Найти в Дзене
Познающий

Проклятие знания – «как вы могли этого не знать?»

Трёхлетний мальчик заходит в лабораторию и садится за стол. Учёный вручает ему конфеты в уже знакомой ребёнку коробке. Малыш заметно взволнован. Он открывает коробку и сразу обнаруживает, что вместо конфет лежат карандаши. Он высыпает содержимое коробки на стол, надеясь, что под карандашами лежат конфеты. Конфет нет. На его лице отражается удивление и разочарование. Экспериментатор собирает карандаши, складывает их в коробку, а затем кладёт на стол. «Хорошо, — говорит он, — ещё один мальчик, Джейсон, будет здесь через минуту». Как ты думаешь, что, по мнению Джейсона, будет находиться в коробке?» Ребёнок на мгновение задумывается. «Карандаши», — отвечает он, хотя знает, что Джейсон не может знать, что в коробке нет конфет, а есть карандаши. Экспериментатор спрашивает: - А когда ты вошёл в комнату и увидели коробку, что, по твоему мнению, в ней было? - Карандаши, — с уверенностью отвечает ребёнок. Теперь, когда он знает, в чём правда, он не может вернуть себе невинность своего разума. Он
Оглавление

Трёхлетний мальчик заходит в лабораторию и садится за стол. Учёный вручает ему конфеты в уже знакомой ребёнку коробке. Малыш заметно взволнован. Он открывает коробку и сразу обнаруживает, что вместо конфет лежат карандаши.

Он высыпает содержимое коробки на стол, надеясь, что под карандашами лежат конфеты.

Конфет нет. На его лице отражается удивление и разочарование.

Экспериментатор собирает карандаши, складывает их в коробку, а затем кладёт на стол.

«Хорошо, — говорит он, — ещё один мальчик, Джейсон, будет здесь через минуту». Как ты думаешь, что, по мнению Джейсона, будет находиться в коробке?»

Ребёнок на мгновение задумывается.

«Карандаши», — отвечает он, хотя знает, что Джейсон не может знать, что в коробке нет конфет, а есть карандаши.

Экспериментатор спрашивает:

- А когда ты вошёл в комнату и увидели коробку, что, по твоему мнению, в ней было?

- Карандаши, — с уверенностью отвечает ребёнок.

Теперь, когда он знает, в чём правда, он не может вернуть себе невинность своего разума. Он не может вернуться к неведению. В науке это называется «проклятием знаний».

Немного истории

Термин «проклятие знания» впервые использовали Колин Камерер, Джордж Левенштейн и Мартина Вебер. Указывая на то, что у каждого из нас есть склонность передавать другим свои знания о мире и собственный опыт. Когда мы что-то знаем, трудно вспомнить, как это было, когда мы этого не знали.

Воссоздать в себе прошлую некомпетентность — это всё равно, что пытаться вспомнить, как выглядело поле до того, как посреди него был построен дом.

Проклятие знаний на лугах Академии

Помните фильм «Игры разума»? Рассел Кроу в роли математика Джона Нэша вынужденный вести занятия со студентами, в какой-то момент говорит:

«Лично... я считаю, что этот урок будет пустой тратой вашего... и, что ещё хуже... моего времени. Однако раз уж мы здесь…»

И, судя по всему, он прав.

-2

Учёные, в разговоре с другими учёными, да и в повседневной жизни часто используют специфический язык. Каждый день, погруженные в дискуссии о валовом внутреннем продукте, рандомизации выборки, расслоении общества, относительной бедности в субъективном выражении или компенсаторном характере социальных льгот, они неосознанно предполагают, что другие рассуждают на аналогичном уровне.

Иногда у учеников может сложиться впечатление, что говоря заумно, учителя тем самым пытаются пристыдить или произвести впечатление на получателей и, к сожалению, иногда это правда, но так же не стоит забывать, что мы имеем дело с человеком, обладающим большими знаниями, прекрасно осознающим несовершенство упрощений.

Исследования

Все чаще исследователи предполагают, что лучший учитель необязательно должен быть человеком, обладающим лучшими знаниями по преподаваемому предмету. Наиболее эффективными оказываются учителя, знание предмета которых можно охарактеризовать как средние.

Имея слишком мало знаний, учителя оказываются неспособными чему то научить, а имея слишком много знаний, они часто пытаются дать получателю информацию, которую он не способны понять и оценить.

Все знают, кто такой Альберт Эйнштейн. И думаю многие слышали о его теории относительности.

Через три года после публикации статьи, в которой он объяснял свою теорию, Эйнштейн собирался начать обучать студентов.

Однако тематика курса и подход к преподаванию не сделали его популярным. В первый год на его курс записались всего три студента и все они были его друзьями. Во второй год курс вообще был отменён, поскольку на него записался только один студент.

Его биограф Уолтер Айзексон очень мягко подытожил это:

«Эйнштейн никогда не был вдохновенным учителем, и его лекции иногда воспринимались как неорганизованные».

Недавнее исследование нейробиологов показывает, что приобретение навыков и знаний меняет архитектуру нашего мозга. В результате мы теряем способность понимать, как окружающие воспринимают и обрабатывают уже освоенные нами знания. Проклятие знания фактически лишает нас сочувствия.

Когда учителя английского обучают студентов своему предмету, им очень часто трудно понять, почему они не могут отличить ситуации, в которых следует использовать длительное время, от ситуации, в которой мы используется простое время. Как можно этого не понимать?

Что делать-то?

Чтобы устранить проклятие знаний, будь то в бизнесе, образовании или при объяснении кому-то, как испечь торт:

  • Встаньте на сторону получателя, постарайтесь понять собеседника и проявите сочувствие;
  • Не делайте предположений о том, что знают другие; ничто так не раздражало меня на лекциях, как фраза учителя: «Вы уже должны это знать»;
  • Избегайте жаргона;
  • Использовать примеры;
  • Попросить оставить отзыв о вашем уроке.

Обладать большим объёмом знаний или навыков не значит быть хорошим учителем. Знания иногда могут стать настоящим проклятием. Особенно, когда приводят к предположению: «если я это знаю, то и все остальные должны это знать».