С 770 года до н.э. в Китае начинается период феодальной раздробленности[1], когда царство Чжоу становится одним из многих удельных владений[2]. В первое время князья еще продолжают считаться с «сыном Неба». Но уже в конце VIII века Чжуан-гун из Чжэн вступает в конфликт с царем Чжоу, а правитель Чу объявляет себя ваном, то есть царем, равным чжоускому.
Появление гегемона (кит. ba, «князь-помощник») в лице правителя княжества Ци Хуань-гуна, который обязался «охранять дом Чжоу» от варваров, по факту означает, что ван из рода Цзи перестает быть даже «первым среди равных».
На просторах китайской равнины разгораются войны между князьями, которые захватывают владения своих соседей и за счет этого усиливаются. Гегемония от Ци переходит к Цзинь (Вэнь-гун), а потом к Цинь (4-й гегемон – Му-гун).
Войны между княжествами в VI веке чередуются с непродолжительными перемириями.
Во 2-й половине V века Цзинь – одно из крупнейших княжеств - ослабевает, и в 403 году распадается на владения трех родов: Вэй, Хань и Чжао. Обычно с этого времени отсчитывают начало эпохи Сражающихся царств.
Дом Чжоу окончательно приходит в упадок, и чжухоу перестают являться ко двору в Лои. А вскоре большинство князей принимают титул вана (царя)[3].
С IV века происходит усиление владения рода Ин – княжество, а потом и царство Цинь.
В правление циньского Сяо-гуна (361-338) его советником был Гунсунь Ян, известный как Шан Ян, который, начиная с 356 года, провел ряд важных реформ, в соответствии с принципами учения легизма (кит. – fa jia).
Вот, эти принципы – идеи:
1) природная порочность человека, что обусловливает необходимость суровых наказаний даже за небольшие проступки («искоренение наказаний через наказания»);
2) равенство всех перед законом и неотвратимость наказания;
3) идея пользы войны и постоянных боевых действий;
4) идея коллективной ответственности за совершенное преступление.
Реформы, проведенные Шан Яном в Цинь, сродни «революции сверху»:
1) традиции, культ предков, ритуал, прочие конфуцианские ценности, - «паразиты», которые лишь отвлекают народ от главного – войны и заготовки зерна;
2) основное средство управления – закон, который поддерживается суровыми наказаниями и обязательный для всех, кроме одного правителя;
3) запрет наследственных владений родовой знати, заменявший родовой принцип в управлении страной принципом личной заслуги, что привело к формированию чиновничьего (бюрократического) аппарата;
4) ранги знатности (18-20), которые присваивались в зависимости от боевых заслуг или заслуг в заготовке зерна;
5) вместо десятины вводился подушный налог зерном, собираемый в зависимости от количества земли;
6) поощрялось освоение пустошей (земля поступала в частную собственность, освобождение от налогов на 10 лет);
7) система круговой поруки – в деревнях и армии вводилось деление на «пятерки» и «десятки» (ответственность за действия одного человека несли все его соседи/сослуживцы).
Обязательность наказания Шан Ян считал краеугольным камнем своих преобразований. И когда наследник престола нарушил одно из требований, пострадал его учитель, а потом был выслан из дворца сам принц Ин Сы, который впоследствии, придя к власти, решил отомстить за обиду – приказал схватить Шан Яна. Тот бежал, но вскоре был схвачен и казнен.
Несмотря на казнь Шан Яна, его реформы остались в силе, - благодаря этим нововведениям, Цинь превратилось в мощное военное государство, которое в 256 году уничтожило царство Чжоу[4], а в 221 году впервые объединило всю Поднебесную.
[1] Этот период называют «Восточная Чжоу» и делят на два подпериода: Чуньцю (Весны и осени) и Чжаньго (Сражающихся царств) – с 403 года.
[2] Всего насчитывают 148 государств.
[3] Ци – 334 год, Цинь – 324 год, Чжао – 299 год.
[4] Последний правитель Чжоу - Нань-ван был свергнут и убит.