Найти в Дзене

На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы... Памяти художника Сергея Шаталова.

Живописец с академической культурой, член Союза художников России Сергей Леонидович Шаталов ушел из жизни в 2023 году. Тонкий живописец и график, новокузнечанин с петербуржским менталитетом, коллега и добрый друг, имя и творчество которого стали неотъемлемой частью страниц истории Новокузнецкого отделения Союза художников России. Родился Сергей Шаталов 27 сентября 1959 года в Новокузнецке. Провел свои школьные годы в Старокузнецком районе. Опору в становлении обрел при семейной поддержке и уроках в изостудии в ДК «Алюминщик», благодаря которой ряд выпускников пошли по пути художника. Путь среднего образования был весьма динамичен – от поступления в Ярославское художественное училище с переводами в Кемеровское, затем – в Тверское, в котором художник завершил обучение в 1980 году. Сергей Шаталов – один из немногих в Кузбассе, кто был выпускником Академии художеств – Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ЛИЖСА). В период с 1984 по 1990 годы художни

Живописец с академической культурой, член Союза художников России Сергей Леонидович Шаталов ушел из жизни в 2023 году. Тонкий живописец и график, новокузнечанин с петербуржским менталитетом, коллега и добрый друг, имя и творчество которого стали неотъемлемой частью страниц истории Новокузнецкого отделения Союза художников России.

Родился Сергей Шаталов 27 сентября 1959 года в Новокузнецке. Провел свои школьные годы в Старокузнецком районе. Опору в становлении обрел при семейной поддержке и уроках в изостудии в ДК «Алюминщик», благодаря которой ряд выпускников пошли по пути художника.

Путь среднего образования был весьма динамичен – от поступления в Ярославское художественное училище с переводами в Кемеровское, затем – в Тверское, в котором художник завершил обучение в 1980 году.

Сергей Шаталов – один из немногих в Кузбассе, кто был выпускником Академии художеств – Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ЛИЖСА). В период с 1984 по 1990 годы художник обучался в академии, первые два года вольнослушателем, дальше – на академической программе.

Преподавателем и куратором курса был именитый советский художник, один из известнейших педагогов в стране – Евсей Евсеевич Моисеенко.

За дипломную работу «В мастерской» в Академии художеств художник получил Золотую медаль. Если бы Сергей Шаталов обучался во времена имперской России, то за такую награду был бы отправлен на заграничное пенсионерство на 3 или 5 лет. Куда-нибудь в Италию, на полном обеспечении государством. Но в условиях советской действительности были уже другие взгляды на награду, ограниченные почетом и уважением.

Выпускников Евсея Моисеенко другие художники с юмором называли «моисята», оперируя сильным влиянием художника-педагога и его творческой манеры, от которой его ученики не могли отойти. Многие пытались ему подражать. Творчеству Сергея Шаталова такой характеристики художники-коллеги не присваивали. Напротив, мы практически не встречаем «манеры» Моисеенко, но видим ту академическую базу, владение классической программной живописью, убедительной живописной культурой, которой славится Академия.

Шаталов С. Л. "Час совы". Новокузнецк, 2014 год (х. м.). Произведение принимало участие на Межрегиональной художественной выставке "Сибирь XII" (2018 год, Новокузнецк)
Шаталов С. Л. "Час совы". Новокузнецк, 2014 год (х. м.). Произведение принимало участие на Межрегиональной художественной выставке "Сибирь XII" (2018 год, Новокузнецк)

Сергей Шаталов – один из немногих кузбасских художников, которые обращались к сюжетной композиции, рассказывая в пространстве картины целую историю, создавая увлекательную ситуацию, где «по классике жанра» есть главный герой, место действия, условия ситуации, второстепенные персонажи. Часто ситуации изображались с юмором, но всегда – о национальном характере, о жизни русского человека.

«Зима в деревне» (2015) напоминает нам вселенские пейзажи Брейгеля Старшего. Крупный передний план с персонажем и деревом-занавесом и резкий перепад на дальние планы, отражающие целую жизнь. Только вместо характерных нидерландских зимних забав и быта мы встречаемся с русскими играми и уморительными ситуациями, деревенской зимой, декоративной узорчатостью инея на березе. На переднем плане девочка, укрытая шалью, наблюдает за зимним солнцем, рыбачит старик у лунки, белка наблюдает за неуклюжим лыжником, заяц удивляется невнимательному охотнику, мальчишки подглядывают за обнаженной, вышедшей из бани закаляться в сугробе. Перед нами картина о русской деревенской жизни, о детском впечатлении, подобная лубочному иллюстративному характеру.

Отдельную любовь художник испытывал к натюрморту. В нем автор проявлял себя разнообразно, тяготел к постоянному поиску, но всегда оставался в любых формальных исканиях узнаваемым. Его натюрморты были и натуралистичными, фотографически точными, и лаконичными, с нарушением перспективы, взглядом через обратную перспективу, и стилизованными, и уходящими в крупное обобщение или декоративность. Манера, наверняка, определялась задачей и состоянием натюрморта. Но все они отражают поиски сочетаний разумного постижения формы и чувственного состояния, характера композиции. Это отражают и однотипные названия произведений без акцентных, опознавательных знаков. Они все - «Натюрморты». Не с рыбой, букетом или чайником. Это все – одна опора для формально-стилистического поиска, материал для исследования или достижения общей цели.

Шаталов С. Л. "Натюрморт". Новокузнецк, 2019 г. (х. м., 90х90 см)
Шаталов С. Л. "Натюрморт". Новокузнецк, 2019 г. (х. м., 90х90 см)

В натюрморте с вазой и ветками цветущей яблони читается тема жизни, ее энергии. Здесь звучат мотивы рождения и яркой зрелости. Тонкая работа, ощутимая материальность натюрморта при крупном живописном обобщении, жизнеутверждающее пространство, залитое солнцем и светлой тенью предметов. Хрупкая стеклянная ваза с водой, осязаемая, но стремящаяся скрыться в солнечных преломлениях, стать прозрачной как воздух.

Шаталов С. Л. "Натюрморт". Новокузнецк, 2011 год (х. м., 90х70 см)
Шаталов С. Л. "Натюрморт". Новокузнецк, 2011 год (х. м., 90х70 см)

В натюрморте с сухоцветами в декоративной керамической вазе на небольшом квадратном столике – совершенно иной стилистический поиск. Скупость колорита и фактурность стены подчеркивают изящество букета. Выраженная округлость форм вазы и ее упрощенность силуэта противостоят тонким линиям природного мотива, изгибу каждой травинки. Аскетичная композиция убедительна в подчинении крупной и акцентной малой формы – упавшей из букета бутона кровохлебки.

Предельного аскетизма достигает автор в двух натюрмортах с гранеными стаканами. Один – с цветком укропа, рыбой и грецким орехом. Второй – с головкой чеснока и кусочком хлеба. Оба натюрморта лишены богатого колорита, располагаются на прямоугольных вертикальных подиумах, ограничены в композиционном пространстве. В них раскрывается работа с обратной перспективой, игрой с пространство и опорой предмета. Все предметы от подиума до элементов натюрморта будто находятся в разных плоскостях, при этом убедительно устойчивы, взаимодействуют друг с другом. Как бы сказали художники между собой, эти предметы «не падают».

Последним участием в крупных выставках автора стала Межрегиональная художественная выставка «Сибирь XIII», проходившей в Барнауле в 2023 году. Произведение «Лето» (2020, бум., сангина, соус). Загорающая горожанка на берегу реки в образе Данаи - классический сюжет, один из самых распространенных среди художников, стремящихся передать женскую красоту. Полуобнаженная фигура изображена фрагментарно, резко занимающая передний план, без опоры, словно она – часть пейзажа, часть того состояния окружающей среды – атмосферы летнего города.

Шаталов С. Л. "Лето". Новокузнецк, 2020 год (бум., сангина, соус, 72х101 см.)
Шаталов С. Л. "Лето". Новокузнецк, 2020 год (бум., сангина, соус, 72х101 см.)

Далее – пейзаж, лишенный перспективы, будто бы развивающийся по вертикали, а не в глубину: река, город, небо. Пейзаж предельно обобщенный, даже декоративный. Одинокое облако в ясный зной, где все детали потеряны в ярких лучах солнца. Река и город здесь выступают больше как зеркальные поверхности, отражающие яркий свет. Пейзаж-состояние, центральное ощущение от которого передается включением персонажа в среду.

После окончания Академии художник возвращается в родной город Новокузнецк, вступает в Союз художников России в 1998 году. На некоторое время переезжает жить в Санкт-Петербург. И только с 2008 года окончательно возвращается на родину, где начинает активную творческую работу, получает мастерскую, обретает настоящих друзей в городской художественной среде.

К отчетной Межрегиональной художественной выставке "Сибирь XI", проходившей в Омске в 2013 году, Сергей Шаталов представил одну из сильнейших своих тематических серий в графике на библейские сюжеты. Тема обращения к истории из жизни Иисуса Христа решена в своеобразной модернистской стилистике, в которой зритель может ощутить декоративную пластику, подверженную экспрессивным выразительным искажениям, эмоционально-телесному утрированию формы. В своих карикатурных композициях эмоциональные состояния персонажей Сергей Шаталов выражает через телесные изломы, телесную напряженность, неестественные человеку позы, как в произведениях "Полуденный отдых в пустыне" и "Моление о чаше" (2010).

Образы Христа в двух работах предельно отличаются по эмоциональной нагрузке самого сюжета. В "Молении о чаще" оно достигает предельного напряжения. Бодрствующий Христос в темноте Гифсиманского сада всем телом выражает таящуюся в нем скорбь: "...душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" - Ев. от Матфея (26:36-46). На дальнем плане мы видим обобщенные фигуры спящих учеников Христа: "Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение." - Ев. от Луки (22:40-46).

Шаталов С. Л. "Христос и грешница". Новокузнецк, 2010 год (карт., соус, сепия, сангина, 72х100)
Шаталов С. Л. "Христос и грешница". Новокузнецк, 2010 год (карт., соус, сепия, сангина, 72х100)

В произведении "Христос и грешница" (2010) сюжет убедителен и эмоционален. Как и многие обращения художников к религиозному сюжету в светской картине, она предельно иллюстративна и ясна по сюжету. Толпе фарисеев, готовых забросать камнями девушку, взятую в прелюбодеянии, противостоит Христос. Однако, его фигура представлена в пылком сопротивлении задумке толпы, что отличается от его невозмутимого спокойствия, представленного в новозаветной истории.

"Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень". - Ин. 8:2-11.

На переднем плане среди буйствующей, почти слившейся в единый массив, толпы мы видим фигуру низкого седовласого еврея, первым отпускающего камень из рук. Это падение как начало признания собственной слабости перед искушениями становится ключевой точкой эмоциональной силы композиции, смысловым центром картины.

Всегда путь художника интерес и полон поисков. Быть художником для Сергея Шаталова – это возможность заниматься любимым делом и дарить людям радость. Небольшое видеоинтервью с Сергеем Леонидовичем – разговор «Как я стал художником»:

Автор статьи: Кайгородов Виктор, искусствовед, член ВТОО "Союз художников России" (г. Новокузнецк)