Когда мы говорим о государстве, практически первым делом всплывает вопрос определения суверенитета. Суверенитет для государства - буквально подтверждение его права на независимое существование в современном мире. Определение понятия тоже неоднородно и совсем неоднозначно. Лично мне ближе всего понимание суверенитета как комплексного явления использования государством права управления над своей официально признанной территорией и его гражданами, обладание собственными символами государственной власти, а также возможность действовать как самостоятельный легитимный субъект международной политики, признаваемый таковым другими государствами. Но суверенитет при более детальном рассмотрении намного многограннее, и сейчас мы в этом разберемся.
В общем и целом в политической мысли можно разделить суверенитет государства на внутренний (domestic/internal) и внешний (international/external). Здесь все предельно просто - внутренний суверенитет гарантирует государству монополию на локальное и государственное законодательство, экономические манипуляции, территориальное деление и прочие социо-политические аспекты. Внешний же суверенитет определяет положение государства в международном политическом пространстве, позволяя занимать ту или иную сторону в конфликте, союзе, дает возможность интеграции и диалога с другими государствами. В общих чертах суверенитет действительно расставляет права государств как отдельных субъектов мировой политики по местам. Однако современное понимание суверенитета появилось относительно недавно, как последствие Тридцатилетней войны.
Первое закрепленное на международном уровне понимание государственного суверенитета было установлено принципами Вестфальского мира 1648 года. По окончании Тридцатилетней войны - войны между европейскими правителями Габсбургской династии с 1618 по 1648 гг. был впервые на международной арене поставлен вопрос о разграничении прав государств и уравнения их статуса в новом миропорядке. Так были рождены ключевые принципы Вестфальского суверенитета - 1)принцип фундаментального суверенитета государства и его права на самоопределение; 2)принцип юридического равенства между государствами; 3)принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого.
Вестфальский мир таким образом впервые точно обозначил понятие "суверенитета" а также закрепил его в международных отношениях. Отныне государства стали действовать на юридическом уровне как признанные субъекты международной политики, а также устанавливать взаимоотношения, находясь в относительном статусе кво. Позднее на семенах, посеянных Вестфальским мирным договором, вырастет понятие государства-нации (nation state), а также появятся более расширенные подходы к изучению и классификации суверенитета.
В современных международных отношениях существует масса различных классификаций суверенитета, однако наиболее точной я считаю классификацию Стивена Краснера (Stephen D. Krasner). Краснер известен своей дипломатической работой в США, а также академической должностью в Стэнфордском университете как профессор международных отношений, а впоследствии - как директор по планированию (Director of Policy Planning) там же.
Краснер выделяет четыре вида суверенитета, при наличии которых (всех без исключения) государство является полностью суверенным. Этими 4 видами являются: 1)внутренний суверенитет (domestic sovereignty); 2)суверенитет взаимозависимости (interdependence sovereignty); 3)международный правовой суверенитет (international legal sovereignty); 4)Вестфальский суверенитет (Westphalian, он же Vatellian sovereignty). Пойдем по порядку.
Внутренний суверенитет государства по Краснеру подразумевает собой действительный на текущий момент признанный контроль за территорией государства, исполняемый текущей властью, организованной внутри государства. Однако, при отсутствии полного контроля за территорией государства, или нелегитимности действующей власти, выражающейся в потере контроля за какими-либо регионами внутри страны, внутренний суверенитет государства неполный. Историческими примерами являются многие африканские государства в переходный период (от колониального правления к независимости) - Демократическая Республика Конго, Ангола, ЦАР (Центральноафриканская Республика), государства Латинской Америки. Другой пример - любое государство во время гражданской войны, что по Краснеру означает временную потерю внутреннего суверенитета.
Суверенитет взаимозависимости подразумевает под собой фактический контроль передвижения в границах государства при условии существования этих границ. Возможность государства полностью контролировать перемещение по своей территории установленными рамками и условиями подтверждает данный аспект суверенитета государства. Примерами невыполнения данного условия можно назвать любое стороннее вмешательство, такое как присутствие советских и американских войск в Афганистане, война во Вьетнаме, введение миротворческого контингента в Югославию и т.д.
Международный правовой суверенитет - формальное признание другими государствами. В данном случае все предельно просто - частично признанные и непризнанные государства не являются носителями международного правового суверенитета по Краснеру. Здесь отмечу, что данная классификация является оценкой со стороны государств - членов Организации Объединенных Наций (ООН). Одно или несколько государств-членов ООН чаще всего признают свой суверенитет над территориями частично-признанных или непризнанных государств свой суверенитет, таким образом способствуя такой классификации данных территорий. Классификация принята в соответствии с Конвенцией Монтевидео 1933 года, в которой члены ООН указали четыре основных "общепризнанных признака государственности". К таким территориям относится Косово, Республика Северного Кипра, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Курдистан и другие.
Вестфальский суверенитет говорит о единоначалии государственной власти на определенной территории. Иными словами, никакого авторитета над подконтрольной суверенному государству земле, кроме внутреннего, быть не может. В противном случае данное государство не может классифицироваться как суверенное. Внешнее управление или иностранное вмешательство в разных периодах было в Китае (время Опиумных войн), во время Корейской войны, а также в Японии после Второй Мировой.
При условии наличия всех четырех компонентов суверенитета, по Краснеру государство является полностью суверенным. Во всех остальных случаях мы имеем дело с квази-государствами (quasi states) или прокси-государствами (proxi states). В данном случае у государства по классификации отсутствует один или более компонентов полного суверенитета, а, следовательно, государство неполностью независимо. Тему неполного суверенитета раскрывать не буду, скажу лишь, что фактически все государства в тот или иной период своего существования проходили через состояния квази и прокси держав.
В заключение хочется сказать, что суверенитет слишком многогранное понятие, чтобы его с уверенностью можно было измерить, определить и/или классифицировать каким бы то ни было универсальным образом. Классификации и определения помогают лишь приблизительно понять суть суверенитета как концепта и развивать дискурс международных отношений. Однако, текущих исследований в области суверенитета явно недостаточно, их точно будет проводиться намного больше, а наши границы данного понятия будут только расширяться. В обозримом будущем я постараюсь рассказать о других классификациях суверенитета, и, возможно, провести сравнительный анализ. А пока - спасибо и до новых встреч!