270 подписчиков

Пояс

В русском быту и обрядах поясу издревле придавалось большое значение.
Мужчине без пояса считалось находиться на людях крайне неприличным. Распоясать человека - означало обесчестить его. Снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой, в середине 15 в., что послужило предлогом к войне. Женщина без пояса считалась символом разврата, а мужчина – бессилия.

Пояса из ассортимента Артельного Ряда
Пояса из ассортимента Артельного Ряда

У старообрядцев Заволжья пояс, как и крест, оставляли на теле даже в бане, чтобы нечистая сила не могла навредить. А в Смоленской губернии, например, существовал такой обряд входа в новое жилище: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи. В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохранялись.

Вера в магическое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две таких осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется.
Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах.

По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получили распространение узорные пояса. Их орнамент был преимущественно геометрическим, а его символика восходила к языческим временам. Цепочки ромбов символизировали, плодородие. Женские фигурки с опущенными вниз полусогнутыми руками олицетворяли языческую богиню Мокошь — покровительницу урожаев и домашнего хозяйства. Простые и сложные свастики символизировали созидательное движение солнца. Так как пояс в народном костюме продолжал выполнять функцию оберега, то при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся изустно на протяжении веков. В монастырских мастерских тканьё поясов сопровождалось молитвами.

Плетение пояса на швейке, 1927 год. Старообрядцы-каменщики Алтая.
Плетение пояса на швейке, 1927 год. Старообрядцы-каменщики Алтая.

Учитывая огромную значимость этого атрибута, выражение «распоясался» - которое ведет свое происхождение из глубины веков - означало, что человек не просто ведёт себя неприлично, утратил всякую сдержанность, стал распущенным и наглым, но и потерял связь с миром, поступает не так, как принято среди праведных и правильных людей.

Это особое отношение к "опояске", кстати, сохранилось и по сей день: когда военнослужащих отправляют на гауптвахту, с них обязательно снимают ремень, подчеркивая тем самым их несвободу, как наказание за совершенный проступок.

В 19 в. получают распространение пояса и опояски "со словесами", то есть со словами молитвы или пословицы, вытканной вдоль полосы пояса, а также со словами посвящения на дарственных поясах. Иногда указывалось имя владельца пояса или опояска, и даже имя мастерицы. Пояса с молитвами ткались преимущественно в монастырях. Малограмотные, а чаще всего вовсе неграмотные крестьянки делали много трогательных ошибок в надписях. Случалось, что они просто набирали буквы безо всякого смысла и даже переворачивали их.

Пояс считался хранителем чести и достоинства, поэтому "распоясаться" и означало "обесчеститься", причем это слово и его значение дошло до наших дней.



#артельныйряд #пискунова37 #пояс #история