Такая эфемерная вещь, как «повестка» в кино, витает в кино-кругах уже очень давно. Голливуд сейчас насквозь состоит из неё. Выход любого тизера, или трейлера, или просто новости, пропускается через не очень хорошо работающий фильтр по наличию «повестки» и поделить этот фильтр можно на 3 составляющие:
1. Сильная женщина в главной роли
2. Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией в главной или второстепенной роли.
3. Смена расы героя, по сравнению с его каноничным образом.
Думаю, вы уже сразу набросали у себя в голове варианты подобного кино. Если вдруг на ум ничего не пришло, то вспомните выход «Капитана Марвел», «Русалочки» или «Звездных Воин» эпизоды с 7-го по 9-ый. Какие-то фильмы огребали еще на стадии презентации актёров, какие-то уже по факту выхода фильма в прокат. Но самое ужасное то, что зачастую огребают фильмы, которые абсолютно этого не заслуживают. И я понимаю, что это происходит из-за банального стадного инстинкта, от которого к сожалению, никуда не деться. Под одну гребёнку, например, может попасть хорошо прописанный женский персонаж, просто потому, что персонаж - женщина. Такого конечно быть не должно. Поэтому в этой статье, на конкретных примерах я вам покажу, как отличить повесточку, от по-настоящему хорошо написанных сценариев. Сначала мы с вами разберём последние проекты, которые ошибочно мешали с поветской. Затем разберём фильмы с непосредственно повесткой. После чего сделаем вывод, который и будет являться итоговым тезисом.
Моя самая главная боль последних двух лет - это отношение к фильму «Всё, везде и сразу». Я был от него в восторге. Да и честно говоря – в восторге было большинство тех, кто пристально следит за выходом новых фильмов. Он стал настоящим событием 2022 года. Но стоило фильму обрести популярность, а в последствии и забрать 7 статуэток Оскар, как его стали смешивать с говном. Тезисы были настолько разношерстные, насколько это только возможно: в нём преимущественно играют азиаты, потому что повесточка расового разнообразия; у главной героини дочь лесбиянка, поэтому пропаганда ЛГБТ; в одной из мультивселенных уже сама главная героиня является лесбиянкой – опять пропаганда ЛГБТ; да и вообще она женщина, которую наделили вселенской силой, а это уже попахивает радикальным феминизмом. Фильм потерял практически целый бал в рейтинге на КиноПоиске, а это уже о многом говорит. «Всё, везде и сразу» стали бояться и очень сдержанно критиковать. Если провалитесь в негативные отзывы к фильму, то вы увидите рецензии, которые не выдают конкретики. И под всей этой лавиной говна, укрывается фильм, в котором есть потрясающе написанная история, которая работает. Фильм рассказывает о кризисе среднего возраста, отношениях детей и родителей и о том, как сохранить любовь после долгих лет брака. И чтобы тебе, зрителю, данную историю было гораздо проще и интереснее понять с эмоциональной точки зрения, создатели завернули сюжет в фантастическую оболочку. Вот и весь секрет фильма. Никто в нём не кричит о проблемах сексуальных меньшинств, расового разнообразия, или феминизма. Делаем белых персонажей, делаем дочь натуралкой и меняем мужа с женой местами – и суть никак не меняется. Конфликт и основной посыл останутся прежними. Люди испугались необычного повествования и стали оправдывать свой испуг наличием эфемерной повестки.
Но были и проекты, которые зритель полюбил несмотря ни на что. Один из подобных – сериал «Аркейн». У вас тут целых два центральных сильных женских персонажа и еще куча второстепенных – и всем это понравилось. «Аркейн» настолько хорошо написан, что ни у кого не возникает вопросов по поводу каких-либо подозрений в повестке. Каждый элемент характера героев – оправдан сюжетом, соответственно и их поступки смотрятся логично и правдоподобно. Мир сериала не является радужным местом, в котором внезапно выросли сильные герои. Скорее наоборот: мир вынудил их стать такими, какими они по итогу стали. Я не буду препарировать сериал полностью. Те, кто смотрел его, прекрасно всё понимают. Главное здесь то, что сильные персонажи стали сильными не просто так, и этот тезис очевиден. Не получится констатировать факт того, что характеры героев и их мотивация высосаны из пальца. Если же вы считаете, что всё-таки высосаны – значит вы не смотрели «Аркейн».
Но вот сериал, который работает с самого начала совершенно неправильно – это «Кольца Власти». Ухх, сколько же надежд было на него. Самый дорогой сериал в истории, действия которого происходят в самой известной фэнтезийной вселенной. Но мечты так и остались мечтами. Центральным персонажем сериала стала Галадриэль. В самом начале нам показывают, как ровесники еще совсем юной героини, закидывают камнями её бумажный кораблик. Нам не объяснят, почему эти дети так её не любят и почему они над ней издеваются. Это же так по-эльфийски. Типичные дети верховной расы. После этого нам показывают, как героиня уже повзрослела и стала воительницей. Она отправляется в долгий поход на поиски зла и берёт с собой – судя по всему статистов, потому что их разматывают уже в первой пещере. Таким способом нам показали «сильного» персонажа Галадриэль. Хотя весь её дерзкий ум, ярость, воинственность не имеют под собой никакого обоснования. Только лишь одна сцена с потонувшим бумажным корабликом. Из-за таких откровенных пропусков персонажи и становятся непонятными. Соответственно и мотивации как таковой не прибавляется. Для зрителя герой становится попросту неадекватным, который пытается навязать свою борьбу без особых причин.
Следующий пример – адаптация мультфильма «Мулан». Без лишних слов "Мулан" – это диснеевская классика. Что же могло пойти не так? Помните, как Мулан в мультфильме проходит испытания, превозмогает, зачастую лажает, но её ошибки делают из него сильного героя? Так вот забудьте. В фильме, Мулан – это Мэри Сью. У неё все получается сразу с самого начала. Испытаний не было. Была лишь демонстрация её непобедимости. Она – дивергент. Такой же проблемой страдает и Рей из «Звездных войн» и Кэрол Денверс из «Капитана Марвел». Они сильные сразу, без каких-либо причин или противоречий.
Что же касается тезиса, о котором я писал в начале статьи? Он будет звучать следующим образом – «Если в течении фильма герою для достижения цели нужно было только «принять себя», значит это почти всегда повестка». Что Мулан, что Капитан Марвел, что Рей, что Женщина-Халк решают только эту проблему. Их персонажи – в крайней степени эгоистичны. В них нет конфликта, нет жертвенности и нет сочувствия. Соответственно, со стороны зрителя не будет сопереживания. В своём мире эти персонажи уже являются сверхсильными. И зачастую их слабость показана так, как будто бы Супермен забыл из кармана достать криптонит. Даже скорее так, что криптонит Супермену подкладывает его угнетатель, который, допустим, не любит белых мужиков с Криптона.
Создатели в таких фильмах не хотят сделать изначально слабого персонажа, который по ходу фильма становился сильнее. А без хорошего конфликта не будет хорошего фильма. Как-то услышал хорошую цитату, которая звучит следующим образом – «Если при съемке фильма вы ставите для себя первоначальной задачей зарабатывание денег, а не написание хорошей истории, то получится явно плохо». Так вот, если создатели в первую очередь хотят создать повестку, то получится примерно похожая ситуация.
Подписывайтесь на канал в Дзен, если хотите следить за новыми статьями и подборками!
Также ждём вас в нашем телеграм-канале Кино Плакаты.