Найти тему
Avto Motors

Параллельный импорт авто — всё? Что происходит с рынком машин в России

Оглавление

Цены на «серые» иномарки продолжают расти, дилеры меняют ориентир на китайские моделиВ России планомерно снижается спрос на автомобили из параллельного импорта, которые за последние полтора года составляли ощутимую часть рынка. Дилеры же, в свою очередь, переключаются на продажи китайских автомобилей. Разбираемся, что ждет российский авторынок и останутся ли в продаже европейские машины.

Как сейчас можно легально ввезти автомобиль в Россию?

Вариантов прохождения таможни раньше было два, но с 2022 года появился третий. Физические лица могут оформить на границе Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) — это самый бюджетный и простой способ. Эта бумага оформляется на каждый ввозимый в страну автомобиль.

Второй способ — получение на автомобиль Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Этот вариант больше подходит для юридических лиц, которые ввозят автомобили крупными партиями. Он гораздо сложнее и дороже, для получения ОТТС требуется прохождение краш-тестов и получение сертификатов.

Но у такого вида растаможивания есть плюсы: сертификат действует не на один конкретный автомобиль, а на модель в целом. Поэтому дилеры могут ввозить сразу крупные партии.

Третий способ появился в России в 2022 году специально для параллельного импорта. По такой схеме юридические лица могли получить Заключение о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Такой сертификат можно оформить проще и дешевле, чем ОТТС, а еще для его получения не требуется согласие правообладателя.

Почему снижается спрос на «параллельные» машины?

Во-первых, начала действовать повышенная ставка утильсбора. Ее проиндексировали на все категории ввозимого транспорта: от легковушек до автобусов. Инициатива, кстати, принадлежала отечественному АвтоВАЗу, который сам получает от государства субсидии на уплату утильсбора.

Также власти ввели дополнительные ограничения на ввоз автомобилей физическими лицами: теперь человек может ввезти не больше одного автомобиля и продать его раньше, чем через год. Таким образом в России решили бороться с перекупщиками, которые штучно ввозили в страну автомобили по льготным ставкам и потом перепродавали.

一 Алексей Кованов, автомобильный обозревательБольшинство таких машин оформлялось на частных лиц, поскольку возврат НДС для юрлиц невозможен. А это, разумеется, влияет на цену. Фирменной гарантии не было вообще, а дилеры давали собственную — с множеством ограничений, где главным было такое: все гарантийные вопросы решает конкретный дилерский центр, где был куплен автомобиль.

Способ растаможивания через получение ЗОЕТС тоже решили ограничить, уже с 1 октября в силу вступили новые требования. Так, теперь сертификат можно получить только на автомобили тех автопроизводителей, которые ушли из России.

Какие еще есть проблемы с «серыми» автомобилями?

Помимо роста цен, с которым столкнулись продавцы, появилась новая проблема — производители европейских автомобилей начали блокировать ввезенные по параллельному импорту машины. На заводе-изготовителе каждый автомобиль оснащают системами безопасности, которые могут обмениваться с сервером, установленном на заводе.

Пока проблема коснулась автомобили BMW, Mercedes-Benz и Renault, но гарантий, что остальные марки не последуют их примеру, нет никаких.

В основном с проблемой сталкиваются водители, которые обслуживают автомобили в неофициальных сервисах. Из-за того, что к машинам подключаются не сертифицированным оборудованием, бортовой компьютер думает, что машину угнали и блокирует все функции — грубо говоря, автомобиль «превращается в тыкву».

Что сейчас происходит с рынком параллельных машин?

Некоторые дилеры уже отказываются ввозить «серые» иномарки, по-крайней мере, без клиента, который готов заранее внести предоплату за машину. Два крупных дилерских холдинга, «Автодом» и «АвтоСпецЦентр», уже объявили, что перестанут привозить иномарки по параллельному импорту и сфокусируются на китайских автомобилях.

Руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов пояснил, что параллельный импорт вводили как временную меру для поддержания автомобильной отрасли в кризис. Сейчас же, по его словам, отечественный рынок восстановился и необходимости в массовом ввозе «серых» автомобилей уже нет.

Авто
5,66 млн интересуются