Проблемы с проездом фур из Грузии в Россию и в обратном направлении через МАПП "Верхний Ларс" связаны исключительно с погодными условиями. Более того, если в предыдущие годы время простоя могло достигать месяца, то в этом году большегрузы ожидали проезда максимум пять дней. Об этом Sputnik Армения сообщил директор логистической компании "Карго Экспресс" Артур Габешян.
Ситуация с закрытием проезда на МАПП "Верхний Ларс" по причине непогоды не новая и повторяется из года в год. Однако после новости о простое порядка 1,5 тыс армянских фур на МАПП, в соцсетях стала активно распространяться информация о том, что проезд закрыт якобы по политическим соображениям и проблемам, возникшим с российской стороны. Спикер парламента Армении Ален Симонян уже опроверг политический подтекст ситуации. В свою очередь глава аппарата правительства РА Араик Арутюнян поспешил также успокоить граждан, отметив, что закрытие МАПП не повлияет на Армению, если все армяне будут покупать исключительно армянскую продукцию.
Обычное дело
Габешян также опроверг политический характер происходящего. Он напомнил, что дорога из Грузии в Россию через "Верхний Ларс" закрывается в зимнее время ежегодно по причине плохих погодных условий - в частности опасности схода лавины на участке Гудаурим-Коби автомобильной дороги международного значения Мцхета-Степанцминда-Ларс.
"Бывало время, когда проезд закрывался на месяц, а сейчас в последний раз передвижение по указанной дороге было запрещено пять дней", - сказал Габешян.
Нет повода для политизации
По его словам, нет повода для политизации вопроса, история из года в год повторяется. На данный момент также дорога закрыта для большегрузов в целях безопасности, так как на участке высокий риск опасности схода лавины.
"У нас любят политизировать все, но дорога закрыта не только для армянских фур, но и для всех, кто пользуется этим путем", - сказал он.
Он также считает, что сегодня это можно легко проверить, на самом ли деле участок закрыт из-за погодных условий.
Как понимать заявления политиков
Что касается заявлений Арутюняна, Габешян пояснил, что оно исходит из позиции государства. Он отметил, что это еще один шаг по стимулированию и развитию отечественного производства. Специалист пояснил, что страна может отчасти решить проблему с "Ларсом" в зимний период, если удастся сократить долю экспорта из России и других стран за счет повышения самообеспеченностью собственной продукцией. Он также считает важным поиск альтернативных путей и рынков для диверсификации.
Габешян вновь отметил, что армянские перевозчики уже приспособились к ситуации на Ларсе, и находили выход из более сложных условий.
- Напомним, изначально военно-грузинская дорога не была предусмотрена для транзита и перевозки грузов. Она ежегодно закрывалась с 15 ноября по 15 апреля. Однако на фоне ситуации в отношениях между РФ и Грузией, автомобильная дорога Мцхета-Степанцминда-Ларс - единственно действующий сухопутный маршрут связывающий не только эти страны, но и Армению.
- Дорога ежегодно закрывается по причине гололеда, опасности схода лавины и низкой температуры. Для решения вопроса с сентября 2021 года в Грузии начали строительство параллельному дороге пути. Речь идет о 9-километровом тоннеле под Крестовым перевалом, который является частью объездной дороги самого лавиноопасного участка (Гудаури - Коби) трассы Мцхета-Степанцминда-Ларс.
- Проект предусматривает строительство 23-километровой двухполосной бетонной дороги, 5 мостов, 5 тоннелей, а также ремонтные работы на одном мосту. Длина нынешней дороги составляет 34 км, тоннель сократит ее на 11 км. Это позволит также обеспечить бесперебойное движение на самом лавиноопасном участке. Если сейчас его проезжают за час и больше, то после завершения проекта на это потребуется 15 минут. Таким образом время в пути от Тбилиси до Степанцминды (на границе с РФ) сократится с 2 часов 30 минут до 1 часа 45 минут.