Скоростная платная автомобильная трасса М-11 "Нева" - очень важный для России проект, который позволяет добраться от Москвы до Санкт-Петербурга на автомобиле всего за 6-7 часов без светофоров, переездов и прочих препятствий, существенно увеличивающих время в пути.
История проекта
1. Впервые о проекте заговорили ещё в 1971 году. Тогда автодорогу включили в генплан Москвы и Московской области.
2. Спустя 33 года, в 2004 году, президент РФ поручил возобновить работу над проектом.
3. Ещё через год, в 2005-м, проведены общественные слушания в Солнечногорском районе Московской области и г. о. Химки.
4. В январе 2006 г. был подготовлен проект дороги на участке от 15 км (МКАД) до 58 км (М-10 близ Солнечногорска). В феврале 2008 г. был выбран подрядчик для строительства и эксплуатации этого участка дороги - "Северо-Западная Концессионная Компания".
5. Стоит отметить, что этот участок очень важен по нескольким причинам. Во-первых, это быстрая и что самое главное, регулярная связь аэропорта Шереметьево с Москвой. Во-вторых, старая Ленинградка (М-10) всегда стоит в пробках из-за густонаселённых Химок, Зеленограда, Солнечногорска... Огромный поток машин едет с северо-запада. В общем, не просто так первым начали строить именно этот участок.
6. Уже на стадии проектирования не на шутку разыгрался конфликт из-за строительства трассы через Химкинский лес. Активисты были недовольны и начавшиеся в 2010 году подготовительные работы (в т. ч. вырубка леса) пришлось приостановить. Правда, трассировку менять не стали и непосредственно к строительству дороги перешли в сентябре 2011 г.
7. Первым открытым участком стал обход Вышнего Волочка (258-330 км). Первые машины по нему поехали 28 ноября 2014 г. Количество полос - по две в каждую сторону. Этот участок, как и всю дорогу, обслуживает ГК "Автодор".
8. Кстати, ранее объездной у Вышнего Волочка не было - немаленький поток машин двигался через город, раздражая жителей. Там даже автоматическому регулировщику дали прозвище - "светофор всея Руси", который горел красным целых 7 минут для пересечения главной улицы города - трассы М-10. Впрочем, бесплатной объездной нет до сих пор и не предвидится, но трафик с открытием М-11 стал ощутимо меньше.
9. Меньше, чем через месяц, 23 декабря 2014 г., состоялось открытие головного участка М-11 от Бусиновской развязки МКАД, которая тоже была реконструирована, до бесплатной дороги М-10 недалеко от Солнечногорска. Количество полос - от 3 до 5 в каждую сторону (это самый широкий участок трассы на всём её протяжении, только под Петербургом есть аналогичная пропускная способность).
10. Ещё через 3 года, 15 декабря 2017 г., открыли 50-километровый участок с 208 до 258 км (обход Торжка). Фактически, объездные Торжка и Вышнего Волочка соединились и появилась возможность проехать 122 км "без перерыва" по платной трассе.
11. Долго и упорно велись работы над самым длинным участком, протяжённостью 215 км (Вышний Волочёк - Великий Новгород; 330 - 545 км). Его торопились открыть к ЧМ-2018 по футболу и у строителей это получилось, до Чемпионата оставалось всего 9 дней. Дата открытия - 06.06.2018. На всём протяжении дорога четырёхполосная (по 2 в каждую сторону). После открытия этого участка стало возможным быстро доехать практически от Твери до Великого Новгорода (337 км по скоростной трассе), а оттуда до Санкт-Петербурга по бесплатной М-10 оставалось около 150 км.
12. По карте видно, что Валдайский национальный парк пришлось обходить. В отличие от М-10, после Вышнего Волочка "платка" жмётся к железной дороге, тем самым по ней удобнее добираться до Окуловки, Боровичей и Бологое. А вот Великий Новгород находится в 30 километрах от съезда и подъезжать к нему всё равно придётся по М-10. Но такая трасса была оптимальной, т. к. делать заезд вплотную к Новгороду дороже, да и пробег от Москвы до Петербурга получился бы значительно больше.
13. 1-го сентября 2018 г. был открыт участок в Московской области от 58 км (Солнечногорск) до 97 км (Клин). Его обслуживает "Автодор", а соседний участок до МКАД - концессионер "СЗКК".
14. Ещё 13 месяцев понадобилось, чтобы подойти к Твери с другой стороны. Участок от 97 до 147 км (Клин - Тверь), открытый 3 июля 2019 г., немного цепляет национальный парк Завидово. Из-за него, как и из-за Химкинского леса, упомянутого в начале статьи, тоже было много споров. Из уникального на этом промежутке - мост через р. Шоша, а точнее через Иваньковское водохранилище, которое в народе назвали Московским морем.
Собственно, этот участок с обходом Торжка и требуется соединить (северный обход Твери). Но об этом немного позднее...
15. Предпоследним открылся участок от Великого Новгорода до Тосно (545 - 646 км). Дата открытия - 03.09.2019. Изначально его планировалось открыть значительно раньше, но сроки сорвал подрядчик - турецкая компания ICA. Также не все работы были выполнены. Например, планировался съезд недалеко от г. Любань: был вырублен лес, но съезд так и не был построен.
16. И наконец, финальный участок от Тосно до Санкт-Петербурга был открыт 27 ноября 2019 г. Реализован съезд на Софийскую ул. в Колпино, а также на КАД рядом с Пулковским шоссе. Совсем рядом ЗСД, по которому можно запросто пересечь Северную столицу и выехать в Курортный район, а также на трассу "Скандинавия", ведущую в Выборг и Финляндию.
17. Парадокс, но с М-11 на Пулковское шоссе (дорога в единственный в Петербурге аэропорт) не так просто попасть. Съезда на него нет и придётся делать крюк.
Зачем нужна эта трасса
1. В первую очередь она нужна для грузоперевозок. Сокращение времени в пути на 3-4 часа - значительный успех. В 2009 г. из-за запуска "Сапсанов" практически к нулю было сведено грузовое движение между Москвой и Санкт-Петербургом. Из-за этого большинство перешло на автомобильный транспорт и существующая М-10 была на пределе своей пропускной способности. Упростить ситуацию может железнодорожная ВСМ. О том, как, читайте здесь.
2. Фактически дорога является частью коридора "Скандинавия - Выборг - Санкт-Петербург - Москва - Казань - Азия". Трасса "Скандинавия", соединяющая границу с Финляндией и Санкт-Петербург, была глубоко модернизирована. От "Скандинавии" до М-11 можно быстро доехать по ЗСД. Москву пересечь можно тоже без проблем. Тут даже выбор есть - по ЦКАД или насквозь через СВХ (Северо-восточную хорду). Далее до Казани идёт не менее скоростная М-12, о которой я писал здесь. В перспективе возможно продление на восток.
Соединение М-11 и обход Твери
1. В 2023 году проект М-11 всё ещё не завершён. Участок от 147 до 208 км (северный обход Твери не построен). Но "Автодор" обещает открыть его половину уже в декабре 2023 г. Это от 208 км до Бежецкого шоссе.
2. На "Яндекс. Картах" уже появилась дорога, которая значится как перекрытая. Это может свидетельствовать только об одном - открытие совсем скоро.
3. Второй участок, протяжённостью 30 км, планируется запустить до конца 2024 года. На нём есть непростое препятствие - мост через Волгу.
4. Когда обход сдадут полностью, больше не нужно будет ехать по старой трассе М-10. Время в пути сократится на 20-30 минут. Проект М-11 будет считаться завершённым.
Спасибо за прочтение статьи.