Встал относительно рано – на день были большие планы. И уже в 9 утра я сел на поезд в сторону Фусими Инари Тайся – очень популярного и «открыточного» места Киото. Всего 2 остановки – и я на месте. Причем именно что на месте – вход в храм находится буквально в 200 метрах от ж/д станции.
Считается, что этот храм был основан в 711 году – еще до того, как Киото стал столицей Японии. И посвящён он синтоистскому божеству Инари. Инари отвечали за рис, чай и плодородие. А поскольку рис в Японии в те времена являлся «валютой» для расчетов, то Инари стали ассоциироваться с денежной прибылью и удачей в делах. Культ этого божества, кстати, и сегодня в Японии широко распространён.
С ним связана древняя традиция: бизнесмены дарят храму новые арки ворот - тории. Это очень известный символ синтоизма и Японии в целом. Традиции установки врат в храме Фусими Инари уже много веков, поэтому арки образовали целую дорогу, которая так и называется «сэнбон тории» (тысяча врат). Вот только их на данный момент уже не тысяча, а … 10 тысяч ))
Можно сказать, что сейчас именно длинный туннель из оранжевых арок – символ Киото.
На воротах написаны даты, имена дарителей и названия фирм. Некоторые арки датируются эпохой Эдо – это 1600-е года, другие попроще и «живут» в условиях повышенной влажности не дольше 5 лет. Самые массивные тории установлены около Главного зала храма. По мере приближения к вершине горы их размер и количество значительно уменьшаются.
А те, кто не может позволить себе столь щедрого подарка (читал, что пожертвования начинаются с 200 тысяч йен), приносят в храм миниатюрные копии ворот. Ими уставлены святилища и статуэтки вдоль дорог.
Кстати, насчет статуэток – на территории храмового комплекса огромное число статуй лисиц-кицуне. В синтоистской мифологии лисы - это не только коварные женщины-оборотни, но и вестники богов. Зачастую в пасти у лисиц можно увидеть драгоценный камень и ритуальный ключ от хранилища риса.
И еще интересный момент - в храме Фусими Инари рядом с синтоистскими божествами мирно соседствуют буддийские. Меня, например, очень зацепило небольшое святилище знаков зодиака…
В общем, прогулка по тропе «тысячи врат» на гору и обратно заняла у меня около 3 часов. Прогулка вышла довольно интересной, хотя немного напрягало большое количество людей. Благо, чем выше в гору забирался – тем меньше было народу.
После Фусими Инари я поехал в Киёмидзу-дэра – буддийский храм, расположенный в восточной части города на склоне гор. Туда добирался комбинацией поезд + автобус, и тут хочу еще раз сказать, что общественный транспорт в Японии – это сила. А гугл-навигация по общественному транспорту работает почти идеально. Автобус, кстати, обошёлся в 230 йен – примерно сопоставимо с метро.
Пока шел от остановки наверх к храму, обратил внимание на большое число магазинчиков, предлагающих кимоно в аренду. Но, как оказалось чуть позже, судя по числу японских девушек в кимоно на территории храма, в этих магазинчиках уже ничего не должно было остаться ))
Храм Киёмидзу-дэра – древний буддийский храм, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Веранда Киёмидзу стоит на 139 опорах высотой 13 метров, и сделана без единого гвоздя — это часть одного из известнейших японских пейзажей. Кстати, насчет видов – сам комплекс находится на вершине небольшой горы, и оттуда открывается великолепный панорамный вид на сам Киото.
Народу там оказалось, правда, еще больше, чем в Фусими Инари. Но было очень много молодежи и школьников в национальных кимоно – и это смотрелось очень красиво. Чем-то мне это напомнило Сенсо-Дзе в Токио в день прилета. Возможно, это как-то связано с «Золотой неделей» и периодами экзаменов у школьников. Традиции бывают разные ))
Вообще Киёмидзу-дэра прям сильно порадовал эстетикой – и сами пагоды, и статуи (один дракон чего стоит!), и дорожки через лес с верандами с шикарными видами. Кстати, на склонах холмов растет сакура, так что парой-тройкой недель раньше вид оказался бы вообще сногсшибательным.
Свой маршрут по территории храма я закончил у водопада Отова. Кстати, именно этот водопад дал название храму, так как «киёмидзу» означает «чистая вода». Внизу этот водопад разделен на три потока. Чтобы выпить здесь воды, нужно воспользоваться черпаками на длинной ручке.
Говорят, что у каждого потока водопада — своё значение. Вода из правого потока дарит здоровье и долгую жизнь, из центрального — любовь, а из левого — успехи в учёбе. Но выбрать можно лишь один из трёх потоков. Я выбрал … не стоять в очереди ))
По пути обратно прогулялся по улочке Саннэндзака – там было полно атмосферных сувенирных лавок и магазинчиков. Ну и людей, конечно же ))
После Киёмидзу-дэра я поехал в еще один храм, который меня заинтересовал после ознакомления с краткой историей Японии. Это храм Хэйан - по названию эпохи, когда Киото стал столицей. Хэйан-дзингу был построен в честь 1100-летия основания Киото, то есть как раз после того, как столица была перенесена в нынешний Токио.
Интересности начались еще до входа в храм. Первое, что мне бросилось в глаза – это гигантские врата тории - самые крупные из подобных японских сооружений. Высотой более 24 метров и четырехполосной дорогой под ними. А справа от них – необычное здание, в котором, как оказалось, располагается музей современного искусства KYOCERA.
Позалипав на ворота, я пошел к самому храму через парк Окадзаки – там в этот день был какой-то фестиваль с живой музыкой и кучей палаток с национальной кухней. Как раз в тему – я успел проголодаться. Но сначала решил все же дойти до самого храма.
Сам храм действующий, и очень красивый. Кстати, главное здание святилища — это масштабная копия Императорского дворца периода Хэйан (масштаб вроде как 5 к 8). Но при этом место не особо туристическое – в интернете о нем упоминаний в разы меньше, чем о тех же Киёмидзу-дэра или Фусими Инари.
А вокруг дворца почти по всему периметру – большой сад в японском стиле. Вход туда оказался платный, но сад очень красивый и стоит того. Даже без цветущей сакуры. Вот кстати, надо будет еще раз приехать в Японию, но в начале апреля, чтобы увидеть максимум красоты, когда эти огромные сады полностью покрыты цветущей сакурой.
Сердце сада храма Хэйян — это озеро с довольно интересным мостом. Опоры моста совсем невысокие: кажется, будто он лежит прямо на воде. А с моста можно покормить знаменитых японских карпов.
Уже на выходе из сада я неожиданно удачно попал на одну церемонию. По музыке я сначала подумал о каком-то очень печальном событии, но оказалась, что это… свадебная церемония ) Выглядело очень красиво, хотя у меня увиденное со свадьбой ассоциировалось с трудом. Это к вопросу о разнице традиций )
После перекуса «пельмешками на пару» на площади времени оставалось только на еще одно место – и я поехал на автобусе к Императорскому дворцу. Это огромная территория парка, внутри которой есть отдельный периметр и непосредственно дворец. И вот здесь случился залет. Я же с собой чисто на всякий случай взял дрон, а на входе к самому дворцу досмотр вещей и … с дроном вообще нельзя, даже если ты не собираешься там летать. Надо сдать в камеру хранения – буквально в 100 метрах от входа. Но вот проблема – камера хранения закрывается в 16:30, а я рассчитывал попасть во дворец в районе последнего входа – до 16:20. Короче, дрон никуда не сдать, а с ним внутрь нельзя.
Ладно, тогда на метро и в отель – нога совсем уже разболелась, а я же хочу завтра еще в гольф поиграть. Так что пара часов отдыха и короткая «халявная» вылазка на башню - посмотреть ночной Киото с высоты. Но, если честно, дневной вид мне показался интереснее ))