Найти тему

Должен ли ИП хранить первичку?

Такой вопрос сотрудники Агентства «Ваш Бухгалтер» получили от клиента-предпринимателя, применяющего патент.

С одной стороны, вроде бы ну зачем ему хранить килограммы бумаг, ведь для расчета налогов они абсолютно не нужны, а бухгалтерский учет ИП вести и вовсе не обязан.

Есть 5 причин, по которым мы рекомендуем хранить первичные документы любому бизнесу:

  • Во-первых – это требование закона. Хранить первичные документы по доходам, расходам и уплаченным налогам в течение пяти лет Вы обязаны по налоговому кодексу. Формально это требование распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от системы налогообложения, поскольку в налоговом кодексе прямо не предусмотрены исключения. Отсутствие первичных документов – грубое нарушение правил учета, за которое грозит штраф от 10 тысяч рублей.
  • Во-вторых – это возможность встречных проверок, когда налоговая задает Вам вопрос про вашего контрагента и просит предоставить подтверждающие документы (договор, УПД, акты и т.п.). То, что налогоплательщик не учитывает расходы при расчете налоговой базы, – не основание, чтобы не исполнить такое требование.За непредставление документов в рамках встречной проверки предусмотрены штрафные санкции. Также налоговый кодекс не запрещает повторно выставлять требования, если на предыдущее Вы не ответили. Поэтому ИП оштрафуют за каждый отказ предоставить документы и сведения, даже если их уже запрашивали ранее.
  • В-третьих - запросить первичку на проверку может банк в рамках 115-ФЗ. Основанием для такой проверки может послужить, например, снятие наличных со счета или взаимодействие с контрагентом, неблагонадежным с точки зрения банка. Непредставление документов – это большой риск получить блокировку расчетного счета.
  • В-четвертых – первичные документы могут понадобиться для Вашей защиты при банкротстве контрагента. Ведь если по данным контрагента за Вами числится задолженность, то в процедуре банкротства арбитражный управляющий обязан эту сумму с Вас взыскать. При отсутствии первички будет сложно доказать, что задолженность отсутствует.
  • В-пятых – первичные документы будут необходимы в суде, если кто-то из контрагентов предъявит претензии в рамках вашего сотрудничества. Или Вам придется решать вопрос в судебном порядке, например, по претензии Вашего покупателя и привлекать Вашего поставщика.

Пусть Ваша первичка всегда будет в порядке!

Специалисты Агентства "Ваш Бухгалтер" ответят на любой вопрос по бухгалтерии! Вы можете записаться на бесплатную консультацию: https://vk.com/app5898182_-115893162#s=1673901&force=1