Издавна люди проживавшие на территории нынешней Швеции имели контакты с Хазарским каганатом, а следовательно и с еврейскими купцами.
Христианизация страны состоялась в 9 веке.
Вполне ожидаемо, что начале 16 века на территории Швеции начали активно действовать протестантские проповедники. Одновременно с этим, «некто» сделал ставку на Густава Васа и устроил гос. переворот под предлогом освобождения от датского владычества.
Став монархом Густав тут же послушно провёл религиозную «Реформацию» направленную против католиков, а затем ввёл высокие налоги. Простым шведам такие изменения не понравились, и в период 1524-1543 гг. произошла череда восстаний.
При Юхане 3-м католичество усилило свои позиции, а Сигизмунд (сын и наследник Юхана) оказался ярым католиком. Поэтому в 1599 г. последовал новый госпереворот и в Швеции появился король Карл 9-й.
Естественно, что он всячески способствовал окончательной победе «Реформации», а Швеция официально сменила католическую церковь, на лютеранскую.
После чего страну стали готовить к будущим войнам с католиками. Поэтому был положен конец дроблению государства, шло развитие промышленности, торговли и армии.
В ходе «Тридцатилетней войны», Густав 2-й (сын Карла 9-го) послушно выставлял против католиков по 70-100 тысяч шведов, что составляло примерно 25% от общей численности войск протестантов.
Шведы, умиравшие за чуждые им интересы, свою роль сыграли хорошо – католики не смогли победить.
Но при следующем правителе – Кристине (1632-1654 гг.), у евреев начались проблемы. И это не смотря на то, что личным врачом королевы был Барух Нехемиас, а придворными банкирами стали Тексейры.
Причина проблем крылась в том, что военная победа под Брейтенфельдом (Лейпцигом) вскружило шведскому дворянству голову, и они стали считать себя представителями «великой державы». Во многом это была «заслуга» риксканцлера Акселя Оксеншерна.
К этому времени отлаженная «военно-экономическая машина» позволила шведам захватить устья всех рек Германии, и значительную частью побережья Балтийского моря.
Плохо управляемая Швеция стала представлять опасность для сефардов. Поэтому они начали борьбу против своего детища, а точнее - против высших дворянских родов Швеции, которые всё больше обогащались и становились всё более влиятельными.
Попутно, евреи создали в 1668 году один из первых в мире центральных банков — «Риксбанк».
Естественно, что начатая в 1672 г. война с Данией, закончилась для Швеции в 1679 г. проигрышем, а финансовая составляющая экономики страны была разрушена.
После чего, в 1680 г., марионетки сефардов устроили «редукцию» - корона забрала себе розданные дворянству земельные владения, что подорвало могущество дворянских семей.
Забавно, что когда в начале 1680-х годов, группа ашкеназов попыталась основать свою общину в Стокгольме, то король Карл 11 издал указ, предписывавший евреям покинуть страну – в это время сефардам ашкеназы были ещё не нужны…
Для сефардов всё сильно усложнилось в 1697 г., когда на шведский трон взошёл 15-ти летний Карл 12 – это был «звёздный час» для шведской аристократии.
Как результат – в 1699 г. Россию затащили в «Северный союз» с Данией, Саксонией и Речью Посполитой. Затем эти страны под разными предлогами вышли из войны, оставив Петра 1-го один на один с сильнейшей Швецией…
Швеция войну проиграла и утратила своё имперское могущество. Какую роль в этом сыграли те богатые евреи, которые заведовали финансами шведов и обеспечивали снабжением её армию (а заодно навешивали кредиты на Карла 12-го) – ещё только предстоит выяснить.
Зато известно, что Карл 12-й стал первым шведским королём, который в 1718 г. позволил евреям не только селиться в стране, но и проводить свои богослужения…
Но лично ему это не помогло - выстрел в голову оборвал жизнь, неудобного для евреев, Карла 12 –го в возрасте 36 лет.
Этот же выстрел послужил своеобразным сигналом к коренному изменению шведского государственного строя. В ходе данного изменения нужны были значительные финансы, и королевскому дому часто приходили на выручку еврейские купцы… Поэтому положение евреев стало резко улучшаться – к середине 18 века им разрешили открыто селиться в небольших городах. В 1780-х годах, в Стокгольме возникла еврейская община, а еврейские магазины и лавки находились в самых лучших местах.
В 1838 г. король Карл 14-й Юхан (есть сведения о его родстве с евреями) издал «Эдикт об эмансипации», снявший большую часть ограничений для евреев.
Потом последовали новые привилегии, вплоть до того, что в 1870 г. был принят закон предоставлявший евреям право, быть избранными в высшие законодательные органы власти…