Найти тему
Хроники Баевича

Психология бильярда. Неизвестная игра. Часть 2 Психологические и практические советы мастеров бильярда. Глава 1 Практические советы Лемана.

Книга Анатолия Ивановича Лемана «Теория бильярдной игры» была написана им более ста лет назад. А.И. Леман был человеком разносторонних дарований. Несомненно, он является выдающимся теоретиком русского бильярда, кроме этого, он писал романы, рассказы, занимался изготовлением скрипок, был хорошим дантистом. Читая его Теорию бильярдной игры, поражаешься
его точным психологическим замечаниям и наблюдениями, а ведь, в то время, психологи как науки еще на существовало. Чтобы не испортить ваше впечатление от манеры письма А.И. Лемана, приводим выдержки из его книги без изменений, дополнений и интерпретаций. Несомненно, эта книга является своего рода первой публикацией по психологии бильярда, как в то время понимали психологические вопросы. Автор, на основе своей интуиции, жизненного опыта, образованности и практики классного игрока, попытался описать ощущения игрока в бильярд, давая при этом очень мудрые советы начинающим. Слог его книги кому-то покажется несколько странным
и непривычным слуху, но без сомнения эта книга актуальна и полезна в наши дни. Найдется немало современных теоретиков и практиков бильярда,
весьма авторитетных, которые будут не согласны с практическими советами А.И. Лемана, но будем снисходительны к автору и попробуем ощутить дух
бильярдной игры того времени.
...1) Надо выбирать кий соразмерно росту и бильярду: чем больше бильярд, тем требуется длиннее кий. Легким кием можно производить самые изысканные удары, тяжелым - игра намного грубее. Однако следует заметить, что волнение,
беспокойство при игре легким кием резко выражаются в правильности удара. Между тем состояние духа при игре тяжелым кием гораздо менее отражается
на ударах. Поэтому начинающим игрокам советую выбирать кий средней тяжести и только впоследствии непременно переходить на легкие.
2) Стоять у бильярда надо спокойно, свободно и изящно. Для прицела совершенно бесполезно наклоняться к борту; все дело в привычке.
3) Для развития гибкости кисти и для более ловкого владения кием необходимо брать турняк только концами пальцев: сначала это неудобно, но потом к этому привыкаешь.
4) Начинающие игроки не обращают ни малейшего внимания ни на постановку корпуса, ни на манеру держать кий. Они всецело отдаются желанию «сделать шар», позабыв обо всем на свете. Находясь в таком возбуждении, они и не подозревают, что держа неловко и неудобно кий, нельзя отчетливо и красиво ударить шар или, припав к столу, нельзя различить «истинную точку прицела".
5) Часто случается, что игрок, отлично прицеливающийся, просто слишком небрежно ударяет по шару и не попадает в лузу. Это уж недостаток характера.
6) Не советую употреблять ни машинку, ни длинный кий. Эти облегчения недостойны настоящего игрока. Играйте «пистолетом».
7) Оттяжка - самый красивый и самый трудный удар. Применение этого удара весьма обширно. К сожалению, по трудности его кто слишком часто
употребляет оттяжку, тот скоро утомляется.
8) Есть игроки, которые, желая подействовать на хладнокровие партнера, все подставки играют необычайно осторожным иезуитским штосом («нищенский
удар»), бесконечно долго прицеливаясь и меля кий. Все эти приемы недостойны настоящего игрока.
9) Прицел при резке легок, вот поэтому многие главную силу своей игры основывают на резке. Резка имеет за собой и то огромное достоинство,
что на бильярде гораздо более всегда шаров, которых можно резать, чем играть прямо. Однако резка имеет большие неудобства: 1.При резке трудно определить куда отлетит свой шар, т.е. неудобен выход; 2.Заметив пристрастие противника к резке, очень легко избегать подставок для резки.
10) «Прямой шар» и «резка» - это брат и сестра. Никогда не надо отдавать предпочтения или тому или другому удару. Пристрастие к «любимчикам» вообще крайне вредно сказывается на игре.
11) Бортовой шар - лучшая приманка для неопытных игроков, и он очень часто решает судьбу партии. При правильном ударе бортовой шар всегда падает. Но этот шар - один из труднейших. Кто кладет бортовичков, прямых, близ борта в среднюю, тот помимо прекрасной техники обладает еще выдержанным
характером.
12) Дуплет. Искусство дуплета вовсе не представляет той трудности, какую ему обыкновенно приписывают. Средства для более надежной игры дуплетом: прицелившись в шара для дуплета, переходят потом к лузе, куда должен упасть шар, из этой новой точки прицелиться вновь по тому же шару. Запечатлев величину угла в уме, приступают к удару.
13) Надо играть просто, разумно, уверенно, не жадничая и не гоняясь за шарами, и только в крайнем случае назначать действительно великолепного
шара, обнаруживая этим свое глубокое знание бильярдной игры и высокую технику. Истинный артист играет незамысловато. Кажется, взял бы да и сам так сыграл. Но мы видим, что ничего не затрудняет артиста. Назначает он дуплет - падает дуплет, шаром - и шаром падает, круазе, валится и круазе. 
14) Отыгрыш. Когда более не надеются сделать шар, то отыгрываются, заставляя противника отыгрываться в свою очередь и рисковать сделать подставку. Поэтому важное значение при отыгрыше имеет хладнокровие и терпение. Иногда случается делать десять, двенадцать отыгрышей, особенно играя на нетрудном бильярде с сильным противником, который может партию кончить с кия. Но действительно громадное значение имеет отыгрыш на
строгом бильярде большого размера. На подобном бильярде горячий и неосмотрительный игрок, имея дело с противником меньших дарований, но с характером и выдержкой, все-таки неминуемо проиграет, потому что не выдержит отыгрыша. Отыгрыш, впрочем, имеет одно важное неудобство.
При частом употреблении он «сбивает с кия», т.е. вредно влияет на прицел и точность удара.
15) Отыгрыш оттяжкой опасен. Может случиться, что при ударе вместо оттяжки выйдет перескок или клапштос, как это часто бывает с неопытными игроками. Частое же выполнение этого отыгрыша всегда производит сильное впечатление на противника.
16) Недостаток плохих игроков - это то, что, желая сделать тонкую резку они бьют шара, разбивают пирамиду и отдают партию.
17) Замечая свои недостатки и стараясь избавиться от них, игрок постигнет наконец тайну владения своим шаром. Он увидит, в какой строгой зависимости находятся между собой делание шаров, отыгрыш, выход. Он увидит, как и пристрастие к одной из этих частностей вредно отзывается на всей игре - и в конце концов, несомненно придет к заключению, что все нюансы, все тонкости и штрихи бильярдной игры должны находиться в полной гармонии между собой. Следует понять почему сильный игрок сделал тот или иной удар.
18) Превосходный игрок кроме техники (великолепное зрение, мастерский удар, красивая постановка, сила, выносливость) должен обладать философским хладнокровием, глубоким расчетом, полной невозмутимостью, отчаянной смелостью и присутствием духа. Игрок с превосходной техникой, но без выдержки, всегда проиграет игроку не с такой блестящей техникой, но вполне владеющему собой. Если вы беспощадны и невозмутимы и знаете тот бильярд, на котором хотите сразиться, то схватывайтесь со всяким: две первые партии определят вам силу противника, как бы он ни скрывал игру, вы всегда можете вовремя остановиться, благодаря выдержке.
19) Все хорошие бильярды в городе должны быть вам известны. Затем обратите внимание, кто ваш противник. Чем горячее и задорнее он, тем строже бильярд следует выбирать для игры. Только на верном большом и строгом бильярде определяется положительный перевес терпения над блеском, беспощадность над великодушием. Возразят, что это не игра, а пытка. Пожалуй, но во всяком случае пытка не для игроков. Для понимающих один вид превосходной игры - глубокое наслаждение. 
20) Разнообразие человеческих характеров и темпераментов привело к возникновению множества различных бильярдных игр.
а) Игроки, предпочитающие смелую, блестящую игру, основанную исключительно на верности глаза и точности удара, всегда предпочитают пяти-шаровую партию.
б) Игроки, предпочитающие тонкую и живую игру, наглядно развивающуюся перед глазами, играют в Пирамиду (в Пирамиде много значит отыгрыш).
в) Профессиональные игроки предпочитают игру в банк или ботифон в 2 шара;
Пирамида более уравновешивает шансы противников и поэтому она вытеснила почти совсем все другие партии. Итак, делание шаров, отыгрыш и выход - вот
главные элементы игры. Выход - краса бильярдной игры.
21) Бильярд развивает характер, что очевидно только опытному наблюдателю. Старый и превосходный бильярдный игрок - философ, стоик и знаток сердца человеческого. Он осторожен и тверд. Он редко чему удивляется, он проницателен и памятлив. Он добродушен, его разговор исполнен
неподдельного юмора.
22) Трудно только выучиться играть на бильярде. Самому способнейшему игроку необходимо не менее четырех лет усердной игры, чтобы достигнуть известной силы (игра большей части маркеров на их бильярдах). Затем нужно два-три года серьезной игры на интерес, чтобы превзойти маркеров. А для того, чтобы стать действительно артистом, для этого необходимы, кроме обыкновенной игры, ежедневные упражнения соло, подобно гаммам на скрипке или рояле.
23) Советую всем молодым игрокам придерживаться приблизительно следующего способа изучения бильярдной игры. Во-первых, основательно познакомиться с теорией бильярдной игры, что тотчас сообщит им известное развитие и укрепит в желании выучиться играть на бильярде. Затем им надо начать играть друг с другом, спрашивая по возможности чаще практических советов у своих знакомых, хороших игроков. Наконец, им следует искать игроков все большей и большей силы и играть с ними без форы.
Форы очень развращают игроков, всегда занижая качество игры.
Молодой игрок должен сознательно относиться к своим силам и силам противника. Следует обращать внимание на число партий. Сколько было проигрышей из-за одной лишней партии. Надо помнить, что силы человека ограничены. Нельзя пренебрегать этим. Иной игрок может сыграть хорошо только шесть партий, а другой - двенадцать. Очевидно, на восьмой и девятой партии второй игрок будет легче побеждать первого. Не должно играть более двух часов на бильярдах. Конечно, азартные противники, обыкновенно, играют до закрытия бильярдной, но это в ущерб здоровью и качеству игры.
Первоклассный исполнитель во всем должен беречь себя, свой талант, а не расточать его зря, попусту. Но особенно надо это помнить молодому,
неокрепшему игроку, а такие-то обыкновенно азартнее всех. Но и этого мало для изучения бильярдной игры. Надо ежедневно посвящать не менее часа
специальным упражнениям, играя только своим кием на одном и том же бильярде. Эти упражнения должны состоять в делании шаров всеми штрихами,
изучении отыгрыша и выхода.
24) Специальные упражнения должны состоять из ряда трудных ударов, причем переход от одного к другому должен быть сделан только после известных успехов. Эти упражнения в связи с игрой с серьезным противником разовьют талант молодого игрока, который тогда приобретет известность. Его имя будет произноситься с уважением в кругу настоящих игроков, его появление всегда будет встречено с оживлением и вниманием.
Талант - это редкий дар. И если он есть, надо ценить его. Настоящий талант в бильярдной игре встречается крайне редко. Этот талант - дар свыше, и никакими его упражнениями нельзя приобрести самому. Но тем не менее всякий должен разумно относиться к своим дарованиям, и если он правильно
разовьет свои силы, свои способности, то надо отдать ему справедливость и не требовать более того, что он может дать. Всякий талант легко сгубить. Вино, бессонные ночи, беспорядочная азартная игра лишают верности глаза и руки. Первоклассный игрок теряет свои силы и опускается до поражений от всякого
встречного новичка. Физическое падение всегда происходит в связи
с моральным. Какое множество отличных игроков погибло таким образом.
Но игра без страсти тоже не уважительна.
Живая любовь к бильярду, серьезное отношение к игре, внимание к противнику - вот что делает бильярдную игру притягательной, а отличного игрока столь интересным. Так надо играть в бильярд!

-2
-3