Авторская колонка Ивана Бера
Символичное событие произошло в Киеве на днях: рядом с памятником Родине-матери сильным ветром порвало украинский флаг ровно по линии двух цветов. Желтый вроде как означает плодородность украинских земель и урожайность хлебов. Кстати, хлеба как раз сейчас стоят на границе с Польшей и практически никто не хочет ввозить к себе зерно из Украины. В чем причина этих километровых пробок из груженых фур на границе с Восточной Европой?
В Польше фермеры еще со времен зерновой сделки не хотели злаковые от соседей
Просто они знали, чем это обернется для их экономики, да и поляки не особо голодают — у них свои хозяйства в порядке. В итоге Киев навязал продажу зерна Молдавии, и те не нашли причин отказать, а теперь разгребают проблемы.
Случилось все за осень: в Кишиневе протестующие фермеры просят власти прекратить транзит дешевого украинского зерна. Пригнали тракторы, встали напротив здания правительства Молдавии и взывают к совести Майи Санду.
Большая часть молдавских земледельцев находится на грани банкротства: их зерно оказалось не нужным, а помощи от властей, скупивших украинские злаки, никакой. Дошло до того, что на трассе в Кишинев протестующие схлестнулись с полицейскими. Именно этот сценарий предвидела Польша. С какой стати ей, ради Украины, которую они в грош не ставят, портить свое экономическое положение?
Блокада грузов из Украины на границе с Польшей длится уже месяц, но бунт подняли и другие страны
Киев считал, что Варшава — самый преданный и надежный союзник. Помогали им военной техникой, наемниками, боеприпасами. Думали, наверное, что это искренне и по любви. А как только поляки поняли, что Украина способна лишь отравлять жизнь вокруг себя, при этом постепенно ликвидируясь с карты мира, указали ей на место.
Заранее подстраховавшись, польские перевозчики выдвинули ряд требований к властям своей страны, а также перекрыли границу и не пропускают через нее украинские большегрузы. Причем не только из-за транзита ненужного зерна: Еврокомиссия решила, что украинские грузы должны перемещаться через границу с Европой по льготам. Из-за этого крупные логистические компании Европы теряют прибыль. Там с прибылью после антироссийских санкций и так не все в порядке. Даже французские фермеры ездят по городским улицам и в знак протеста разбрасывают навоз и даже поджигают его. Причина — сильно высокий ценник на удобрения и оплату электроэнергии.
За французами и поляками предъявлять ЕС стали и словацкие союзы автоперевозчиков, которые требуют отмены всех преференций для украинских дальнобойщиков. Один из организаторов польских протестов Яцек Сокул объясняет блокаду украинских фур буквально на пальцах:
«У меня небольшая компания. В этом году мне пришлось сократить свой автопарк на 40%, до восьми грузовиков, потому что украинские каботажные перевозки намного дешевле».
Сегодня в сети появилось подтверждение слов Яцека: Германия не пропускает польские фуры, пробка растянулась на 40 километров, зато украинские большегрузы проезжают свободно.
Бунт Польши ударит по украинской экономике
Масштаб пробки на украинско-польской границе сегодня — это почти три тысячи грузовиков. Сообщается, что 10 ноября проехали всего 29 фур. Это примерно 1%. Значит, чтобы смогли выехать остальные, должно уйти больше трех месяцев. В общем, вся зима.
Что за это время может случиться с украинской экономикой? Блокада, например, приведет к росту стоимости логистики для украинских экспортеров и импортеров. Обязательно вырастут цены на товары, а значит, могут сорваться многие контракты.
Еще через три месяца блокировка приведет к перебоям с поставками товаров, еще большему росту цен и убыткам как для перевозчиков и их заказчиков, так и для всей украинской экономики. Расти цены будут, как минимум, чтобы компенсировать убытки. ЕС точно не станет завышать цену украинским перевозчикам.
История повторяется: вернемся на 30 лет назад
Основными европейскими перевозчиками считались немцы, итальянцы и французы. Затем более дешевый труд поляков и готовность ездить по дорогам дольше все изменил, а теперь на смену им пришли украинцы, которые готовы работать еще дольше и еще дешевле, чем поляки.
Для украинцев лучше работать на фуре, возить грузы по Европе и получать за это евро, чем случайно угодить в блиндаж, к менее удачливым товарищам. А для ЕС это экономия денег с учетом сильно подросшего ценника на те же удобрения и энергию. Понимая, что украинцы лезут в польскую экономику, выдавливая из рынка перевозок поляков, в Варшаве намеренно будут продолжать блокировку. Практически назло. Терять им уже нечего.
Остается железная дорога
Единственное, что пока не заблокировано у Украины, — это перевозки железнодорожным транспортом, и то, наверное, потому что Европа таким образом передает военную помощь.
Еще у украинцев сложновато в условиях боевых действий с собственными товарами — например, пищевая промышленность развита не особо хорошо. В основном продукты на полках украинских магазинов из стран ЕС. Это также и одежда, и бытовая химия, поэтому из-за блокады продукты, скорее всего, начнут сокращаться, поставок меньше, и цену на них будут делать еще выше. А молодежи в секонд-хэндах по дням распродажи будет еще больше.
Возможно, видели подобные ролики из Украины за последние полтора года? И скорее всего, Украине придется пойти на условия Польши для снятия блокады на границе.
Мое имя Иван Бер, будьте здоровы и поддерживайте друг друга.