Визуализация данных — это графическое представление информации при помощи таких инструментов как диаграмма, инфографика, карта, таблица и т.д. При помощи визуализации данных можно быстрее и проще донести большой массив информации до читателя. Но если взрослый с легкостью декодирует и интерпретирует такие графические элементы, то не каждый ребенок с этим справляется на ура.
Фундаментально важно уметь извлекать информацию из литературы и осмысливать ее, чтобы успешно учиться. Кроме этого, это развивает критическое мышление, самостоятельность и формирует интерес к научному знанию. В будущем это сделает человека гибким, позволит эффективно и грамотно планировать и успешно взаимодействовать с людьми.
Поэтому важно формировать эти навыки в самом детстве. Например, через считывание информации из графики.
В статье обсудим, как дети разных возрастов воспринимают информацию из графики и почему это важно.
В статье мы опираемся на данные, взятые из работы “Diagrams, Timelines, Tables” авторов Kathryn Roberts, Rebecca Norman, Nell Duke, Paul Morsink, Nicole Martin
Концепции графики
В обучении чтению ребенок начинает понимать, что такое письменные тексты и как они работают. Например, что слово — это основная отдельная единица языка или что читаем мы слева направо.
С графикой сложнее, потому что уровень абстракции выше. Нужно время, чтобы понять все концепции графической визуализации данных. О каких концепциях речь:
- Динамика (Action). Статичное изображение может передавать динамику действий.
- Дополнение (Extension). Изображение может передавать дополнительную информацию, которой нет в тексте.
- Степень важности (Importance). Какая-то информация в графике важнее другой.
- Интенциональность (Intentionality). Графика имеет коммуникативное намерение — замысел что-то высказать.
- Лицеприятие (Partiality). Пристрастное отношение автора к кому-либо, чему-либо, предпочтение одного другому из-за выгоды, личных предпочтений и т.д. Не все, что есть в тексте, есть и в графике.
- Перманентность (Permanence). Графика постоянна и не меняется.
- Релевантность (Relevance). Графика и текст связаны.
- Условность (Representation). Графические иллюстрации представляют объекты, но не имеют тех же физических свойств.
На изображении ниже показано, в каком возрасте дети начинают понимать эти концепции. Так, детсадовцы уже воспринимают изображение ребенка с поднятой ногой и мячом в воздухе как действие удара ногой (концепция динамики). А в начальных классах дети уже начинают понимать, что изображения выбраны намеренно и начинают ранжировать информацию из инфографики по степени важности.
Важно отметить две концепции, усвоить которые детям сложнее всего — концепцию дополнения и степени важности. Покажем на примерах, как они работают.
Допустим, мы показываем ребенку следующее изображение с подписью “Птицы используют клюв, чтобы собирать пищу”:
Дети, усвоившие концепцию дополнения, понимаю, что графическое изображение передает в том числе и ту информацию, которой нет в письменном тексте, но которая по-своему важна. Такие дети, вероятно, осознают следующую информацию, которую передает картинка: птицы бывают разных цветов, с разными глазами; их клювы могут быть короткими или длинными, широкими или тонкими; они могут есть все, что угодно: рыбу, листья, семена, насекомых и др.
Вторая концепция, которая дается сложнее всего, — степени важности.
Детям, усвоившим эту концепцию, показали следующее изображение по теме “Мы заболеваем из-за микробов”:
Дети, смотря на картинку, идентифицируют чихающую на мальчика девочку самым важным фрагментом целой композиции.
Дети, которые не усвоили концепцию, не понимают, какая часть изображения самая важная или считают ею аквариум и детей.
Почему это важно?
Визуализированная графика призвана помочь усвоить идею, удержать внимание и передать большой объем информации при помощи минимальных средств. А ее потенциал вовлечения в умственную деятельность доказан.
Считывание, докодирование и идентификация информации с инфографики, карт и др. — это отличная тренировка внимательности, образного и абстрактного мышления, расширение знаний об окружающем мире, выстраивание логических цепочек и раскрытие творческого потенциала.