Это был третий день нашего выезда. Мы путешествовали по Южному Дагестану, заезжая в самые отдаленные и, судя по слухам, дикие районы данной республики. Нас интересовали люди, истории, которые они могут рассказать, легенды и все прочее, что интересует антропологов.
По пути наш брутальный внедорожник не выдержал удара судьбы и острых камней крутых горных дорог. Противный писк электроники все резко взбодрил, заставляя сердца биться сильнее.
- Воздух спускает, - доложила Алиса, десятилетняя девочка, дочка нашей руководительницы.
Но самое страшное, что случилось это в Рутульском районе. «Сюда выселяли тех, кто нарушал правила своих поселениях» - Дина Николаевна.
Мы застряли посреди грунтовой, если можно её так назвать, дороги в горах. С одной стороны высилась вершина, с другой был крутой спуск к темной бурлящей реке. Лента дороги уходила за крутые повороты и помощи ждать, казалось бы, было неоткуда. Но нам повезло и буквально следующая машина, остановилась, чтобы оказать помощь. Вышедшие мужчины, серьезно отнеслись к проблеме, но, увы, ничего сделать не смогли. Зато эти господа помогли остановить следующую машину, благодаря которой мы и смогли убраться с этой дороги. Проблема пробитого колеса, конечно, осталась, все же не имея запаски двигаться по каменистой грунтовке было страшно.
Мы добрались до следующего небольшого поселения, но шиномонтажек там, конечно, не было, но и здесь нам улыбнулась удача. Наш новый знакомый, согласившийся помочь нам с колесом, решил помогать до конца. На следующий день мы условились встретиться в поселке и забрать подлатанную покрышку. В моей голове был лишь один вопрос: «Неужели это и есть те самые «дикие» рутульцы про которых мы столько слышали?» Люди хоть и выглядели несколько опасно, но были крайне дружелюбны. Возможно, отзывчивость местных была вызвана внешним видом нашей руководительницы, а, быть может, туристы, с которыми нас часто путали, ещё не успели испортить эти места, поэтому любой чужак тут был гостем.
Как бы там ни было, мы двинулись дальше, но сверившись с временем, решили заняться поиском места для ночлега. За поселком была пограничная застава, проезжать её мы не планировали, а ставить палатки рядом с таким местом тоже было нельзя, поэтому мы развернулись и плавно покатили искать место для лагеря.
Все были уставшими, хотелось скорее расслабиться. Наш внедорожник остановился у шумной группы местных, сидевших у видавшего вида зеленый УАЗик. Перекинувшись парой фраз, мы получили дословно такой совет:
- Переезжайте мост, выезжайте из села и дальше вверх в гору. Там будет хорошая поляна.
Внедорожник наш был хороший, мощный, любой подъем мы пока покоряли, но дорога за поселком повернула куда-то в сторону и скрылась в лесу, который покрывал весь склон. Резонно решив, что мы уже начали ехать и дорога должна куда-то вести, мы двинулись дальше, но тут, проехав буквально метров двести-триста, кто-то заметил, что за нами едет тот самый зеленый УАЗ.
Мы чуть ускорились и въехали в лес. Дорога петляла, нашу машину то и дело поглаживали ветви деревьев, под колеса снова и снова попадали кочки. Нас весело трясло, мы радостно смеялись, а день потихоньку смеялся, плавно на горы опускалась тьма…
Шутки шутками, но преследование навязчивой зеленой машины стало нагонять нехорошие мысли и подниматься дальше, казалось, уже нецелесообразно. Лес уступил место большой поляне, тут-то мы и встали для того, чтобы все обсудить и принять решение. Конечно, решения принимала наш руководитель, а пауза была нужна скорее, чтобы пропустить преследователей и собраться с мыслями. Пока мы общались, УАЗ, покачиваясь на кочках проехал мимо.
Выдохнув, мы все же решили посмотреть куда приведет нас эта дорога, и, что вы думаете? За первым же поворотом стояла злополучная машина, видимо, чего-то ожидая… Значит они нас ждут?
Мы переехали мелкий ручей, потом снова начался лес, заезжая в который, мы содрогнулись, увидев зеленый УАЗ, двинувшийся за нами. Что ж, жребий брошен, съехать с дороги мы уже не могли – некуда! Значит мы всецело в воле случая и местных рутульцев.
Проехав добрые минут пятнадцать по ухабам и ямам, мы доехали до широкой поляны, которую окружали высокие крутые горы. Это была даже не поляна, а полноценный альпийский луг, убегавший куда-то ввысь, к заснеженным вершинам. На окраине луга, рядом с лесом стояла маленькая лачужка, сбитая из камней. Выглядело это все невероятно самобытно, но и опасно. Кто же знает, чего ожидать от этих людей, в чей дом мы попали? В сущности, нас ведь и не приглашали, а тут на нас вышел здоровенный алабай…
Но все наши страхи улетучились, когда радушные мужчины вышли нас встречать и зазывать в свой домик, чтобы выпить чаю и съесть чего-то вкусного. Мы тактично отказывались, решив встать лагерем рядом, но не стеснять местных. Пока наша начальница общалась с мужчинами, рядом, на лугу росли наши палатки. И тут подъехал зеленый УАЗ…
Но и там ничего страшного не было. Наконец-то показалась первая местная женщина с дочерью. Оказывается, эти люди уезжали к кому-то в гости на праздник, и вот, возвращаясь, совершенно случайно, наткнулись на нашу группу.
Вечер прошел замечательно, местные пастухи оказались одними из самых дружелюбных людей из тех, кого мы встречали в Дагестане, а гигантский алабай (по кличке Алабай, что забавно) был невероятно воспитанным и добрым зверем. Но лес, все равно был рядом, поэтому всю ту безлунную ночь над долиной разносились громкие возгласы мужчин, а иногда сон нарушали оглушительные выстрелы из «сайги».
И, если верить рассказам мужчин, то такое поведение было вполне оправдано, ведь тут обитали чуть ли не все хищники, встречающиеся в России. Начиная с рыси (одну из таких несколько лет подстрелил кто-то из мужиков) и заканчивая медведем.
Так и спал я под темным бесконечным небом, вслушиваясь в беспокойные торопливые шаги Алабая за тонкими стенками палатки. Какой же все-таки на мир необычный и разный…