Давно хотелось написать статью про великий русский роман в стихах, да никак не мог найти "подход" к этому делу. Делить ли на множество частей статью, вдаваться ли в подробности и т. п. Ну, подумал, как карта ляжет.
Заголовок многим может показаться странным, мол, как зачем читать? ЭТЖ классика! Или, мол, ВСЕЖ читали! Но вы на канале "ЧО", и тут выступают за осознанность.
Во-первых, я, если не часто, то все равно бывает натыкаюсь на действительное непонимание со стороны молодых читателей зачем читать Пушкина, не раз слышал и читал комменты, что Пушкин вообще переоценен. Мы все говорим "Пушкин - наше все", но что это значит - хз. Особенно это отношение выражается по отношению к ЕО, дескать, роман ни о чем, она написала первой и понеслось, Андрюха, у нас труп, возможно криминал, по коням!
Во-вторых, хотелось бы, взглянуть на ЕО в отрыве от школьной программы, без всяких там Добролюбовых, Белинских, при всем к ним уважении, без ограничивающих очков образования, взглянуть на роман как на что-то современное, а не на что-то далекое и совершенно нас не касающееся. Поэтому я не буду напоминать филологические и исторические аргументы и факты о том, что это, по сути, первый русский роман, который задал и в каком-то смысле создал направление реализма, и прочее. Мы читаем в первую очередь как читатели-обыватели, а не как филологи.
Тем не менее важно учитывать бэкграунд, который я не буду подробно описывать, об этом можно отдельную статью писать, поэтому просто кратко напомню "контекст" того времени, моменты, которые важно учитывать.
Это недавняя эпоха Наполеоновских войн, которая окончилась военным триумфом России, что привело к экономическому и культурному упадку Франции, ее доминирующее положение заняла отныне Англия. Сама Франция может и перестает быть "модной" как раньше, но ее революционные идеи, которые начались с борьбы за независимость в Америке против британских колоний, продолжают давать свои плоды - так в России в 1825 году происходит неудачное восстание декабристов, после которого наступает режим Николая I с цензурой, надзором и прочим, также из-за восстания образовалась трещина между дворянством и монархией, отныне это не единый организм, среди дворян процветает вольнодумство и одержимость разными идеями. Параллельно расцветает и в каком-то смысле "подпитывает" все это дело романтизм, который возник в католико-протестантской Германии. Кроме того, процветает немецкая философия, которую Россия очень хорошо впитывает, чтобы потом отвергнуть, оставив при себе только гегелевский национализм с вопросом: "Каков путь нашего народа?", что оформилось в конфликт между западниками и славянофилами. Во всем этом варился Пушкин, который свою жизнь любовника и поэта описал в романе, но только как любовника и поэта, остальное мы должны знать сами, а именно то, что всю жизнь свою он провел под надзором тайной полиции, что он покрывал бесконечные долги родственников, что его закабалил императорский двор, из-за чего мечтам о семейной жизни не суждено было сбыться, и, конечно же, помнить о непонятной и очень грязной истории с Дантесом, которая закончилась смертью поэта.
Кстати, о романтизме я писал здесь, имеет смысл прочитать:
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к анализу текста, то хотелось бы отметить, что современные читатели, даже филологи, не осознают всех деталей романа, которые отражают не просто то время, но и несут смысл, оттенки, намеки и прочее для понимания романа, это целое "Онегиноведение". Тратить время на них это огромный труд, поэтому для особо искушенных я отсылаю к следующему списку литературы:
В первую очередь это, конечно же, Ю. М. Лотман и его "Комментарий к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин", как правило, там же "Очерк дворянского быта Онегинской поры" - небольшая статья, но очень важная для понимания текста, вот ее я рекомендую всем для обязательного прочтения. Для тех, кто не знаком с Пушкинской эпохой, рекомендую его же курс "Беседы о русской культуре" (можно почитать, а можно на ютубе посмотреть видео) и вдобавок "Быт и нравы Пушкинской эпохи" Н. Марченко. А если вы ну прямо очень серьезный человек, то отсылаю к "Комментарии к Евгению Онегину" В. Набокова - титанический труд. Настоятельно также рекомендую прочитать биографию Пушкина в двух томах серии ЖЗЛ.
Что касается непосредственно творчества Пушкина, то, на мой взгляд, чтобы его понимать, следует сперва влюбиться в жизнь, затем в ней разочароваться, поэтому ЕО для школьника действительно "ни о чем", сперва нужно, что называется, пожить, чтобы роман отозвался в сердце. Со своей же колокольни в 2023 году, если бы меня спросили о чем роман, я бы ответил: о несвободе.
Основная часть статьи вот
Ваш, ЧО