В середине ноября на совместной пресс–конференции с канцлером Олафом Шольцем в столице Германии Реджеб Тайип Эрдоган заявил, что Израиль обладает ядерным оружием. «Есть ли сейчас у Израиля ядерное оружие? Есть, но если вы спросите у Израиля, то они не скажут «да». Потому что они очень хорошо используют ложь»,- сказал турецкий лидер.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ - https://yerkramas.org/block/144/Samoe-populyarnoe
АРМИЯ - https://yerkramas.org/ru/menu/38/army/
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД НИЧЕГО ОСОБО ИНТРИГУЮЩЕГО В ЭТОМ ЗАЯВЛЕНИИ НЕТ, тем более учитывая тягу Эрдогана к популистской риторике в отношении своих врагов, а также участившиеся обсуждения в международных СМИ о том, что Телль-Авив якобы может применить тактическое ядерное оружие в Газе. Однако на деле это заявление едва ли можно считать «проходным» или обыденным в контексте эрдогановского «красноречия». И прежде всего это касается места, где оно было озвучено, а именно: в Германии.
В связи с этим рассмотрим три аспекта, позволяющие удостовериться в абсолютной продуманности слов Эрдогана, которые он явно загодя подготовил для оглашения на пресс–конференции с Шольцем.
Во-первых, заявление призвано было задеть немецкий политической истеблишмент и общество в целом, учитывая общеизвестную сложную историю взаимоотношений немцев и евреев, во многом предопределившую нынешние место и роль Германии и Израиля на мировой геополитической карте. Немецкое общество до сих пор находится под глубоким воздействием этой болезненной истории.
Это отражается, с одной стороны, в беспрекословном смирении политической элиты перед реалиями создавшейся после Второй Мировой войны геополитической конъюнктуры, а с другой – в динамично растущей популяризации радикально-националистической идеологии, особенно среди молодежи этой страны, которая склонна совершенно иначе трактовать события Холокоста, а также постигшую немцев вслед за ним «справедливую кару».
Опытный политик и матерый интриган Эрдоган не может не знать об этих противоречиях и не чуять грядущего всплеска ультрарадикальных настроений в германском обществе с сопутствующим расколом политических элит, что непременно повлечет за собой разложение глобальной системы евроинтеграции со всеми вытекающими из этого последствиями. Эрдоган намеренно давит на «немецкую мозоль», подчеркивая, что израильское государство, образовавшееся за счет катастрофы германской нации, ее унижения и смирения, есть анахроничный, лживый проект, наделенный к тому же совершенно осязаемым ядерным арсеналом, призванным обеспечить сохранение этого «исторического фантома».
ОТСЮДА ВЫТЕКАЕТ ВТОРОЙ АСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ ТУРЕЦКОГО ЛИДЕРА.
Эрдоган явно дал понять немецкой аудитории, что ей не следует и дальше мириться со статусом Германии как не ядерной державы, учитывая ее колоссальную экономическую силу и, соответственно, масштабный геополитический потенциал. Априори по всем параметрам страна должна была бы быть членом Совбеза ООН, чему есть лишь два препятствия: статус проигравшей во Второй Мировой войне и, как следствие, отсутствие собственного ядерного оружия.
Зачем же смиренно считать себя проигравшими, если мир не справедлив, фактически задает немцам вопрос Эрдоган. И наглядным примером этой несправедливости является наличие ядерного арсенала у государства с официальным безъядерным статусом и не имеющим к тому же иных преимуществ в сравнении с мощной Германией. Так чем же Германия хуже Израиля? И с какой стати она должна продолжать и дальше мириться с правилами мирового порядка, который уже рушится?
И, наконец, третий аспект эрдогановского заявления.
Рассуждая об израильской лжи, он с европейской политической площадки вводит в международную повестку вопрос о стремлении самой Турции к обладанию ядерным арсеналом. Эрдоган как бы анонсирует собственную программу обзаведения ядерным оружием, предупреждая, что в свете израильского «ядерного досье» у мировых держав не должно быть никаких моральных и правовых основ для того, чтобы запретить то же самое Анкаре.
Подобные стремления давно не секрет, как бы Анкара ни пыталась скрывать свои ядерные «аппетиты». Однако, учитывая конъюнктуру прежнего миропорядка, всеобъемлющую военно-политическую зависимость от США и иные факторы, Турция до настоящего времени не решалась прямо оглашать свои претензии и амбиции.
Сегодня же Большой Ближний Восток и весь мир в целом находятся в градационной стадии, а Анкара чувствует себя с каждым днем все более уверенно. Очевидно, Эрдоган счел данный период самым удобным для предъявления своих ожиданий от мировых центров силы. Пробный камень уже запущен (имеется в виду не только берлинская речь, но и ряд аналогичных заявлений турецкого президента за последние пару-тройку лет) и, судя по всему, ядерная тематика будет все чаще находить место в публичных суждениях Эрдогана с растущей с каждым разом конкретизацией сути этого дискурса.
НОВОСТИ АРЦАХА - https://yerkramas.org/tag/37467/novosti-Arcaxa
НОВОСТИ АРМЕНИИ - https://yerkramas.org/tag/37462/novosti-Armenii
СВОДИТЬСЯ ЖЕ ОНА БУДЕТ К СЛЕДУЮЩЕМУ: либо Турцию легально допускают в «ядерный клуб», либо она обзаведется таким оружием самолично, не признавая за собой ядерный статус, как это делает Израиль. Впрочем, злые языки в мировом экспертном сообществе уверенно утверждают, что Эрдоган давно дал зеленый свет своим спецслужбам и специалистам в сфере атомной физики на то, чтобы вплотную заняться решением этой проблемы.
Таким образом, берлинские пассажи президента Турции - отнюдь не спонтанная популистская риторика, а вполне продуманное, но слегка завуалированное предложение Германии под шумок антиизраильской компании вместе впрячься в процесс получения собственного ядерного оружия ценой прямого шантажа мировых центров силы. Неслучайно местная пресса сразу же по отбытии Эрдогана затрубила о разочаровании немецких политиков и общества его визитом. Неизвестно, что на самом деле ожидали от него в Берлине, однако очевидно, что по окончании визит сочли провокационным.
Вероятно, германские элиты осознают, какой катастрофой грозит эрдогановский план стране и миру. Однако как тогда обстоят дела с другим адресатом воззвания турецкого лидера, пока еще залегающим на дне немецких политических процессов?
Богдан Атанесян, "Голос Армении"