В системе «Электронная путевка», далее ЭП, будут собираться и храниться все сведения о продаже туристических продуктов соотечественникам (Постановление Правительства 417 от 18.03.23 г, которое заработало только сейчас).
Туроператоры под угрозой исключения из федерального реестра, должны будут передавать в систему сведения по каждому зарубежному туру россиянина.
Понятное дело, что рутиной будут заниматься турагенты: составлять реестры из ФИО и персональных данных, а потом централизованно оповещать операторов.
Изначально, целью ЭП было заявлено сделать туристический рынок прозрачнее и лучше защищать права туристов.
А на деле что получается?
Начнем с защиты прав туристов: до введения ЭП турагент заключал договор реализации турпродукта с туристом, затем подбирал и бронировал тур у туроператора, принимал у туриста оплату и переводил деньги туроператору после подтверждения им турпродукта.
Если, предположим, туроператор не мог выполнить свои обязательства перед туристом и не возвращал ему деньги, турист с договором и чеком оплаты шел в суд и тот взыскивал деньги с туроператора.Такой порядок действий соответствовал законам. С введением ЭП все меняется и становится с ног на голову.
Турист приходит к турагенту, тот подбирает тур, отправляет заявку туроператору. Турист оплачивает сразу тур, не зная подтвердят его или нет. Турагент переводит туроператору деньги непонятно на каком основании, ведь тур еще не подтвержден и договор с туристом не подписан.
Если поездка планировалась через полгода и турист не оплатил сразу 100% стоимости, то все эти полгода у него не будет ни договора, ни подтверждения тура.
А теперь представьте ситуацию: за эти полгода турист не сможет совершить поездку по объективным причинам (заболел или в отпуск не отпустили, аврал, например). В таких случаях раньше можно было застраховать "отмену поездки", а как быть сейчас? Станет страховая оформлять полис при отсутствии подтверждения тура и договора? Нет. В случае банкротства туроператора, турист так же лишается права вернуть свои деньги - ведь договора-то нет. В суд ему тоже не с чем пойти. Предварительный договор, который предлагают заключать некоторые туроператоры, делу не поможет - для суда такого понятия не существует.
Скажите, чем эта система улучшает защиту прав туристов?
Единственной целью введения этой «Электронной путевки» похоже является контроль за доходами и расходами турфирм и туристов.
Понятно, со стороны налоговой системы все прозрачно, но давайте продолжим говорить со стороны простого потребителя.
Что за предварительный договор?
Это просто бумажка. Тур который не подтвержден нельзя оплатить.
Вот к примеру один из крупных операторов объявил, что подтверждение заявки происходит только после 100% оплаты. Датой заключения договора должна быть дата полной оплаты. Точнее дата поступления 100% суммы на счет туроператора.
Пример: к вам 28 ноября 2023 года пришел турист, забронировал тур с вылетом 1 апреля 2024 года и внес половину его стоимости. Пробиваете чек сегодняшним числом, заводите заявку у туроператора, ждете полной оплаты. 28 февраля 2024 года турист приносит доплату. Вы принимаете ее, закидываете на расчетный счет и переводите туроператору. 1 марта тот получает ваши деньги. В договоре вы ставите дату 01.03.2024 г. Теперь вопрос - на каком основании вы приняли у туриста оплату 28.11.2023 ? Что указываете в чеке? На основании предварительного договора? Но он не в правовом поле, то есть не имеет юридической силы.
...датой начала исполнения туроператором обязательства по предоставлению к использованию турпродукта по Договору, заключаемому турагентом с Заказчиком (туристом), является дата получения туроператором полной оплаты заявки на турпродукт" (ещё один оператор прописал это).
Получается, теоретически два договора нужны: один - на подбор и бронирование, второй - на реализацию.
На сегодняшний день проект «Электронной путевки» не продуман до конца. Пока все мысли сырые - конкретики нет.Нужны корректировки и дополнения.
То, что они придумали исполнить не реально, мы не циркачи и не эквилибристы. Невозможно никак соблюсти нормы и правила, подчиняясь новым требованиям договоров туроператоров, никак не представляется возможным...
Ждем...