75 лет назад произошло до сих пор не раскрытое авиационное происшествие в горах Кавказа – исчезновение пассажирского Ил-12 в районе Главного Кавказского хребта.
Ход события
11 октября 1948 года борт Л1450 выполнял пассажирский рейс из Ташкента в Сочи, а в 11:15 совершил посадку в Баку для промежуточной остановки. Далее самолёт должен был лететь в Минеральные воды, но на маршруте погодные условия были хуже установленного метеоминимума, поэтому вылет из Баку решили задержать, а экипаж остался на ночёвку. На следующий день было решено, что лайнер полетит в Сочи не через Минводы, а через Тбилиси, то есть с южной стороны хребта. У центральной диспетчерской службы главного управления гражданского воздушного флота даже не стали спрашивать разрешение на это. Сам Бакинский аэропорт был закрыт из-за штормовых ветров, достигающих скорости 24—28 м/с, но начальник аэропорта, совершенно не интересуясь погодными условиями на маршруте, разрешил выпустить данный самолёт. Между тем, на маршруте ожидалась сплошная облачность с нижней границей 400 метров и верхней около 3000 метров, дождь, в облаках обледенение, видимость 4—10 километров. Полёт по плану должен был проходить на эшелоне (высоте) 3-х километров. Инструктажа с экипажем не проводили и за его подготовкой не наблюдали. В 10:40 с 4 пассажирами и 6 членами экипажа на борту Ил-12 вылетел из Баку.
Начиная с 11:22 и до 11:45 радист борта Л1450 начал сообщать, что никак не может настроить связь с пеленгатором Тбилисского аэропорта, а также настроиться на приводную радиостанцию. Наконец в 11:45 диспетчер из районной диспетчерской службы сообщил, что приводная радиостанция работает, а пеленгатор самолёта не видит. Как впоследствии было установлено в ходе расследования, приводная радиостанция на самом деле была включена в 11:55, а затем начала подавать позывные с совсем другим чередованием букв. Далее в 12:13 с самолёта доложили: "Пеленгатор не отвечает, привод не работает, вызываем на 136, командир корабля принял решение вернуться обратно". В ответ диспетчер спросил: Вас понял, сообщите местонахождение. Когда с самолёта доложили, что они близ Евлаха следуют на высоте 3000 метров, диспетчер ответил: Вас понял, слежу за Вами. Стоит отметить, что бортрадист не мог вызвать пеленгатор из-за того, что работал на другой частоте. Диспетчер районной службы мог бы бортрадисту подсказать об этом, но не стал. Также диспетчер не сообщил в Баку, что борт Л1450 возвращается.
С 12:10 и до 12:18 бортрадист начал требовать, чтобы включили приводную радиостанцию в Евлахе. Приводную радиостанцию включили, однако её автоматический передатчик, который должен подавать позывные каждые 30 секунд, оказался неисправен. В результате пришлось позывные подавать вручную и уже с интервалом четыре - шесть минут. Затем около 13:00 приводную радиостанцию всё же выключили. Что до борта Л1450, то больше он на связь не выходил и ни в один из аэропортов не прибыл. Были начаты поиски пропавшего самолета Ил-12, но они закончились безрезультатно. Борт Л1450 исчез где-то среди гор Главного хребта и был объявлен пропавшим без вести.
Расследование
Останки самолета и десятерых человек, для которых борт Л1450 стал последним пристанищем, так и не были обнаружены.
По всей видимости, они и по сей день покоятся в глубине одного из многочисленных ущелий Главного Кавказского хребта. Поэтому о причинах катастрофы можно лишь строить предположения. Но с учетом известных фактов – довольно убедительных, специалисты сочли что на заданной высоте полета (3000 метров) тоже была сильная облачность. Вероятно, командир повел борт не по утвержденному маршруту, который содержал множество «изломов», а напрямую, над южными склонами Главного Кавказского хребта. Ветер был сильный, и он мог сносить легкий ИЛ-12 прямо на скалы хребта. Самолет в густых облаках, при отсутствии нормального радиообеспечения, фактически, брошенный наземными службами на произвол судьбы, шел вслепую. В какой-то момент он мог просто налететь на склон горы, скрытый в облаках. Вполне вероятен и выход из строя радиокомпаса самолета.
Вывод
В целом, трагический исход этого рейса был вызван целым рядом причин.
- Не было как такового нормального контроля в Баку за подготовкой экипажа к полёту.
- Повлияло отсутствие руководства полетом со стороны районных диспетчерских служб в Тбилиси и Баку
- Радиообеспечение полёта было организовано на неудовлетворительном уровне
В дальнейшем авиационная отрасль стала постепенно улучшаться, но окончательно положение дел наладилось лишь ближе к 70-м годам. Этому способствовало в том числе появление реактивных самолетов.