Найти тему

Как школа мешает учиться или личное разочарование в системе образования

Это личная история. Впрочем, я уверен, что она вторит многим таким же историям других людей, как учащихся, так и уже выпустившихся. Во многом из-за этого личного характера какие-то доводы и суждения будут ссылаться лишь на личный опыт одного образовательного учреждения, отчего будут субъективными.

Всё познаётся в сравнении.

Основная цель школы — учить, давать ребёнку знания, которые будут показывать ему всю красоту и многогранность мира, знания, которые останутся с ним на оставшуюся жизнь и в важности которых он не будет сомневаться. Учебное заведение, в котором я провёл 11 лет, с этим не справилось. Я, несомненно, усвоил часть этих знаний и проникся красотой наук, особенно — технической направленности, но сделал это не в стенах школы.

Я много пропускал. Поначалу просто, по личным причинам и просто от безделья, но чем дальше, тем более осознанной и взрослой становилась причина нежелания посещать учебное заведение — я хотел учиться. А ещё хотел, чтобы меня уважали и считались с моим мнением, или, хотя бы, банально, чтобы мне было комфортно тратить впустую часы своей жизни. Получить этого я не смог.

Я учился на курсах отличного специалиста "Вайлда" (Wild Mathing), я слушал объяснения физических и химических явлений в природе от своих близких друзей, горящих наукой, я изучал математику и информатику самостоятельно, по пособиям и видео людей, имеющих непосредственное отношение к данным областям и понимающим, как они работают в тонкостях. Это было прекрасно, и это заставило меня окончательно разочароваться в системе образования. Конечно, я задумывался, что это может быть лишь статистической ошибкой, и мне просто не повезло, но во-первых, моё учебное учреждение по статистике не из худших, во-вторых, не только у меня так, поэтому смею заявлять о том, что сама система всё же виновата в том, что меня разочаровало.

-2

Глупость не порок.

Несмотря на стремление учиться и хорошую успеваемость, мне максимально некомфортно находиться в школе. Первые причины исключительно физического характера: достаточно неприятный контингент, поведение которого учителя не корректируют, отравленный паром электронных сигарет воздух, придирки по поводу внешнего вида (хотя это тема для отдельного обсуждения, так что в объективные минусы не записываю), следующие же кроются в духовном: отсутствие права на ошибку, пристыжение за незнание базовых вещей в предмете, сравнение с другими, коллективная ответственность и отсутствие права голоса играют свою роль. Разберём по порядку.

  1. Отсутствие права на ошибку.
    Школа отбивает желание предполагать, желание ошибаться, так необходимое для качественного образования. Когда за неверные ответы над тобой подшучивают, бросают фразы по типу "стыдно не знать", напоминают о промахе спустя время и другими способами убивают желание хоть что-то говорить, появляется страх и неуверенность в себе. Нет ничего плохого в ошибках. А фраза "стыдно не знать" лишена смысла. До определённого момента каждый из нас чего-то не знал, у кого-то момент познания наступает раньше, у кого-то позже. Стыдно избегать своей прямой функции давать знания посредством сваливания вины на учащегося.
  2. Пристыжение.
    Худшая вещь из перечисленных. Меня коснулась не так сильно, как могла, верно из-за того, что учился я достаточно хорошо. Но слышать, как других чуть ли не оскорбляют за незнание и плохую успеваемость, рассказывают им, где они окажутся в будущем и что о них будут думать другие... Минуты, в которые кому-либо приходится слушать подобное, оказываются куда хуже, тем то будущее, которым любят запугивать учителя. Я не говорю ничего не делать с неуспевающими детьми, но я говорю перестать заниматься вредными для их жизни (и, как следствие, этой самой успеваемости) вещами. Спокойным диалогом можно решить всё. А если это не удастся, то оставить человека в покое, спокойно объяснив ему положение вещей, будет всяк лучше, чем ставить его (и весь класс, при котором это происходит) в неудобное положение. На личном примере, я полюбил физику не из-за того, что мне напоминали о моей необразованности, а из-за того, что я увидел её красоту, заинтересовался ей с целью познания мира, в котором живу. Сравнение с другими сюда же. У всех свой темп, и школа не может объективно оценивать значимость и важность людей по своим критериям. Творческие люди могут учиться на одни тройки — делает ли их это менее гениальными? Ни один предмет в старшей школе не проверяет явные творческие навыки детей, а после слов о том, что акценты в вашей жизни расставлены иначе, чем того хотят учителя, от вас не отстанут, поверьте мне на слово.
  3. Коллективная ответственность.
    "Не подведите класс.", "Вы меня предали.", "Вы защищаете честь школы.". Ужас. Буду краток, школа, в которой коллектив подобран случайно и шансы на совместимость отдельных его членов крайне малы, не должна иметь права говорить одному из них, что он ответственен за других. Это личный путь, и отвечать за других ученик должен по желанию. Не сваливайте на растущий организм непрошенную ответственность.

-3

И самое, на мой взгляд, важное: большинство учителей не любят и не знают свой предмет. Звучит смешно, но правда. Я могу вспомнить двух-трёх учителей, что по-настоящему горели своим делом. Горели, и зажигали других. Не без своих недостатков, но всё же. Прекрасно видеть специалиста, любящего своё дело.

Но то были исключения. В большинстве случаев предмет был очень далёк от науки, сводился до алгоритмических рутинных действий и заучивания. Учить стихи, не понимая их смысл, учить теоремы, не зная, как они выводятся и не понимая сути их устного изложения — то было не редкостью.

Этот относительно короткий текст это лишь печальные мысли, но не подумайте, что я лишь критикую и жалуюсь, напротив, я знаю, что нужно, чтобы исправить положение школы. То, что происходит на глобальном уровне, мне нравится, ФООП оказал положительное влияние на образование, раз даже я в своей школе почувствовал, что стало лучше. Но он устраняет некоторые физические недостатки и недостатки системы вне людей. А проблема лежит глубже: в психологии.

Есть прекрасные видео о том, как работает человеческий мозг во время игр и почему они нас так затягивают, в отличие от учёбы, и как, пользуясь приёмами игроделов, заставить себя эффективнее учиться. Стоило бы внедрить их в школу. Ведь это учебное заведение очень важно для нации в целом: поколение должно быть образованным. А школы, подобные той, в которой я учился, преподносят науку как что-то неимоверно скучное, бессмысленное и унылое, отбивая желание учиться.

Школа должна притягивать, а не отталкивать.

На сегодня всё. Я был рад поделиться своими мыслями, и, возможно продолжу их во второй части, подробнее раскрыв тему и указав конкретные пути решения видимых мною проблем. Буду рад подискутировать в комментариях.

До встречи!