Найти тему

Наши терапии

Наши терапии.

РАС нередко сравнивают с пазлом, в котором не достает одной или нескольких деталей. Так что, пазл не складывается. И задача родителей – помочь этому пазлу сложиться в одно единое, целое, развивая у ребенка навыки, которых нет или недостаточно. Как правило, это не одна деталь, а их несколько. Более того, все части пазла влияют друг на друга. И если у ребенка есть сложности в одной сфере, то это будет негативно отражаться на многих других. Верно и обратное: если есть прогресс в определенной сфере, то автоматически улучшаются навыки и во многих других областях.

В начале нашего с сыном пути я надеялась найти терапевтический подход, который решит все наши проблемы. Это было бы так просто и удобно! Однако, этого не произошло. В то же время, каждая терапия, которую мы использовали, помогла решить очень важные задачи и отстроить ту или иную деталь пазла. Конечно, это только наш опыт. Я знаю многие семьи, которые придерживались какого-то определенного подхода и получали прекрасные результаты. Наверное, можно так, а можно и по-другому. Выбор всегда за родителями.

Сегодня я поделюсь информацией о том, как нам помогли разные подходы. Я благодарна тому вкладу, который внесла каждая терапия. И каждому специалисту, который поддерживал нас на этом пути.

DIR floortime. Благодаря этому подходу, я наладила отношения с сыном. Ему стало интересно со мной. Он перестал зацикливаться на стереотипных и повторяющихся действиях. Игры и взаимодействие со мной стали для него намного интереснее. Он улучшил способности саморегуляции. Когда-то у него было до 10 истерик в день, если что-то ему не нравилось. Теперь этого нет. Он стал достаточно легко включаться в новую деятельность и новые игры. У него появились свои игры, свои идеи. Способность к двустороннему взаимодействию, готовность делиться идеями и принимать идеи других людей развиты у сына благодаря терапии DIR floortime. Эти способности заложили достаточно прочный фундамент для развития навыков социального взаимодействия и диалога. Сын научился рассуждать и принимать во внимания идеи других людей, связывать их. DIR floortime – это та терапия, которая помогла ему в развитии мышления и логики, воображения и фантазии, понимания перспективы и контекста,умения решать жизненные задачи, аргументированно отстаивать свою точку зрения,договариваться, лучше понимать свои потребности, желания и эмоции, действовать целенаправленно и последовательно, оставаться включенным во взаимодействие и вести связанный разговор, договариваться и находить компромиссы, играть с другими детьми, самовыражаться в творчестве и в игре. Подход DIR floortime – самый важный и основной в нашей терапии. Но постепенно мы снизили интенсивность наших занятий, так как в этом нет уже такой необходимости, да и я устала поддерживать такой интенсивный темп. Если в 2-4 года мы играли по 3 часа в день (6-7 сессий в день), то сейчас – это 1 час в день. Кроме того, принципы DIR floortime стали в нашей семье неотъемлимой частью стиля жизни: мы стараемся много общаться,беседовать с ребенком, обсуждать все интересующие его темы.

PRT (Pivotal Response Treatment) – это терапия, которая помогла в развитии речевых навыков. Мы также использовали стратегии PRT для развития навыков социализации и коммуникации с другими детьми, организуя playdates с другими детьми .

RDI – мы пользовались стратегиями этой терапии два года и это очень помогло Алмазу улучшить навыки невербальной коммуникации, научиться лучше подстраиваться под других людей и сотрудничать с ними, больше ориентироваться на родителей в деятельности, лучше считывать реакцию собеседника и подстраиваться под него, больше учитывать интересы других людей в играх и повседневных ситуациях, быть гибче.

АВА терапия – стратегии из АВА терапии всегда были полезны при обучении каким-то конкретным навыкам: например, навыкам самообслуживания и тем академическим навыкам, которые не вызывали интереса у ребенка или давались с трудом (приучение к туалету, мытье рук, одевание, прописи и т.д.). Стратегий АВА в нашей терапии сейчас немного. Чем лучше у ребенка развита мотивационная сфера, навыки коммуникации,понимание ситуаций и мышление, тем меньше необходимости в АВА терапии. В любом случае, принципы АВА никогда не были основой в наших отношениях с ребенком и мы применяли их очень дозированно.

Social Thinking - занятия помогли моему ребёнку научиться лучше понимать социальные правила и ожидания, более полно учитывать перспективу других людей. Теперь он гораздо чаще задумывается над тем, что его слова и поступки могут вызвать у других людей определенные чувства и мысли. Также Алмаз получил важный опыт выстраивания дружеских отношений с ровесниками, которые занимаются вместе с ним в группе Social Thinking. Сын научился поддерживать диалог на разные темы в зависимости от заинтересованности собеседника и уместности темы в той или иной ситуации. Раньше он предпочитал говорить в основном на темы, связанные с его специнтересами. Благодаря занятиям по методологии Social Thinking сын научился лучше анализировать социальные ситуации, принимать эффективные решения. Он овладел ключевыми социальными навыками и продолжает осваивать новые. Самое важное,что у него появлилось больше осознанности и понимания того, для чего ему нужны эти знания.

фото из открытых источников в интернете
фото из открытых источников в интернете