трудно." (С.Я. Лемешев)

©Лемешев. Золотой голос России

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.