Зачастил Мишка к дяде Жоре. Ездил бы сразу после школы, но Георгий сказал твёрдо.
- Ты, Миша, учёбу не запускай. Грамотный человек, он не за дипломы учится. Знания нужны, чтобы жизнь тебя не пугала. Для себя, понимаешь?
Мальчик не понимал. Зачем, например, ему, Мишке какая-то биология, если он растения выращивать не собирается, или врачом быть. Пестики-тычинки или кишки рыбьи. Он так и сказал дяде Жоре. А тот засмеялся. Вдруг, говорит, передумаешь, и буду я лечиться у знаменитого врача, Михаила Костина. Мальчик даже обиделся на такое несерьёзное отношение.
- Вот вы много знаете, учились, а всё равно в тюрьму попали. - Сказал хмуро.
Сказал и испугался. Вдруг дядя Жора обидится. Но тот не обиделся.
- От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Слышал, Миша, такую поговорку? Жизнь по-разному повернуться может, но как человек на эту ситуацию посмотрит, как выйдет из неё, какие выводы для себя сделает, зависит и от его знаний тоже. Ведь, чем больше ты знаешь, тем больше у тебя возможностей всё исправить.
- А вы тогда почему простым грузчиком работаете? - Не уступал мальчик.
- Потому что надо с чего-то начинать, Миша. Лучше работать грузчиком, чем сидеть и ждать, пока найдётся подходящая должность, на которую, сам понимаешь, меня теперь могут и не взять. Это не повод, чтобы сложить руки и ныть о несправедливости жизни.
- Дядя Жора, а за что вас посадили в тюрьму? - Всё же решился спросить Мишка. Интересно, скажет или нет.
- За дело, Миша. Я человека убил. - Просто ответил Георгий. - Не специально, правда. И, как потом, оказалось, он ещё и не виноват был в том, за что я его... Так что наказание я понёс справедливо.
- Это как так? -Удивился мальчик.
Георгий задумался. Мал Мишка, чтобы рассказывать ему такие подробности. Но и оставлять вопросы без ответа он не привык, нельзя детям не объяснять то, что им непонятно.
Они жили дружно: он, мама, и младшая сестра Лиля. К Лиле он относился, наверное, так же, как Мишка к Тасе. Георгий работу нашёл хорошую, зарабатывать начал, планировал купить квартиру. С девушками встречался в компаниях, дружил, но серьёзных отношений не заводил. Хотел привести будущую жену уже в свой собственный дом.
Только планам не суждено было сбыться. Заболела мама. Львиная доля его накоплений ушла на её лечение, но дело пошло на поправку.
А через какое-то время после этого Георгий начал замечать, что настроение Лили часто портится, она стала нервной, недовольной всем и вся вокруг. Он пытался поговорить, но сестра неизменно уходила от разговора.
Однажды она пропала, не вернулась домой. Телефон молчал. Мама не находила себе места. Георгий обзвонил подруг сестры, написал заявление в отделении полиции. А утром Лиля вернулась.
Стояла у порога бледная, заплаканная. Он, не спавший в эту страшную ночь, бросился к ней. Прижал к себе.
- Что с тобой случилось, малыш? Где ты была?
Девушка разрыдалась у него на груди.
- Он сказал, что хочет поговорить. Что ему нужна помощь. А сам, сам... Он меня... Я ничего не могла сделать! Ничего!
- Кто он?
Георгий опешил, услышав имя. Нет, друзьями с Владом они не были. Когда-то учились вместе, нормально общались. Он знал, что приятель трудится в фирме, куда Лиля устроилась на летнюю подработку, но никогда не мог бы даже подумать...
Мама, которой врач приезжавшей скорой сделал укол, спала. Лиля стояла бледная, заливаясь слезами. Он уложил сестру, накрыл пледом. Руки тряслись, мысли путались в голове. Почти не соображая, прыгнул в машину и помчался к офису.
- Сволочь! Она ребёнок ещё!
Когда бил, помнил только испуганные и виноватые глаза Влада.
К Георгию бросились почти сразу. Но уже после первого удара Влад неловко завалился, ударившись попутно головой о металлическую опору модного лофтового стола.
- Вы же не хотели его убивать? - Спросил адвокат своего подзащитного.
- Не хотел. Но убил. Как выяснилось, за то, чего он не делал. Буду отвечать.
В тот момент Георгий уже знал, что роман у его сестры с Владом начался давно. Лиля сама добивалась расположения мужчины. И в ту ночь осталась у него тоже сама, надеясь, что любимый, после того, что между ними случилось, сделает ей предложение. Но тот лишь усмехнулся. Встречаться согласен, но хомут надевать - уволь.
Понимая, что мать и брат вряд ли одобрят её поведение, и мучимая жгучей обидой и желанием отомстить, Лиля не придумала ничего лучше, чем обвинить Влада.
После суда мама прожила всего год. Умерла, так и не оправившись от потрясения. Лиля родила мальчика и даже успела вполне удачно выйти замуж, а сам Георгий так и не смог простить себе содеянного.
- Вот так. - Ответил он Мишке, не освещая подробностей. - Я позволил своей злости взять верх над разумом. Поверил тому, что мне сказали, и вместо того, чтобы разобраться, начал махать кулаками. И причинил этим много бед. Себе и окружающим. Так что, всегда думай, что ты делаешь, Миша. Потому что за себя отвечаем мы сами, не те, кто пытается влиять на нас, а мы. Только от нас зависит наша дальнейшая жизнь.
Гитару мальчик осваивал с явным удовольствием и очень быстро. Свою любимую песню он играл уже практически без запинки. А однажды, когда собирался уходить, дядя Жора протянул ему инструмент.
- Забирай с собой. Негоже это, в такую даль мотаться, чтобы играть. Отрабатывай, что знаешь. А, когда приезжать будешь, будем новое что-нибудь учить с тобой.
- А как же... - Растерялся мальчик.
- Клавдия Ивановна в курсе. - Успокоил дядя Жора. - Я у неё эту гитару купил. Ивану она вряд ли понадобится.
- Спасибо. - Прошептал Мишка, предвкушая, как похвастается Ярику своими умениями.
* * * * *
- Что это у тебя? - Старший брат выдернул гитару у Миши из рук. - Дай посмотрю.
- Отдай! Это не моя! - Соврал мальчик. - Мне на время дали.
- На. Пора уже свою иметь. - Алексей вернул инструмент. - Я на свои ништяки в твоём возрасте деньги сам добывал.
- Как это? - Заинтересовался Мишка.
- Так это. - Передразнил Лёха. - Старшим помогал, когда просили.
- Так меня не просит никто. - Пожал плечами мальчик.
- А я попрошу, поможешь?
- За деньги?
- А то.
- А делать что надо?
- Скоро узнаешь. Слышь, малой, а деньги тебе на что нужны?
- Мне на коньки, а Тасе на платье.
- Ого, ты замахнулся, брательник. Это тебе поработать придётся.
- Ну, и поработаю. Только на платье побыстрее надо. А то утренник скоро.
- Это как получится.
На следующий день мальчик едва дождался конца уроков. Прибежал домой, схватил гитару и помчался к Ярику.
- Выйдешь?
- Заходи.
- Да ну, у тебя мама дома. Давай лучше на улице.
- Сейчас я выйду, подожди.
В ожидании друга Мишка присел на край песочницы. Сегодня было совсем не холодно. С неба плавно спускались лёгкие снежинки.
- Ты скучаешь. Вата валит с неба...
Только когда он закончил, увидел, что уже не один во дворе.
- Хорошо поёшь, пацан. За душу берёт. - Мужчина средних лет внимательно смотрел на Мишку. - Я ведь в молодости на севере работал. Так навеяло... Хорошие были времена.
Он полез в карман, достал пару смятых сотенных бумажек.
- На вот. Мороженого купишь. Хотя нет, лучше конфет. Вам, певцам, мороженого нельзя.
- Не надо. - Испугался Мишка. - Я просто так пел.
- Не отказывайся. Ты честно спел, а мне честно понравилось. Бери.
Сунул деньги и ушёл. Мишка сидел растерянный. Ярик удивлённо смотрел на приятеля.
- Ты чего, Миш?
- Прикинь, мне сейчас какой-то человек денег за песню дал. Я просто пел, пока тебя ждал, а он...
- Так это же здорово! - Подскочил Ярик. - Ты, Мишка, так и на коньки заработать сможешь. Там один продаёт подержанные. Если размер подойдёт, можно будет купить.
- Нет, Ярик. Это повезло просто. - Мишка встал с холодного бортика. Я и песню всего одну знаю. Как тут заработаешь?
- А если не в одном месте разные песни петь, а одну в разных местах? Кому-то обязательно понравится.
Глаза Ярослава заблестели от предстоящей авантюры. Он потащил Мишку на улицу, к магазину, потом к входу в парк. Мальчик сначала смущался, но люди улыбались его чистому звонкому голосу, и в следующий час они с Яриком заработали ещё сотню.
Когда около цветочного киоска к ним подошёл полицейский, Мишка побледнел и торопливо опустил инструмент.
- "Наша служба и опасна, и трудна" знаешь?
Мальчик испуганно помотал головой.
- Плохо. Иди, учи. А, если серьёзно, парни, то чтобы я вас на улице за этим делом не видел. В другой раз заберу в отдел и родителей вызову. Ясно?
- Ясно. - Мишка опустил голову. - Простите. Мы не будем больше.
- Прощаю. Марш уроки делать, орлы.
Мальчишки быстро ретировались.
- Говорил же, что это бесполезно. - Заметил Мишка.
- Ну, не совсем. - Не согласился Ярик. - Что-то ты заработал. В другой раз нужно просто одному смотреть, чтобы полиции поблизости не было.
- Не будет другого раза, Ярик. - Серьёзно возразил Миша. - Если поймают, родителей вызовут. Тогда не только мы с тобой узнаем, что они пьют. А нам это нельзя. Да и такими темпами я на Тасино платье только к восьмому марта заработаю.
- Ну, ладно. - Вздохнул Ярик. - А поёшь ты, Мишка, здорово. И песня твоя мне понравилась.
* * * * *
Дома Мишка застал Тасю в слезах.
- Кто тебя обидел?
Малышка уткнулась в брата и горестно прорыдала.
- Мама сказала Жантальне, чтобы я была Хлопушкой.
Мишка пропустил мимо ушей "Жантальну" и, подняв личико сестры за подбородок, сердито спросил.
- Почему?
- Мама... - Девочка никак не могла справиться со слезами. - Сказала, что у меня костюма не будет.
- Будет у тебя платье! Поняла? И не реви!
- Зачем ты Жанне Витальевне сказала, что Тася не будет принцессой?!
Мама стояла у плиты, разогревая принесённую с работы еду. Отец, развалившись, восседал за столом, разливая в старые, не слишком чистые стопки прозрачную жидкость.
После Мишкиной фразы со стуком опустил бутылку на стол.
- Ты как, щенок, с матерью разговариваешь?!
Он встал, покачнувшись.
- Не надо, Серёжа! - Светлана испуганно развернулась к мужу. Он никогда раньше не поднимал руку на неё или детей, но уж больно угрожающе выглядел в этот момент. И сын, вместо того, чтобы промолчать, посмотрел на них почти с ненавистью.
- А вы как с нами? У вас на нас никогда денег нет, только на водку хватает! Тася уже слова выучила! Она лучше всех стихи в саду рассказывает! Только вам на это всё наплевать!
Глаза Сергея налились кровью. Света не успела перехватить руку мужа, и Мишкина голова дёрнулась от звонкого подзатыльника.
- Вон пошёл!
Миша выскочил из кухни. Хлопнул дверью комнаты. Боли не чувствовал, только жгучую обиду. Хотел уже убежать, куда глаза глядят, да хоть к дяде Жоре, но вспомнил, что завтра с утра есть одно неотложное дело. Стиснул зубы и, всхлипнув, незаметно вытер глаза. Тася испуганно смотрела на брата.
- Не бойся ничего. - Сказал ей мальчик. Слёзы больше не просились наружу. Он лежал и смотрел сухими глазами в тёмный потолок.
Едва Алексей переступил порог комнаты, повернул голову.
- Лёш, что мне делать надо?
- Мих, ты чего не спишь? Чего тебе делать?
- Деньги срочно нужны.
- Вот оно что. Они всем нужны.
- Лёш, но ты говорил. - Мишка сел на кровати. - Я всё, что хочешь, сделаю!
Алексей довольно улыбнулся в темноте. Заглотил малёк наживку.
- Будут у тебя деньги. Завтра всё расскажу. Спи.
Продолжение следует... часть 4
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------НАЧАЛО ИСТОРИИ