Быть родителем, несомненно, сложно - в голове нужно держать уйму мыслей о том, как вложить в ребенка больше положительных черт характера, нежели отрицательных. Но, к сожалению, никто не учит нас быть мамой или папой, ни у кого нет на руках инструкции о том, как воспитать идеального ребенка.
Данная статья может быть полезна не только родителям, но и учителям. Здесь вы получите несколько советов о том, как вести себя с ребенком, не погубив в нем интерес к учебе. Все материалы взяты из книги “Как говорить с детьми, чтобы они учились” Адель Фабер и Элейн Мазлиш.
Не отрицайте чувства ребенка
Когда ваша дочь или сын говорит вам о своих эмоциях, ни в коем случае не подавляйте их. Если ваш ребенок заявляет “Я не могу писать, не могу ничего придумать”, не отвечайте ему “Всё ты можешь, но сначала перестань ныть и начинай работать”. Лучше попробуйте “Выбрать тему для сочинения действительно непросто”. Так вы поможете подростку пережить негативную эмоцию, а не спрятать куда подальше. Признайте право ребенка на собственные чувства.
Постарайтесь понять разницу между “Укол - это не больно. Как комарик укусил” и “Да, уколы могут приносить боль!”.
Советам свое время
Постарайтесь в моменты, когда подросток расстроен, отказаться от критики и советов. Дайте ему высказаться, необязательно что-то отвечать - можете просто кивать или использовать междометия. Так вы поможете ребенку сосредоточиться на своей проблеме и самостоятельно прийти к решению.
Помните, что расстроенный ребенок не может усваивать новую информацию! Поэтому если вы хотите дать ему совет, подождите, когда негативные эмоции не покинут его окончательно.
Когда человек тонет, не время давать ему уроки плавания.
Если подросток скажет вам “Я плохо написал пробник по математике”, не спешите ругать его за невнимательность на уроках и малое стремление к знаниям. Дайте ребенку морально справиться с этой ситуацией, и только потом приступайте к советам.
Преподносите советы правильно
Не навязывайте ребенку свою точку зрения. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок мог прийти к решению сам. Попробуйте формулировки “Как ты относишься к …?”, “Как ты думаешь, а не поможет ли …?”, “Как тебе кажется, что произойдет, если ты …?”. Так вы дадите возможность ребенку проанализировать ваши предложения, принять их или отвергнуть.
Вернемся к ситуации плохо написанного пробника из прошлого пункта. Когда ребенок будет готов к советам, скажите ему “Как думаешь, стоит ли нанять репетитора?” или “Как ты относишься к покупке сборника задач по ЕГЭ?”.
Предложите выбор
Приказы и угрозы заставляют детей чувствовать себя беспомощными, а также могут привести к обиде. Вместо этого попробуйте предложить подростку выбор - так вы откроете ему дорогу к новым возможностям.
Откажитесь от “Если ты сейчас же не напишешь сочинение, неделю будешь сидеть дома!” и используйте “Написать сочинение и вправду нелегко… Хочешь подумать еще или обсудить со мной?”.
Используйте жесты или слово
Дети не любят длинные объяснения и нудные нотации. Попробуйте свести их к минимуму. Например, если ребенок забудет подписать работу, не пускайтесь в долгие лекции “И вот ты снова это сделал! Ты постоянно забываешь подписывать работу. Неужели так сложно запомнить, что нужно оставить свою подпись?”. Вы можете просто сказать “Подпись” и указать пальцем на ее отсутствие. Ребенок вас поймет.
Неправильная реакция на слова ребенка может отбить у него весь интерес и желание не только учиться, но и самосовершенствоваться в принципе. Настроить себя на новый паттерн поведения может быть нелегко и чтобы научиться этому, нужно немало тренироваться. Но помните, что вы делаете это не ради себя, а ради ребенка.
Желаем Вам успехов в воспитании и обучении детей и обязательно делитесь в комментариях своими рекомендациями!