Найти тему
Царьград

Слова Патриарха, которые показали дорогу: Формула русского мира и национальная идея названы

Оглавление
ФОТО: ЦАРЬГРАД
ФОТО: ЦАРЬГРАД

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на XXV Съезде Всемирного Русского Народного Собора с докладом, посвящённом теме "Настоящее и будущее Русского мира. Слова предстоятеля многим открыли глаза и указали главный русский путь.

РЕДАКЦИЯ ЦАРЬГРАДА

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники, делегаты и гости Всемирного Русского Народного Собора!

Сердечно рад приветствовать всех собравшихся. Для Всемирного Русского Народного Собора нынешняя 25-я сессия является особенной — юбилейной, с чем всех нас от души поздравляю.

Нашему Собору в то время, когда он создавался, не обещали долгой жизни, многие считали его неудачным опытом, который провалится в условиях многонационального государства или деградирует, объединив маргинальные силы квазипатриотического направления. Тогда некая ирония в отношении данного вопроса присутствовала и в сознании некоторых политиков и общественных деятелей. Но затем всё стало постепенно меняться - потому что уже с первого Собора стало ясно, что он имеет потенциал, который может оправдать своё название.

Создание Всемирного Русского Народного Собора, как и его нынешняя 25-я сессия, подводит определённую черту под этой эпохой  и вызывает у многих из здесь присутствующих определённые мысли, надежды и чаяния, Может, даже некоторые опасения, потому что не всё так просто в нашем мире. С другой стороны, я уверен в абсолютной необходимости и важности такого собрания, каковым является Всемирный Русский Народный Собор.

Конечно, за 25 лет было много всего – и хорошего, и плохого. Поэтому, подводя итог проделанной за эти годы работе, мы должны честно поговорить о том, что получилось, а над чем ещё предстоит поработать, что требует корректировки. Ведь речь идёт о вопросах, имеющих большое, стратегическое значение для жизни нашего общества и духовного развития народа, укрепления всех сторон жизни нашего Отечества.

К этим рассуждениям побуждает нас и тема нынешнего юбилейного Собора — "Настоящее и будущее Русского мира". Вспоминаю, как создавался этот общественный форум 30 лет назад, в далёком 1993 году.

В условиях всеобщей растерянности запрос на поиск неких объединяющих начал был чрезвычайно востребован и актуален. Некоторые пытались создать некую общность людей, которая могла бы аккумулировать необходимые идеи, мысли, помогающие народу выстроить своё понимание будущего, но они всегда увенчивались успехом.

Но тема Русского мира, будущего России была настолько важна, вокруг неё было столько драматизма и напряжения, и одновременно она несла в себе такой творческий потенциал, что он не мог не разрешиться в результате многих общественных дискуссий.

ПАТРИАРХ ПОЗДРАВИЛ УЧАСТНИКОВ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА С 25-Й ЮБИЛЕЙНОЙ СЕССИЕЙ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
ПАТРИАРХ ПОЗДРАВИЛ УЧАСТНИКОВ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА С 25-Й ЮБИЛЕЙНОЙ СЕССИЕЙ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Так возникла идея учреждения общественного форума, на котором все, кто ощущал свою причастность к русскому народу и русской культуре, кто неравнодушно воспринимал происходящее в обществе, могли бы обсуждать возникающие их вопросы и делиться своими идеями. Важно было создать пространство свободного и честного диалога о судьбах Отечества, чтобы консолидировать здоровые общественные силы, готовые созидательно трудиться ради возрождения России, формулируя ответы на непростые вызовы времени.

Ответы, приемлемые в том числе и для граждан, которые по национальности не являются русскими. Это была изначальная идея Всемирного Русского Народного Собора – не отрекаясь от своей русскости и никак её не умаляя, сделать всё для того, чтобы служить всему многонациональному народу нашей страны.

Всё ярче и настойчивее стали обсуждаться темы цивилизационной индивидуальности России и духовных истоков такой самобытности. Всё чаще стало звучать сочетание русский мир для выражения особого культурного феномена России. Выступая с докладом в 2004 году, я отмечал, что обращение к этому понятию спустя почти 10 лет после учреждения Всемирного Русского Народного Собора связано в том числе и с тем, что за прошедшие годы Россия, наконец, определилась аксиологически и начала осознавать себя страной православного большинства, которая наследуя богатую православную традицию – православной.

Традицию, имеющую ключевое значение для формирования отношения к явлениям в социально-политической, экономической и духовно-культурной областях общественной жизни. Мы оказались способны начать серьёзно, в том числе в рамках Всемирного Русского Народного Собора, изучать эти проблемы и начать их обсуждать.

При этом было бы неправильно понимать Русский мир в узко национальном смысле как культуру русского этноса или ограничивать данное понятие существующими ныне политическими границами, разумея под Русским миром исключительно Российскую Федерацию.  Вот почему в нашем Соборе с самого начала активное участие принимали люди, живущие далеко за пределами России.

Напомню сказанные без малого 20 лет назад важные слова, которые не теряют своей актуальности и поныне:

Для нас Русский мир — это не этническое понятие. Русский мир включает в себя и все народы, принадлежащие к другим религиям, но разделяющие одни ценности общественной жизни вместе с русским народом. Именно Россия, осознающая себя православной, способна поддерживать в единстве различные культуры. В течение веков Россия выработала механизм сосуществования различных культур и религий, которые принимают одни общественные ценности, но сохраняют свою религиозную самобытность.

Использование в российском общественном дискурсе понятия Русский мир вызвало немало сильных эмоций как внутри страны, среди сторонников либеральной модели развития, так и среди наших, как сейчас принято выражаться, западных "партнёров", усмотревших в этом понятии явные признаки возрождения русского самосознания. Вместе с тем сама идея духовно-культурного мира не является каким-то новшеством. Это не измышление ума, но распространённый феномен, характеризующий развитие определённого типа культуры, создавшей в ходе успешного бытования уникальную ценностную парадигму. Об этом мне и хотелось бы сказать несколько важных слов.

ИДЕЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРУМА ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕМ, КТО ОЩУЩАЛ СВОЮ ПРИЧАСТНОСТЬ К РУССКОМУ НАРОДУ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ, КТО НЕРАВНОДУШНО ВОСПРИНИМАЛ ПРОИСХОДЯЩЕЕ В ОБЩЕСТВЕ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
ИДЕЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРУМА ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕМ, КТО ОЩУЩАЛ СВОЮ ПРИЧАСТНОСТЬ К РУССКОМУ НАРОДУ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ, КТО НЕРАВНОДУШНО ВОСПРИНИМАЛ ПРОИСХОДЯЩЕЕ В ОБЩЕСТВЕ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Формула Русского мира

Явленная в истории цветущая сложность человеческой цивилизации есть, безусловно, действие мудрого Промысла божьего. Это "богатство исторического сада Божия", как об это писал Ильин, призвано показать многообразие дарований, которыми наделил Всевышний Творец каждый народ. Правда, народы распоряжаются этими талантами и может будут распоряжаются и, к сожалению, не всегда по совести, примеров чему мы видим в истории немало.

Некоторым культурам свойственно выходить за естественные национальные границы и, преодолевая этническую замкнутость, самим становиться источником для развития других народов и оказывать влияние на их общественное устроение и духовную жизнь. Такое расширение культуры, происходившее в прошлом нередко с использованием военно-политических методов, приводило к созданию целых культурных ареалов культурных миров. История помнит немало подобных примеров. Так, знаменитый Пакс Ромáна (Pax Romana) стал символом наивысшего могущества Римской империи, Пакс Испáника (Pax Hispanica) — временем расцвета Испании, распространившей своё влияние на южноамериканские земли, а Пакс Бритáника (Pax Britannica) стал обозначением периода мирового господства британских порядков и колониализма.

Сегодня говорят о Пакс Америкáна (Pax Americana) — сложившемся культурном и геополитическом союзе вокруг Соединённых Штатов Америки, которые являются ядром особой экономической, политической и идеологической системы. Не будем забывать, что существует и огромный Арабский мир, объединяющий страны арабской культуры. Более того, на основании социокультурной общности создаются даже целые организации: например, Лига арабских государств или Союз южноамериканских наций, объединяющий страны Латинской Америки.

Список этих культурных миров можно продолжать долго. В конце концов, и наши православные братья-греки уже много веков твердят о существовании Греческого мира и воспевают великие ценности эллинизма. Никого это не смущает. Но стоит только заявить очевидное: о существовании ареала русской культуры, о Русском мире — сколько же шума поднялось тогда, когда мы сформулировали эту мысль и стали её развивать. Сколько самых нелепых и надуманных обвинений было высказано нашими мнимыми друзьями и недоброжелателями!

ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР - ЭТО ПРОСТРАНСТВО СВОБОДНОГО И ЧЕСТНОГО ДИАЛОГА О СУДЬБАХ ОТЕЧЕСТВА, ЧТОБЫ КОНСОЛИДИРОВАТЬ ЗДОРОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ГОТОВЫЕ СОЗИДАТЕЛЬНО ТРУДИТЬСЯ РАДИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ, ФОРМУЛИРУЯ ОТВЕТЫ НА НЕПРОСТЫЕ ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР - ЭТО ПРОСТРАНСТВО СВОБОДНОГО И ЧЕСТНОГО ДИАЛОГА О СУДЬБАХ ОТЕЧЕСТВА, ЧТОБЫ КОНСОЛИДИРОВАТЬ ЗДОРОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ГОТОВЫЕ СОЗИДАТЕЛЬНО ТРУДИТЬСЯ РАДИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ, ФОРМУЛИРУЯ ОТВЕТЫ НА НЕПРОСТЫЕ ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Как гласит народная мудрость, на воре и шапка горит. Разве в недрах Русского мира родилась концепция "оси зла" или идея "мирового полицейского"? Разве мы придумали поражающую цинизмом и духовным варварством тему "отмены культуры"? Разве мы навязываем остальному миру гегемонию, представляя её как всеобщее и безальтернативное благо для остального мира? Думаю, что ответ очевиден.

Хотел бы отметить, что, вопреки расхожему мнению, само понятие Русский мир появилось вовсе не в 2000-х годах. Над цивилизационной самобытностью России размышляли многие выдающиеся писатели и философы. Это поистине впечатляющий ряд титанов отечественной культуры: Николай Данилевский, Николай Бердяев, Владимир Соловьёв, Николай Лосский, о. Сергий Булгаков, Лев Карсавин, о. Павел Флоренский, Семён Франк, Иван Ильин. Наконец, Фёдор Михайлович Достоевский, которому принадлежит авторство термина "русская идея". И это только очень немногие имена из большого списка мыслителей, вдохновлявшихся в своём творчестве идеей русского мира.

Далеко не со всем можно согласиться в их рассуждениях. Каждый из них по-своему, порою с определёнными перегибами и натяжками, описывает феномен России и русской самобытности. Однако, опираясь на их интуиции и прозрения, мы можем почерпнуть нечто очень ценное, прибавив к нему пережитое и пóнятое из собственного духовно-культурного опыта минувших десятилетий.

ТЕМ, КТО ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЛЮБИТ СТРАНУ, СВОЙ НАРОД И КУЛЬТУРУ, НЕ НУЖНА НИКАКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. ВСЁ САМОЕ ГЛАВНОЕ У НАС УЖЕ ЕСТЬ: БОГАТЕЙШАЯ ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ, УНИКАЛЬНЫЙ ЦЕННЫЙ ОПЫТ СОВМЕСТНОГО МИРНОГО ПРОЖИВАНИЯ И УВАЖИТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И РЕЛИГИЙ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
ТЕМ, КТО ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЛЮБИТ СТРАНУ, СВОЙ НАРОД И КУЛЬТУРУ, НЕ НУЖНА НИКАКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. ВСЁ САМОЕ ГЛАВНОЕ У НАС УЖЕ ЕСТЬ: БОГАТЕЙШАЯ ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ, УНИКАЛЬНЫЙ ЦЕННЫЙ ОПЫТ СОВМЕСТНОГО МИРНОГО ПРОЖИВАНИЯ И УВАЖИТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И РЕЛИГИЙ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

В чём же заключаются ключевые черты русской идеи, являющейся, по сути, ценностным основанием Русского мира как особого духовно-культурного пространства? Какова же формула Русского мира?

Когда используют термин "нация", обычно имеют в виду общность людей, говорящих на одном языке. Но в случае с русским народом есть интересный нюанс. Русские эмигранты, скажем, уже во втором или третьем поколении могут едва ли говорить по-русски, но тем не менее считают себя настоящими русскими и с душевной тоской вспоминают об исторической родине.

Могу судить об этом по своему собственному опыту, потому что по долгу службы мне пришлось достаточно долго прожить в Западной Европе.

Кроме того, не всякий говорящий и пишущий по-русски как на родном языке этим заявляет свою принадлежность к русскому народу. Даже более того, некоторые открыто отрекаются от своих национальных корней, свидетельствуя о неприятии русского культурного кода. Но Бог им Судья. Отвержение памяти предков — явление однозначно порицаемое в нашей духовной традиции. Итак, вопрос языка, безусловно, важен, но не он имеет определяющее значение. А что имеет?

Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народом общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, от чего проистекает, в свою очередь, и единство мировоззрения.

Подчеркну – именно мировоззрения, а не идеологии. Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации — поэтому единство на такой основе непрочно, ненадёжно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях. И Наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает. Именно с учётом отрицательного, но всё же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции закреплён запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех.

В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь вновь повторить: она у нас и так уже есть. Чтó может лучше и, если хотите, эффективнее мотивировать человека на созидательные труды на благо общества, нежели искренняя любовь и преданность к Родине?

Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология. Не нужно ничего придумывать и изобретать. Всё самое главное у нас уже есть: богатейшая духовная и культурная традиция Православия, уникальный ценный опыт совместного мирного проживания и уважительного взаимодействия с представителями других национальностей и религий. Надо только быть достойными наследниками наших предков и жить в соответствии с убеждениями, чтобы дело со словами не расходилось.

Возвращаясь к определению формулы Русского мира, можно сказать, что Русский мир это прежде всего общность святынь. Использую это слово не только в религиозном значении, хотя и это измерение, несомненно, очень важно. Общность мировоззренческих идей и нравственных ценностей объединяет людей разного этнического происхождения, разных вероисповеданий и культурных традиций. В этом есть нечто иррациональное, как отмечал Николай Александрович Бердяев. Впрочем, столь же иррациональна, по всей видимости, и ненависть противников Русского мира.

ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ, СОСТОЯЩЕЕ В ОСОЗНАНИИ НАРОДОМ ОБЩНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ И ОБЩНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОТ ЧЕГО ПРОИСТЕКАЕТ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, И ЕДИНСТВО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ, СОСТОЯЩЕЕ В ОСОЗНАНИИ НАРОДОМ ОБЩНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ И ОБЩНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОТ ЧЕГО ПРОИСТЕКАЕТ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, И ЕДИНСТВО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

А что же нас связывает? Что для нас свято?

Традиция и опасности разрыва

Ключевое понятие, общий знаменатель в формуле Русского мира — традиция.

Традиция — и это следует из самой внутренней формы слова, ибо в переводе с латыни оно буквально означает "предание, передача" — в первую очередь обеспечивает связь поколений, сохраняет и передаёт людям ценный духовный и культурный опыт. Без этого опыта невозможно ни существование народа, ни крепкая, устойчивая государственность, являющаяся, по сути, зримым выражением воли нации к общественной самоорганизации.

Разрыв с традицией всегда болезненно переживался русским народом, старавшимся залечить потóм эти раны. Так было в веке XVIII, в эпоху неконтролируемых культурных влияний Запада, его абсолютного доминирования в русской общественной жизни — а в следующем столетии, напомню, большой вклад в восстановление целостности русской культуры внесли русские писатели и в первую очередь Александр Сергеевич Пушкин. Можно сказать, что с этого восстановления начался мощный расцвет отечественной культуры, подаривший миру многих выдающихся писателей, художников, композиторов.

Однако ещё более трагический разрыв произошёл в XX столетии, когда новые власти взяли курс на решительный отказ от культурного наследия прошлого, объявив, что разрушат до основания старый мир и построят на его обломках новый. Православная традиция, испокон веков определявшая бытие русского народа, воспитавшая в нём лучшие нравственные качества, была отвергнута. Как была отвергнута и всякая религиозность.

Беспрецедентные гонения на Церковь и верующих, жестокие репрессии в отношении священнослужителей, причём разных религий, не только православного духовенства, — вот печальные плоды деятельности тогдашней власти. Что получилось в итоге — мы знаем. Не может устоять дом, построенный на песке, как говорит нам Евангелие. а страна при всей своей военно-политической силе и мощной идеологической пропаганде, оказался именно таким непрочным сооружением.

Для всех нас это видимый урок, потому что мы были ко всему этому причастны. Кто-то – уже будучи активно вовлечённым в общественную жизнь, кто-то ещё находясь в том возрасте, когда не мог этого делать. Но все мы помним то время, из которого тоже нужно вынести правильный урок.

Если разрушить духовный фундамент жизни народа, то происходит катастрофа. В первую очередь, в сердцах людей, где ведётся, по словам Достоевского, главная битва добра со злом, где дьявол с Богом борется.

Хвала Господу, спустя три десятилетия после отказа от политики государственного атеизма удалось постепенно выровнять ситуацию. Сегодня активно строятся православные храмы и монастыри в России и в других странах канонической ответственности Русской Православной Церкви. Этот факт всегда впечатляет и вызывает нескрываемое удивление у многих верующих людей на Западе, где христианские храмы как раз, наоборот, закрываются, переделываются в лучшем случае под концертные залы, кафе, а иногда и даже ночные клубы.

Особую признательность хотел бы выразить государственному руководству России и лично Владимиру Владимировичу Путину за неизменно большое внимание к духовной составляющей жизни нашего народа, за понимание огромной роли православной традиции в становлении и развитии русской культуры и русской государственности.

ОСОБУЮ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ВЫРАЗИЛ ГОСУДАРСТВЕННОМУ РУКОВОДСТВУ РОССИИ И ЛИЧНО ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ ПУТИНУ ЗА НЕИЗМЕННО БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ К ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА. ФОТО: KREMLIN POOL/GLOBALLOOKPRESS
ОСОБУЮ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ВЫРАЗИЛ ГОСУДАРСТВЕННОМУ РУКОВОДСТВУ РОССИИ И ЛИЧНО ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ ПУТИНУ ЗА НЕИЗМЕННО БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ К ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА. ФОТО: KREMLIN POOL/GLOBALLOOKPRESS

Я уже не раз говорил ранее и повторю ещё раз: мы живём действительно в очень благоприятное время. Редко Господь даёт такой уникальный шанс: мы можем выстраивать конструктивные и доброжелательные отношения Православной Церкви и других религиозных объединений с государственной властью. В истории России, пожалуй, это впервые. Даже во времена, когда страна называла себя православной империей, не было такого взаимопонимания и единодушия в решении важных вопросов, касающихся укрепления традиционных духовно-нравственных основ жизни народа.

Я уже когда-то приводил следующий пример: когда Александр предложил князю Голицыну стать обер-прокурором Святейшего Синода, тот смутился, удивился, а потом тихо сказал Императору: "Государь, вы же знаете, что я масон и безбожник. Как же я могу быть обер-прокурором Синода?" На что Александр Первый ему ответил: "Иди, справишься". Вот так и справлялись.

Разговор о кризисных явлениях всегда побуждает вспомнить об этимологии самого слова кризис. Кризис буквально переводится с греческого как суд. Как мы ответим, отреагируем на некую серьёзную проблему, в этом будет заключаться реальное качество нашей духовной жизни, суд нашей веры.  Как уже было сказано, традиция является общим духовно-культурным знаменателем Русского мира. Сегодня традиция испытывает мощное давление. Её пытаются расшатать как изнутри, так и извне.

Теперь постараемся наполнить это слово "традиция" конкретными понятиями.

Семейные ценности

Семья — это основа русской национальной жизни и внутренний оплот традиции Русского мира, имеющий ключевое значение для всех религиозных культур. Будучи самой главной школой воспитания личности, семья не только помогает человеку познавать окружающий мир, но и научает его любви, доброте и состраданию, даёт важнейшие нравственные представления и соответствующие ориентиры.

Традиционная семья считалась ещё несколько десятилетий назад чем-то таким же естественным, как воздух. Никому не приходило в голову призывать создавать семьи или рожать детей. Однако не в последнюю очередь благодаря внешним влияниям, транслируемым в общественном пространстве нашей страны, удалось убедить слишком много людей, что традиционная семья — устаревший пережиток.

Со скорбью узнаю, что сегодня в отечественной киноиндустрии появляются фильмы, пропагандирующие суррогатное материнство и оправдывающие этот метод преодоления бездетности в том числе через эмоцию сочувствия к бесплодным супружеским парам. Казалось бы, на первый взгляд, как это хорошо сопереживать страдающим людям, не могущим иметь своего ребёнка.

Однако мы прекрасно знаем, куда зачастую бывает выложена дорога благими намерениями. Некогда наша страна поставила себе целью раскрыть секрет ядерного ядра для того, чтобы защитить себя. Для решения этой задачи не жалели никаких ресурсов, считая, что без этого наш народ не сохранит свободу и само право на жизнь.

Уверен, что в наши дни именно народосбережение, возрождение традиционной семьи – это условие выживания страны и цель, на достижения которой нельзя жалеть никаких ресурсов – ни материальных, ни интеллектуальных, ни организационных.

НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЬИ – ЭТО УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ СТРАНЫ И ЦЕЛЬ, НА ДОСТИЖЕНИЯ КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ ЖАЛЕТЬ НИКАКИХ РЕСУРСОВ – НИ МАТЕРИАЛЬНЫХ, НИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, НИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ. ФОТО: CHROMORANGE / A. SHALAMOV/GLOBAL LOOK PRESS
НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЬИ – ЭТО УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ СТРАНЫ И ЦЕЛЬ, НА ДОСТИЖЕНИЯ КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ ЖАЛЕТЬ НИКАКИХ РЕСУРСОВ – НИ МАТЕРИАЛЬНЫХ, НИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, НИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ. ФОТО: CHROMORANGE / A. SHALAMOV/GLOBAL LOOK PRESS

Нельзя жалеть и материальных средств для развития семьи, необходимо создавать полноценные условия качественной жизни для всех многодетных семей: в частности, помогая в получении жилья, образования и так далее.

Моя особая сердечная боль — не решённая проблема с абортами, которую всегда поднимаю в разговоре с государственными властями разного уровня. Это, без преувеличения, настоящее национальное бедствие, уничтожающее будущее нашего общества, разрушающее представление о ценности жизни человека.

Однако решение проблемы абортов лежит не только в плоскости законодательных запретов. Гораздо важнее проводить просветительскую работу, в том числе и в школе, воспитывая в детях уважение к человеческой жизни, любовь к родителям, родной стране, к нашим нравственным ценностям и идеалам. Без любви, действующей в свободном нравственном выборе, никакие запреты не смогут кардинально изменить ситуацию. Без любви всё это становится бездушной системой наказаний, которые человек будет всегда стараться хитростью обойти.

Противодействие абортам, конечно, не единственная мера по изменению демографической ситуации. Знаю, что Указом Президента 2024 год объявлен Годом семьи. Благодарю Владимира Владимировича за эту инициативу и надеюсь, что запланированная государственная поддержка института традиционной семьи будет распространена и на последующие годы.

Миграционная ситуация как болевая точка

Тема острая и не всем приятная. Но на самом деле этот вопрос крайне важен в свете сказанного о сохранении русской культуры. Современные миграционные процессы и их текущий характер представляют серьёзнейший внешний вызов нашей культурной традиции. Ошибочная миграционная политика может привести к самым печальным последствиям для Русского мира и для России как его духовно-культурного ядра.

Сейчас в публичном пространстве популярна идея о том, что мигранты — конкурентная рабочая сила, а поэтому общество должно смириться с последствиями, которые несёт с собой практически ничем не ограниченный завоз иностранной рабочей силы.

Конечно, мне неизвестны все аспекты данной проблемы. И допускаю, что обойтись совсем без миграционных потоков в экономическом плане сегодня действительно довольно сложно. Но это совсем не значит, что эти потоки не должны никак регулироваться и ограничиваться.

Массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а следовательно, не способных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, меняет облик российских городов, приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны. В некоторых крупнейших городах возникают и активно развиваются замкнутые этнические анклавы, являющиеся рассадниками коррупции, организованной этнической преступности и незаконной миграции.

Не надо эту тему замалчивать! Это никого не обижает. Среди тех, кто приехал в Россию на заработки, есть очень много добропорядочных людей, с уважением относящихся и к русскому народу, и к нашим традициям, и к православной церкви и вере.

Но есть люди с другими интересами и другим целеполаганием. Сводки новостей пестрят сообщениями об агрессивном поведении мигрантов по отношению к нашим гражданам. Случаи насилия над женщинами и оскорбления в их адрес, издевательства над детьми и неуважения к пожилым людям — всё это вызывает справедливое негодование очень многих наших соотечественников, желающих видеть более строгое и внимательное отношение к данной проблеме со стороны правоохранительных органов и государственных властей.

Не в меньшей степени общественной напряжённости и росту недоверия способствует и то, что российское гражданство всё чаще получают мигранты[3] из стран, чьи культурно-цивилизационные характеристики серьёзно отличаются от тех, которые существуют в нашем Отечестве. Вместе с тем процедура получения паспорта для русскоговорящих и культурно близких России людей остаётся бюрократически сложной.

И возникает вопрос: почему для одних это сделать достаточно просто, но в связи с наплывом мигрантов возникают проблемы, о которых было сказано, а для других почему-то очень сложно?

Я ни в коей мере не против тех людей, которые хотят честно трудиться в нашей стране, но они должны чётко понимать, что ни та прибыль, которую они приносят российским предпринимателям, ни наличие российского паспорта не освобождает их от уважения к российскому обществу, русскому народу и нашим традициям.

Хотел бы подчеркнуть: помимо экономической выгоды существуют важнейшие стратегические вопросы бытия государства и общества. Наши традиции, язык, законы, культура и обычаи. Ценность прибыли не может быть выше ценности государства, готового отстаивать интересы государствообразующего народа.

Подчеркну: дело здесь не в том, что большинство работников-мигрантов — не христиане. Если бы они были христианами, например, иной конфессии, прибывшими из другого региона со своими обычаями, традициями и культурой, — это тоже могло бы создавать определённые проблемы.

Уверен, что и православные, и мусульмане нашей страны, с которыми мы веками живём бок о бок, хотят сохранения России в том виде, в котором она сложилась за столетия своего существования. Если заменить значительную часть российского многонационального народа на другие народы, которые идут своим историческим путём, не принимают нашу идентичность, то наша страна станет другой. Совсем другой, мало похожей на Россию.

И ПРАВОСЛАВНЫЕ, И МУСУЛЬМАНЕ, С КОТОРЫМИ МЫ ВЕКАМИ ЖИВЁМ БОК О БОК, ХОТЯТ СОХРАНЕНИЯ РОССИИ В ТОМ ВИДЕ, В КОТОРОМ ОНА СЛОЖИЛАСЬ ЗА СТОЛЕТИЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
И ПРАВОСЛАВНЫЕ, И МУСУЛЬМАНЕ, С КОТОРЫМИ МЫ ВЕКАМИ ЖИВЁМ БОК О БОК, ХОТЯТ СОХРАНЕНИЯ РОССИИ В ТОМ ВИДЕ, В КОТОРОМ ОНА СЛОЖИЛАСЬ ЗА СТОЛЕТИЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

В этих условиях Россия, убеждён, нуждается в значительной корректировке миграционной политики. Практика жизни показала неэффективность решения проблем с мигрантами через попытки договориться с национальными диаспорами и кланами, которые готовы не только горой вступиться за своего представителя, чтобы избавить его от справедливого наказания по закону, но и всячески мстить тем, кто посмел обратиться в правоохранительные органы, сообщив о преступлении.

Каким может быть решение миграционной проблемы — надо думать, и думать крепко, анализируя в том числе и опыт других стран, столкнувшихся с подобными вызовами. Но самое главное – нужно изучать эту проблему. Её ни в коем случае нельзя заталкивать в угол и говорить, что ничего не происходит, или просто отвечать, что иначе мы не можем, так как у нас не хватает трудовых резервов. Эта проблема должна "быть на столе" для общественного обсуждения и, конечно, при принятии государственных решений.

Возвращаясь к словам, сказанным мною ещё 20 лет назад, хотел бы вновь подчеркнуть: Россия способна поддерживать в единстве различные культуры тогда и только тогда, когда сама себя осознаёт православной.

Эти слова никак не должны создавать у неправославных людей чувство дискомфорта. И вот почему: являясь стержнем русской культуры, православная вера воспитала в русском народе все те нравственные качества, которые сегодня составляют нашу самобытность и благодаря которым мы можем говорить о российской идентичности и Русском мире. Многонациональной общности.

Хранительницей же Православия, опорой и оплотом духовной традиции русского народа является Русская Православная Церковь, которая, как заботливая и любящая мать, не только воспитывала и наставляла своих верных чад, но и всегда разделяла с ними все тяготы и испытания.

Русская культура, по меткому выражению Ивана Ильина, является выстраданным чадом исторических катастроф и национальных бедствий, то и дело обрушивавшихся на нашу страну. Преодоление этих суровых испытаний при духовной поддержке Церкви помогло сформировать в народе чувство солидарности – важнейшее слагаемое русской культуры, которое и сегодня определяет поступки многих наших соотечественников, стремящихся помогать в сложных ситуациях даже малознакомым людям.

Усвоение высокого христианского идеала братства выработало в народе нашем ту самую всемирную отзывчивость, всечеловечность русского духа и стремление к всеединству, о которых писали и Достоевский, и Соловьёв. Природная доброта русского человека, терпимость и способность мирно уживаться с другими народами, не навязывать своих убеждений, сформировали уникальную модель государственного и общественного устройства на основе полиэтничности и поликультурности, взаимного уважения представителей разных религиозных традиций.

Чувство высокой нравственной ответственности, свойственной русскому народу, породило и осознание неотделимости судьбы России от судеб всего мира, а отсюда — и стремление гармонизировать, уладить и устроить наилучшим образом все дела за пределами Отечества.

А потому, если пришла беда, для нас и Сирия, страдавшая от террористов, оказалась близко; и Италия, тяжело переживавшая в 2020 году пандемию коронавируса, оказались близкими — и мы помогали ей, чем только могли; и голодающие страны Африки — вовсе не чужие. Вот такой "культурный тип всемирного боления за всех", как писал Фёдор Михайлович Достоевский.

Все эти важные слагаемые, помноженные на верность традиции, и дают конечную формулу Русского мира — культурного пространства высоких духовно-нравственных ценностей.

РОССИЯ СПОСОБНА ПОДДЕРЖИВАТЬ В ЕДИНСТВЕ РАЗЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА САМА СЕБЯ ОСОЗНАЁТ ПРАВОСЛАВНОЙ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
РОССИЯ СПОСОБНА ПОДДЕРЖИВАТЬ В ЕДИНСТВЕ РАЗЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА САМА СЕБЯ ОСОЗНАЁТ ПРАВОСЛАВНОЙ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Недостаточно только гордиться историей, победами и достижениями предков, восхищаться культурой и богатым наследием прошлого. Если подобные чувства не подкреплены опытным переживанием традиции, погружённостью в культуру, конкретными делами, то это опасная подделка традиции.

Настало время глубокой ответственности церкви за наш народ и нашу страну. Сегодня, когда многие силы воссташи на нас, мой долг – призвать молиться за нашу Церковь, за нашего президента Владимира Владимировича Путина, за Родину. Молиться за страну. которая проходит через очень непростые жизненные обстоятельства, а также за братские народы исторической Руси.

Мы молимся о поддержке тех сил, которые сегодня находятся на переднем рубеже борьбы за свободу нашего Отечества.

Если не будет свободной России, то и церкви русской не будет. Найдутся те, кто изнутри предаст и те, кто извне поглотит. Да не будет так!

Благодарю всех за внимание.

_____________________________

Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.