Найти тему

Венецианская декоративная штукатурка: немного истории

Самые ранние упоминания об этом материале встречаются еще несколько тысяч лет назад. Штукатурка из полированного гипса использовалась в Месопотамии для оформления интерьеров зданий, где известь применялась в качестве базы для росписей и фресок.

Далее крутим стрелки часов вперед, чтобы попасть в Римский период, где можно встретить прекрасно сохранившиеся внутренние стены домов печально известных Помпей, которые отделаны гипсовой штукатуркой на основе извести.

Знания о римской штукатурке доступны нам благодаря труду 1400 г. Маркуса Витрувия«De Architecture», который описывает методы отделки здании до времен Христа. По словам Витрувия, римляне стены оштукатуривали смесью, сделанной из мелкой мраморной пыли, песка и извести. Потом стена, покрытая 2-3 слоями штукатурки, при правильной обработке превращалась в гладкую полированную поверхность. Цвета зачастую добавлялись, пока штукатурка еще не высохла. Получалась прочная декоративная отделка, которая долго оставалась чистой.

Этот способ штукатурки поверхностей получил распространение в ХV веке в Венеции, которая всегда отличалась отличным архитектурным вкусом среди богатых горожан. Местные кирпично-черепичные терракотовые отходы промышленности использовались вместо песка, смешивались с известью и этой смесью обрабатывали кирпичные поверхности, чтобы достичь эффекта непременно «дышащих» стен в домах, которые были подвержены сырости из-за их расположения рядом с Венецианской лагуной.

Венецианский шоурум Olivetti на площади Сан-Марко
Венецианский шоурум Olivetti на площади Сан-Марко

Штукатурка для отделки изготавливалась из отходов близлежащих карьеров мрамора, которые смешивали с известью для получения стиля Марморино. Она могла быть оставлена белой для имитации породы здешнего мрамора, или обрабатывалась краской для создания массивного мраморного эффекта. Легкий вес штукатурного материала был явным преимуществом для зданий, построенных на неустойчивом грунте Венеции.

Изменение моды в дизайне интерьеров привело к падению интереса к венецианской штукатурке в конце XIX века. Но мы знаем имя конкретного человека, которого можно поблагодарить за возобновление интереса к штукатурке - это Карло Скарпа – итальянский архитектор, работавший с ней в 1950-х годах.

_______

✍️Автор статьи Елена Иванова, архитектор интерьера и декоратор

| тел. +7 963 38 38 132, e-mail: diva-nova@yandex.ru