Анализ зарубежного опыта муниципального управления в разных странах может стать стержнем для совершенствования органов местного самоуправления в Российской Федерации. Актуальность данной статьи поможет избежать ошибок в развитии муниципального управления, опираясь на опыт зарубежных стран, а также находить новые пути их решения.
Целью настоящей статьи является анализ опыта муниципального управления во Франции.
Франция выбрана не случайно, ведь именно в этой стране всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Французская республика в сфере муниципального управления пережила множество преобразований, которые в свою очередь помогли прийти к современной организации. Интересен также тот факт, что именно коммуны являются основным элементом в системе муниципального управления. Коммуны считаются древним территориальным образованием, которое в свою очередь реализует принцип демократического самоуправления. Коммуны, как совокупности людей, олицетворяют элемент гражданского общества. Они служат основанием для всей пирамиды власти, будучи организованным и управляемым коллективом. [4]
Муниципальное управление – это совокупность управлений социальными общностями на основе территориального принципа. Оно отвечает за удовлетворение общественных интересов и повышение качества жизни населения. Субъектом являются органы местного самоуправления. [3]
История образования муниципального управления во Французской республике начинается с жестоких воин и брачных союзов, вследствие чего из раздробленных земель-княжеств, была создана французское государство его современных границах. В XI веке феодалы Франции смотрели на своего короля как на бедного второстепенного властителям. Города были опутаны многочисленными поборами и повинностями в пользу феодалов, в таких условиях и появились коммуны. Кому надавали право иметь выраженную силу - городское ополчение.[5] В 1982 году во Франции была проведена реформа муниципального управления, важным моментом которой стало уменьшение государственного контроля над местным управлением. До проведения реформы центральное правительство доминировало над местным самоуправлением. На сегодняшний день Франция, как государство с высокой степенью централизации, является неделимой демократической республикой, обеспечивая равенство перед законом всех граждан (ст.1 Конституция Франции) [1]. Значительные властные полномочия в сферах экономического планирования и региональной инфраструктуры были переданы избираемым региональным советам, возглавляемые префектами.
Одной из отличительных особенностей французской модели муниципального управления является осуществление прямого контроля над деятельностью органов местного самоуправления, разрешение муниципальным органам самим принимать решения в своих действиях, если нет прямого запрета от законодательства. Решения муниципалитетов, регионов, департаментов, региональных советов, мэров, а также префектов могут изменяться или исключаться в местных судах административной юстиции и Государственном Совете. Отдельные муниципальные образования могут не иметь представительных органов муниципального управления [2].
В основе возведения муниципального управления лежат коммуны, которые назначаются народом. Местными коллективами Франции являются коммуны, департаменты, заморские территории. Все остальные местные коллективы образуются законом (ст. 72 Конституция Франции) [1]. Регионы (22), делятся на департаменты (96), которые в свою очередь состоят из коммун (36,5 тыс.).
Стоит выделить основные преимущества и проблемы муниципального управления во Франции.
К отрицательным чертам модели Французской республики, можно отнести высокий уровень бюрократии, которая несёт за собой сокращение поиска альтернативных решений. Конфликтность в сфере распределения полномочий, так же является проблемой.
К положительным чертам, можно отнести высокую выполняемость решений, что способствует быстрому развитию. Французские муниципалитеты, могут принимать участие в выборах верхней палаты. Эффективное взаимодействие с органами местной власти. Высокая степень централизации управления и осуществление прямого контроля.
В результате анализа муниципального управления Франции следует, что, как и в Российской Федерации, основной политикой является равенство граждан перед законом. Также следует сказать, что модель муниципального управления даёт разрешение муниципальным органам самим принимать решения в своих действиях, но их решения могут отменять или изменять в местных судах административной юстиции и Государственном совете. Опыт Франции был бы полезен для Российской Федерации, так как было сделано много ошибок, на которые можно опираться. Очень интересно, что во Французской республике, модель муниципального управления, держится на принципе, “действовать с превышением полномочий”, именно этот фактор мог бы позволить Российской Федерации, смотреть на будущие перспективы и проще добиваться поставленных целей. Муниципальные органы самостоятельно контролируют свои районы, по моему мнению, это даёт возможность качественней следить за происходящим в них, а так же способствует развитию. Муниципалитеты, легко идут на соглашения во благо друг другу, что так же позитивно отражается на развитии. Также обратив внимание на отрицательные черты, можно отметить, что присутствует отчуждение власти от граждан, что показывает в свою очередь на то, что очень важно слушать народ, ведь без этого, будут развиваться конфликты между людьми и государством в целом.
Библиографический список:
1. Конституция Франции “04.10.1958” – документ, представленный Конституционным советом Французской республики на 19 августа 2009 года.
2. Справочник от «Автор24» [Электронный ресурс] – URL: https://spravochnick.ru (дата обращения 12.02.2023).
3. Васильев, А.А. Муниципальное управление и местное самоупр.: Сл. / А.А. Васильев. - М.: Инфра-М, 2019. - 256 c.
4. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М.: Изд-во МГУ, 2006
Всеобщая история государства и права/ Под ред. К.И.Батыра 2001, с 140-142.