Найти тему
Azariy Gorchakov

О «ню», фантазиях Сэра Уильяма Рассела Флинта (1880-1969).

🎨✨ 🏴Парня с пиратской фамилией не задуришь иллюзиями- у него царит подлинная плоть. Какие грезы? Это же художник реалист- у него все с натуры и есть живые модели. 🖌️ Самодвижущаяся картинка №1. Вот какие-то официанты в большом банкетном зале тащат на тележке по стеклянному полу какой-то гигантский, высокий до потолка торт. Видео очень длинное, утомительное, тащат они аккуратно. Но можно и не досматривать до конца, потому что мы понимаем, что явно весь этот торт обрушится, не удержится. Как бы они ни старались, трудяги, в этом, наверное, и есть сюжет. Но, с другой стороны, если тихо, если не спеша -прямо так всю жизнь до 90 годков торжественно тащить этот «свадебный торт». С чувством и расстановкой. И когда тортец раскачивается, замирать, ждать, пока все успокоится. Ведь это всё зыбкий крем, всё какое-то колыхающееся желе. Непередаваемая опасная дрожь, скульптуры из сладостей. И, кстати, что может быть более колыхающим и притягательным для мужчины, чем женское тело -в танце, в движении? И вот художник, он сладкоежка, так и липнет, так и мнется, чтобы все эти шевеления передать своей лихой кистью. В масле, наверное, думать и говорить о таком тяжеловесно, а вот бурная акварель вполне подходящий материал. Чем не тема для художника всю жизнь -изображать «ню»? Рисково рисовать каких-нибудь беспокойно спящих девушек, разметавшихся на кровати или танцующих у водопадов и колодцев. Вспомним прикованного к инвалидному креслу Бориса Кустодиева, и всех его «постскриптум -купчих». Если просто рисовать -это порнография а если в «это но в антураже»- то «респектабельный салон».

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

Флинт, шотландский художник, занимал когда то почетное место в мире искусства, но его подзабыли, он подзаветрилься как и Энгр и Бугро, и кто там еще тематический, Жан-Леон Жером? Сер Флинт вступил в свой творческий путь под руководством отца, тоже художника. Обучившись в литографской мастерской и Эдинбургской Королевской школе искусств, он владел как следует рисунком, и отправился в увлекательное путешествие по Европе. Осел в Лондоне с 1900 года.

Сначала Флинт зарабатывал, создавая рисунки для медицинских атласов, но вскоре его талант привлек внимание издателей. Мясо, его арт-плоть стала более витринной. С 1905 года и до конца 1920-х гг. художник удивлял своим искусством, иллюстрируя произведения английской и мировой литературы. Его акварели к "Копям царя Соломона", "О подражании Христу", "Песням песней", "Микадо", "Руддигору" и другим произведениям стали настоящими шедеврами модерн-стиля.

🌟 Газетчик. The «Illustrated London News», одно из самых популярных и читаемых периодических изданий на английском языке, занимало ведущее место в литературной жизни своего времени. С учетом того, что в то время Британская империя владела значительной частью мира, охват аудитории этой публикации был поистине колоссальным. Именно в этих страницах Флинт, возможно, неосознанно, стал художником с самым высоким тиражом и огромным числом зрителей.

Флинт, проживший 90 лет, не только был избран президентом Британского Королевского общества художников-акварелистов, (с 1936 по 1956 года) но и был удостоен рыцарского звания за свой выдающийся вклад в мир искусства.

🎨 Все его работы пронизаны женским телом- «ню- сиянием». Хотя бы мельком и украдкой но везде обнаженка, даже если это пейзажи- там всегда присутствуют какие то нимфы, голые крестьянки. Маринизм и какие то сирены выглядывают из волн и всегда кто-то плещется в источниках или переодевается.

Работал до самой смерти, оставил кучу всего. Он прожил долгую жизнь и пронес тот самый идеал женственности 20-х годов прям до 60-х годов, только все эти грудасто-ключично- хрупкие девушки, без талии, те что с рекламных плакатов мыла. И перекочевали на античные пейзажи, и там как-то преобразились среди скал и руин. Бывшие суфражистки м эмансипе пристроились в благородную классику Греции -Иберии, и будто созданны были для этого. Зашло. Независимые, юные, гибкие, пылкие, обрели тут архивный покой. Автор все перепрятал в иную эпоху, его девы, как бабочки наловленные в лугах засунуты в ретро книгу. (Эскиз «Пляжная бабочка», и Пляж бабочек).

Порхания, распадающихся ветхих страниц. И, кстати, что может быть более пархающе- колыхающим и притягательным для мужчины, чем женское тело в движении, в танце? И вот художник, он так и липнет, так и мнется, чтобы все эти шевеления передать своей лихой кистью. В масле, наверное, думать и говорить о таком тяжеловесно, а вот текучая акварель вполне подходящий материал. Чем не тема для художника изображать на дню-«ню»? лепить каких-нибудь беспокойно спящих девушек, разметанных на кроватях или танцующих у водопадов и колодцев фей. (Акварель Девушка на Газиенде, Сьерра-де-Сегура). (Иветта). (эскизы. Лавиния. Венера). В его произведениях каждая линия кисти, каждый контур тела тщательно выверены, словно стремление к идеальной форме. Он поднимает вопрос о взаимосвязи между формой и содержанием, между внешней гармонией и внутренней красотой. Ритуализация? Также здесь сквозит некоторая духовная глубина, где сцена становится ареной, на которой происходит не только веселье, но и своеобразная пытка сохранения священства красоты в нашем мире, где это сакральное становиться утраченным и все более редким.

Силуэты, переплетающиеся в танце, словно создают музыку, а каждая деталь является нотой в этой гармонии. Флинт поднимает женское тело на пьедестал, и это заброшенный пьедестал, под которым были лишь античные обломки, крохи. Он очистил основания от плюща и коряг, восстанавливая память а заодно и сам памятник. Музы грации -снова на постаменте, застывшие не в мраморе, а в акварели. Тут идут обильные реставрационные работы, тело не просто как объект вожделения, а как источник вдохновения таинственной юной формирующейся красотой. (Акварель. Девушка в синей шапочке для купания).

Самонарождающаяся метафора №2. Сепарация -практически алхимическая терминология. Вот какой-то древний допотопный механизм из сельской жизни — деревянная сепаратор. Многоэлементный станок, в который заливают молоко, заливают сметану. Потом все это вращается ручкой. И вообще вопрос, как этот примитивный механизм потом отмывать от этого месива. И что вообще из всего этого выйдет? Кажется, что невозможно будет очистить все эти ребрышки и деревянную крыльчатку. А вот нет, все ведь происходит с само собой. Жижа взбивается в творог, сбивается в масло в отдельные комки, а остальное — сыворотка. Не надо ничего чистить, просто выловил куски масла, слил жидкость, и вновь механизм готов к работе. И не так все страшно, как казалось. Как в жизни, часто несовершенные, кажущиеся архаичными методы, при ближайшем рассмотрении оказываются не только эффективными, но и способными поддерживать удивительный баланс. Сенсуализм. Люди склоны влюбляться иногда даже глобально, так например можно влюбиться в восток! Вот из Ёсида Кэнко-Хоси, "Записки от скуки". «Помнится, будто мудрец Дзога проповедовал, что жажда мирской славы несовместима с учением Будды. Но даже и у праведного отшельника есть, по-видимому, какое-то заветное желание. У человека, например, может возникнуть желание выделяться своим обликом, прекрасным во всех отношениях». Выделятся, а главное выделять. Ну не струя маскировочная каракатицы, так акварель! Поэт Рикарду Рейш португалец одержимый античностью. Вот наш шотландец явно человек влюбленный и явно в античность, Испанию или в танцы модерн?

Сер Флинт не просто изображает тело как объект; он обрамляет его в контексте «эстетической гармонии», пробуждая и чувство внутренней зрительской грациозности. Через свое искусство он трансформирует физическую форму в поэтическое выражение, заставляя нас видеть не просто обнаженные фигуры, а жизнь наполненную эмоциональным смыслом. Эрт -деко, по принуждению годов, но символизм отсутствует и прост! Стилистически и правда тут что то эмалевое, фарфоровое, литое из милой «модерн бронзы». Девы и все анти-валькиреевое. Тут эпоха 20 явно противостоит эпохе 40-годов. Тут что то уже виденное-калькированное переснятое, взятое из работ Лоуренса Альма-Тадемы (1836-1912), ли нашего очажного господина Семираского Генриха Ипполитовича (1843- 1902). Движение перетранслируемое то ли с амфор, то ли из немых фильмов. Что это за операция по вызволению, это, примерно, как спасти умирающий вид? Так выносят из льдов, какую-нибудь редкую, одинокую бабочку, или гусеницу из сгоревшего острова. Как спасти если уже не возможно, вернуть в родные пенаты? Значит надо воссоздать «родину», среду, как-то пристроить где-нибудь в парнике, посадить бабочку, на какую-нибудь капусту или асмолделию? Возможно в тепле, и свете она даст красивых гусениц, спасенная, занесенная в годную среду, спасенная хрупкость.

Античные элементы в его работах создают впечатление временного переплетения, как если бы женщины этого художника взяли на себя роль временных путешественниц, переносимых из эпохи в эпоху. Сплетение грации и Эти изображения не просто запечатлены на холсте; они кажутся моментами, когда прошлое и настоящее переплетаются, словно венец истории. Это словно путешествие сквозь века, где тема-красота таинственно сохраняет свою актуальность и вечную гармонию. Его кисть оживляла галантные миры на холсте, а перо создавало иллюстративные сюжеты, и под старость автор стал литератором. Флинт мастерски владел и акварелью и карандашом; но несомненно это был выдающийся рисовальщиком. Его зарисовки ню ремесленно прекрасны. Сдерживая живость. Одерж-Живость темой, и восторгаясь- он придавал произведениям невероятную гармонию и красоту. Античный дух- в иллюстрациях к «Мифам Древней Греции для детей» Ч.Кингсли (1912), «Одиссее» Гомера (1924).

Странное сочетание мелькающий оной раз монументальности, и страсти, присущее его работам, делает их своеобразным временным калейдоскопом. И вот, когда Флинт воскрешает «ойкуменые формы» и образы, он не просто мастерски рисует, но и создает «экуменический мост» между временем, подчеркивая, что эстетика и женская красота являются вечными и узнаваемыми в каждой эпохе. Попод-луния. Где она подлинная современность?

В картинах шотландца, долгожителя, есть связь эпох, «канат» над несоединимыми пропастями, то-то заповедное. Странная территория. Он спас неспособное уже приютиться в этом мире, вот и пошли у него плясать, эти «краснокнижные девушки» в краснокнижные пейзажи. Хм, что-то похожее есть в культуре «уходящей Руси». Но не в той, что запечатлена была грозно и сурово -Корином в своем «эпосе- маслом». А в том, что изображала «не товарищЪ Серебрякова». Все эти раскинувшиеся на подушках и былых белых простынях дворянки. Барышни эмигрантки, бывшие княгини, а нынче белошвейки, прачки и посудомойки. То есть, какая-то невероятная женская красота, ушедшая эпоха, когда можешь только посмотреть и сказать, "да, сейчас такого не сделают". Всегда ли возвращение к прошлому продуктивно? Хотя свидетельства нужны. Хотя что это за реальность? Вот у нас есть группа «Браво» шедевр, олицетворение шестидесятых, стиляги, хотя группа к тем годам не имеет отношения. Они еще тогда не родились. Ну хоть что то «про оттепель», пусть и из девяностых, ладно.

Потерянное, но как то возвратно бывает. Нет герцогинь и граций, да и художников таких, чтобы их воспеть, разглядеть под «прод одеждой», или телогрейкой- наверное, тоже нет. Да и перед кем такая «эмигрантская красота» раскроется? Кто вообще будет воспевателем -Орфеем всем этим прелестям. Тут в подглядывание не поиграешь, тут нужно доверие, слишком «краснокнижна», вымирающа и редка «натура». Сладострастие и любопытство тут неуместно, красота в таких обстоятельствах опасна и вообще кажется, что очень легко тут стать охотником Актионом. «Актинон -вуайерист» раздвигает ветви, кусты, высовывает язык, пускает слюньки, а Диана богиня, тут же раздвигает рога лука и натягивает тетиву, и в нарушителя летит стрела проклятья. С чистотой трудно взаимодействовать, она радиационная, а разве есть такие исследователи «кому жизнь не дорога». Кому вообще эта нимфа у родника откроется? Чтобы не Сусанна и слюнявые старцы, и не стриптиз? Единорогу! Наверное, откроется тайна тем- кто сам таинственен? Себе подобной, девушке, доверится дева. Потому понятно, что Зина Серебрякова, рисовала все с натуры, и при этом из «тех пастелей» понятно и другое, что она все время рисует исключительно себя. «Как себя», выходит как в зеркале все у ней. Женщина -о женщине! Говорит настаивая на своем. А вот здесь в тех работах что мы разглядываем - другая вариация, схемы доверия, тут «дедушка» рисует всех этих гордых неприступных смуглянок. (Танцоры Гитаны отдыхают. Гранада). (Танцовщицы -Виктория Орра и Серафима, 1948). (Роза и Мария). (Фламенко). Маруха сильная. 1935 год. Когда Константин Коровин был в Испании он на те же сюжеты все делал по другому.

Автор едет в Италию, Испанию и там находит мотивы, которые так потом хорошо продает с выгодой. Кстати, я до сих пор не понял один момент. Цигано -испано- русская душа! (Тани Морена). (Фестиваль Санта Эулалия, андалусия, 1932 год). (Встреча кочевников. 1932). (Лежащая Алисия. 1958). (Квинтарелли II) . (эскиз Каталина Альварес). Это уже наше -знакомое. С одной стороны «общедоступные цыганочки», а с другой их неприступность, и даже опасность- «ревность цыгана». С другой стороны, купчишки, и банкиры, и песенка «Цыгане любят деньги, да деньги не простые. Цыгане любят деньги, да деньги ломовые». Традиционность таборного уклада и бурные компании с богачами? Пушкин, яр. И вот что странно, что с кутежами, гульбой, мотовством «народ кочевник» точно ассоциируются, а вот с притоном нет. Все эти пляски, с другой стороны, вроде и не про разврат. Во всем этом есть и страсть, и чувственность, а с другой стороны, это не похабно. Хотя декольте, юбки, чем не варьете канкан. «Все эти ножки». Кабаре. Странно, что все это шоу под гитарный перезвон не превращается в стриптиз и порнографию. И тоже непонятно, как можно среди угара, алкоголя сохранять хотя бы некое подобие чистоты. Романс. «Цыгане любят вина, а вина непростые. Цыгане любят кольца, да кольца не простые. Цыгане любят кольца, да кольца золотые». Неприступность вора. Заигрывание с жертвой. Очи черные! Вот автор раскапывает не только физические облики, но и душу, какого то из цветов. Женщина тут пусть и в виде нарочитых граций становятся связующим звеном между эпохами. (Джессика и Дарина). (Артемида и Хёна, 1931).

Потерянный классик. Флинт вошел в пантеон великих иллюстраторов, будучи отобранным Перси Брэдшоу для выдающегося педагогического проекта "Искусство иллюстратора" (1917-1918). В этой знаковой книге, которая стала своеобразным хрестоматийным сборником иллюстраторского искусства, каждый из двадцати грандов тогдашнего времени представил свое пошаговое портфолио. Артбук мастер-класс от корифеев. Вся подноготная процесса, этапы подготовки в шесть шагов и единственная законченная работа в конце.

Денные отпадения. Картины (Вступление к утреннику. Эссе о портретной живописи. 1947 год). (Золото и серебро, 1929/30 год). Эскизы, (Габриэль, горничная мадам де Помпадур), (Амелия). В 1956 г. художник создал для библиофильского издательства «Folio Society» серию иллюстраций к книге графа М.-Ф.Пиданса де Майробера «Мемуары мадам Дюбарри». Шотландская кисть оживляла галантные миры на холсте, а перо создавало сюжеты. Флинт мастерски владел акварелью, и карандаша, его зарисовки! Прекрасны. Диджей София Коппола. Меня когда-то очень поразил фильм про Марию Антуанетту, где вся эта галантность века, была сделана под саундтрек 70-х. Такая заведомая яркость. Marie Antoinette, 2006. А здесь вдруг античность под саундтрек джаза, матчишь, шимми. Было ведь еще такое направление – танцы модерна. (Fall — recovery). Модерн, танцовщица Дорис Хамфри разработала основанную на принципах гравитации и естественной тяжести тела технику «падения и восстановления».

А в картине, где тут падения без ушибов? В каждом штрихе и оттенке цвета скрыта история, исследование женской сущности и внутренней красоты. Так много моря. Кстати во время Великой войны Флинт служил помощником адмирала в Королевском флоте, в его обязанности входил надзор за воздушными судами. Флот0-флинтовское творчество, не флиртует, а становится своеобразным исследованием природы зачатков женственности и ее роли в восприятии пола. Что тут античность -обращение к классике или просто грезы его былых 20 годов, «о девы моей юности». Личные мемуары или раскопки в руинах? Не затруднительная такая работа с прошлым- восприятие «через баб», с повторяющимся использованием вычурных поз. Искусственное и непродуктивного возвращения к прошлому-да?

Шоу Дорис Хамфри под названием «Трясуны». В этом странном миксе цыганских мотивов, где на первый взгляд кутеж-вертеж, диковсть и чувственность, но «трясуны» умудряются сохранить некий эффект неприкосновенности. Это, как будто, пляс на грани, где страсть к красоте не перерастает в безудержный порок. Все эти цыганочки, окруженные блеском золотых колец, кажется, несут в себе не только веселье и вихрь, но и «ответственную», рисованную таинственность. «Римо- ромале», казалось бы, смешивают красочные юбки и пьянящий гул гитар с каким-то внутренним обетом чистоты. Это не только образ, но и некий образец сохранения красоты в ее истинном свете, не приниженном грубыми нотками пошлости. При этом что может быть пошлее и карикатурности всего этого табора. Флинт, сюжет и шотландцы! Мне вспомнилось что в Англии тоже есть какие - то свои цыгане и даже вроде они и не индусского происхождения. Этно -проект, очень много встречаеться подобного в фильмах гая Ричи. Режиссер-картиночник вряд ли в этом разбирается ну - как аранжированный мотив у него всегда есть эти самые золотые цепи, яркие рубашки, пачки денег и всякие «поведенческие нелепости».

Само-надвигающаяся картинка №3. Вот в видеоролике из мира природы – туша мертвого кабана, вокруг которой формируется целая стая. Животные трутся, валяются, топчутся, проявляя явный интерес к мертвому телу. Видно, как они пытаются привнести себя плоть, накрутить на себя запахи или, возможно, прикрыть свою шерсть останками. В общем, стая топиться на костях, играет со шкурой, и проявляет активность и необычное поведение вокруг этого свойского события.

(Fall — recovery). А вот художник -картиночник разобрался- что есть что! (Падение — восстановление). Кружево хоровода, вокруг мертвого алтаря, а почему мертвого? Движ -то есть. Все навыворот, пляска в которой красота остается невозмутимой, несмотря на вихрь веселья и волнующую музыку. Умение номадов и кочевников, мешаться пестрить, перенимать и при этом не смешиваться? Этот образ, как часть культуры, вызывает в нас чувство не только восхищения перед их мастерством и талантом, но и уважения к тому, как умело они удерживают красоту вне зависимости от внешних обстоятельств.

Когда то такое смотрелось нарочито, пошло, а сегодня? Такое стремление к красоте, несмотря на внешние соблазны, олицетворяет нечто большее, чем просто артистизм ловкой передачи натуры. Это как послание о том, что прелесть — нечто более спрятанное и драгоценное, чем ее внешнее проявление. Дамы в себе. Это погружение в свою собственную красоту, не поддаваясь внешним искажениям и обстоятельствам (да, и пусть это даже воспоминания стрика).

Любование. Акварельные фигурки, как будто, становятся стражами красоты, идолами священства, передавая ее через «всякие пластики». Это как сказка, в которой красота охраняется и трансформируется, становясь своего рода талисманом в мире, где великое исчезает под напором повседневности.

🌟Все его работы пронизаны женским телом. Хотя, даже если это пейзажи, там всегда присутствуют какие-то нимфы, крестьянки, какие-то сирены. Всегда кто-то плещется или переодевается.

Романс-это наверное от слова рома. «Эй, цыганочки, мои смугляночки, Мои красавицы, где же вы теперь. Мои смугляночки, мои цыганочки. Люблю, люблю вас дочери полей».

Он своими моделями избрав горячих испанок и грациозных цыганок. Часто просто изображал античных граций перед картинами. «Отсутствующий автор», но в виде замены себя дана мастерская, расставленные картины и тут же все это разглядывающие живые прототипы. (Работа «Аксессуары мастерской»). Вымысел и реальность. Статуя и модель, в рисунке попробуй отличи кто где. Автор работал и по фотографии. Иногда от этого создавалось впечатление, что это все несуществующие в природе тела, так похожи на анатомические шарнирные куклы, слишком сегментированные и идеальные, слишком стройные где нужно, там где необходимо выпуклые. Схема успеха читаема. Любимый мотив – кровать и смугляночка – примерно в одном положении тела. Но это огромного размера портретная акварель, это не торжественное масло. Один из программных сюжетов художника – мастерская художника, автор и его модели. Его произведения прекрасно передают красоту и элегантность, всякие ловкости кисти он уделял изображению женского тела, воплощая в искусстве быструю и даже скоростную грацию. -«Пирацкий рейд Флинта», «Шотландское искусство» вроде как во всех градациях «возможной пошлости», или как говорили критики «его искусство редко поднимается выше случайной тривиальности, он редко создавал картины, которые значили бы что-то большее, чем воссоздание воображаемого пейзажа, в котором развлекаются цыгане... Маловероятная обстановка придает их наготе лишь вид респектабельности»… но это все же заставляет нас как то задуматься о породистой красоте, о ее временной природе и ее вечной привлекательности.

🖼️ #Флинт #Художник # Искусство #Flint #ScottishArtist #ArtisticLegacy #WatercolorMasterpiece #FigurativeArt #ArtIllustration #ArtisticInfluence #ArtHistory #PaintingMasters #FlintArtistry #ArtAppreciation #ArtCulture #ArtisticHeritage #FigurativePainter #ScottishArtScene #RoyalWatercolorist #ArtisticElegance #ClassicArtistry #VisualArts #ArtisticLegacy #ArtisticJourney #FineArts #WatercolorIllustrator #CulturalHeritage #ArtisticInspiration #ArtisticExpression #ArtisticLegacy #ArtWorld #FigurativePainting #FlintArt #CreativeInfluence