Из глухих лесов на свет: история Снегурочки

123 прочитали

Персонаж Снегурочки берет свое начало в русских народных сказках и сегодня является частью новогодней мифологии. По традиции, зародившейся в начале XIX века, Дед Мороз во время новогоднего обхода посещает детей по всей России и вместе с ними приходит к Новогодней ёлке. С начала XX века его сопровождает Снегурочка, его юная внучка, фольклорный персонаж и в то же время носитель русской культурной идентичности. В России она так же популярна и известна, как в Европе Золушка или Спящая красавица. Истоки ее славы восходят к XIX веку и являются результатом различных процессов изобретения и переосмысления русской национальной идентичности, инициированных представителями русской интеллигенции.

Василий Перов. Весна-красна и снегурочка. 1879 г.
Василий Перов. Весна-красна и снегурочка. 1879 г.

Потребность в определении национальной идентичности была общеевропейским явлением в XIX веке и особенно ярко проявилась в России, где культурный дискурс формировался под влиянием идей славянофильства и западничества. В этот период сказки и народные предания стали темой изобразительного искусства по всей Европе. Благодаря своему происхождению из древней устной традиции, народные сказки служили средством национальной идентификации в повседневной жизни людей всех социальных слоев. Их изображение на больших полотнах и распространение через иллюстрации и репродукции можно рассматривать как результат их временного восприятия как подлинного национального наследия. Сопутствующее облагораживание тематики народных сказок в искусстве отражает то, как художники включали фольклор в поиск национальной идентичности, наряду с сюжетами для монументальной исторической или социально-критической живописи. Другие формы культурного самовыражения, такие как литература и исполнительское искусство, также открыли для себя народную сказку как источник вдохновения. В случае со Снегурочкой, персонаж, известный сегодня, — это не тот же самый персонаж из сказок XIX века. Она — продукт синтеза различных художественных интерпретаций.

Персонаж современной Снегурочки берет свое начало в нескольких русских народных мотивах и сказках. История об ожившей девочке из снега варьируется в зависимости от источника. Большинство этих сказок относится к типу 703 по указателю сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона-Утера. Несколько версий сказки появляется в первых сборниках русских народных сказок, например, в сборнике Александра Афанасьева "Русские народные сказки", в "Поэтических воззрениях славян на природу", в "Великорусских сказках" Ивана Худякова .

Афанасьев обобщил первый опубликованный вариант "Снегурочки" 1840 года Михаила Максимовича о пожилой бездетной паре, которая строит снежную куклу, ставшую их живой прекрасной дочерью Снегурочкой. Весной она, следуя совету родителей, отправляется на весенний праздник и испаряется в облаке, исполняя традицию, по которой девушки прыгают через костер в знак своего совершеннолетия. В других сказках она просто тает под лучами весеннего солнца, превращается в цветок или теряется в лесу. У Худякова Снегурочка рождается, когда старая пара кладет на печь горсть снега. Снег разжижается, и из тумана появляется дева. Мужчина и его жена удочеряют девочку, которая даже теряется в лесу и вынуждена работать на ведьму Бабу Ягу. Ей удается спастись и воссоединиться со своими приемными родителями.

С середины XIX века персонаж Снегурочки, основанный на этих сказках, вдохновляет авторов на создание собственных интерпретаций. Ранней литературной адаптацией является стихотворение "Снегурка" романиста Григория Данилевского. В своем стихотворении он вносит небольшие изменения в версию, в которой Снегурочка тает весной. У него снежная дева, которую построила старая пара, оживает благодаря благословению проезжего святого, а весной за ней ухаживает множество молодых людей. Эти изменения связали Снегурочку с религией, а не с язычеством, и подчеркнули ее красоту и привлекательность в качестве будущей жены.

Переосмыслением, оказавшим длительное влияние на русскую культуру, стала поэтическая драма Александра Островского (1823-86) "Снегурочка: весенняя сказка", впервые опубликованная в 1873 году.Островский создал новый мир вокруг сказочного персонажа Снегурочки, используя свои знания о народных, литературных сказках и языческих обрядах. Поскольку интерес к фольклору и древнерусским традициям возрос в последней трети XIX века, современные Островскому источники о языческих богах и обрядах и других традициях были ему легко доступны.

Действие пьесы Островского происходит в идиллической доисторической деревне берендеев. Эти веселые и добродушные жители, которыми правит царь Берендей, поклоняются солнцу Ярило как своему божеству и наслаждаются жизнью, поют и танцуют. Из глухих лесов появляется Снегурочка, чтобы жить с ними, привлеченная их песнями, известными ей от пастуха Леля, который напевал их во время своих прогулок по лесу. Дочь Весны-Красны и Мороза, она имеет холодное сердце и не умеет любить, хотя прилежна, вежлива и ласкова. Невольно нарушив помолвку заезжего купца Мизгиря и Купавы, девушки из слободки, Снегурочка умоляет мать дать ей способность любить. Несмотря на предупреждение матери, что любовная страсть обречет ее на гибель, Снегурочка настаивает на своем и в конце концов тает в объятиях Мизгиря, который впоследствии кончает жизнь самоубийством, не желая жить без своей любимой Снегурочки. Финальная сцена происходит во время языческого празднования конца зимы и возвращения солнца Ярило, поэтому пьеса завершается радостной песней берендеев.

Василий Перов. Смерть Снегурочки. 1879 г.
Василий Перов. Смерть Снегурочки. 1879 г.

Островский не сам придумал мир вокруг своей Снегурочки, а составил его из нескольких источников. Главная героиня Снегурочка действительно была основана на народных сказках. Однако ее происхождение облагородили, ее родителями стали олицетворения весны и зимы, а история рождения из снеговика, созданной старой бездетной парой, оказалось забыта. Кроме того, Снегурочка Островского более самостоятельна как личность. Она сама решает жить среди людей, не спрашивая разрешения родителей. В сказке она умирает, не приложив к этому руки: ее растапливает весеннее солнце или она, следуя совету приемных родителей, перепрыгивает через губительный огонь. В пьесе Островского она добровольно выбирает любовь и умоляет о ней, осознавая последствия и возможную опасность.

Царь Берендей уже был введен в мир литературы поэтом Василием Жуковским в его одноименной литературной сказке 1831 года. Выбрав это имя, Жуковский ссылается на берендеев — древнее племя, упоминаемое в нескольких источниках XIX века, чтобы окончательно вписать свою поэму в русскую историю, при этом сохранив неопределенности сказки. Языческий бог Ярило прямо не связан с историческими берендеями, но также является предметом культурологических исследований. Островский написал пьесу по заказу дирекции московских театров. Поскольку Малый театр был закрыт на ремонт, предполагалось, что пьеса будет поставлена в Большом театре и будет включать элементы оперы и балета, чтобы объединить актеров и танцоров императорских театров. Музыку написал Пётр Ильич Чайковский. Сотрудничество писателя и композитора было плодотворным и быстрым, что привело к премьере пьесы 11 мая 1873 года. Соучредитель Московской императорской консерватории Николай Рубинштейн, Чайковский и Владимир Бегичев, отвечавший в то время за расписание спектаклей московских театров, поздравили Островского с удачной постановкой, хотя она и не имела успеха у публики. Современные рецензии были уничтожающими: пьеса рассматривалась как свидетельство упадка таланта автора и самой литературы.

Василий Перов. Тающая Снегурочка. 1879 г
Василий Перов. Тающая Снегурочка. 1879 г

Несмотря на негативную реакцию публики, художник и один из основателей поздних передвижников Василий Перов в конце 1870-х годов создал эскизы маслом на тему Снегурочки. На эскизах изображена призрачная, увядающая Снегурочка, опирающаяся на бортик колодца на разных стадиях своего распада, к которой подходит пожилая пара. Можно предположить, что Перов знал версию сказки Островского — он также создал портрет Островского в 1871 году, — хотя композиция изображенной сцены ближе к народной сказке, чем к пьесе Островского. К сожалению, картина так и не была реализована из-за смерти художника в 1882 году.

Прошло шесть лет, и Николай Римский-Корсаков заинтересовался идеей переложить пьесу Островского на музыку. Получив одобрение автора, одноименная опера была впервые исполнена в петербургском Мариинском театре 29 января 1882 года с либретто, близким к оригинальному тексту Островского, написанному самим Римским-Корсаковым. Но публика все еще не была впечатлена, а критические отзывы были все такими же плохими, как и прежде.

Виктор Васнецов. Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка". 1885 г.
Виктор Васнецов. Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка". 1885 г.

Почти в то же время пьесой заинтересовалась группа художников, живших в усадьбе Абрамцево, расположенной в 60 км к северу от Москвы. Здесь собирался кружок художников, поддерживаемый богатым промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, получивший впоследствии название абрамцевского кружка. В декабре 1881 года пьеса Островского была прочитана членами кружка с намерением поставить ее в домашнем спектакле. Мамонтов настойчиво просил художника Виктора Михайловича Васнецова сыграть Мороза и создать сценографию и костюмы. Застигнутый врасплох, Васнецов согласился и впервые в жизни занялся сценографией. Из-за нехватки времени художнику пришлось красить холсты, раскинутые прямо земле. На создание эскизов его вдохновила, в частности, коллекция крестьянских вещей и предметов ручной работы, собранная участниками кружка и сформировавшая коллекцию абрамцевского музея.

Виктор Васнецов. Берендейки. Эскиз костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка". 1885 г.
Виктор Васнецов. Берендейки. Эскиз костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка". 1885 г.

В качестве реквизита использовались или слегка видоизменялись русские старинные предметы, костюмы и другие образцы из местных деревень. После двух напряженных недель абрамцевский кружок наслаждался собственной любительской постановкой. Мамонтов был настолько впечатлен, что решил создать свою постановку на музыку Римского-Корсакова. Премьера состоялась в 1885 году в Частной опере Мамонтова в Москве. Васнецов вновь были выполнял эскизы костюмов и занимался сценографией. Вместе с Исааком Левитаном и Константином Коровиным ) он создал фантастический мир, который вызвал более благожелательную реакцию критики, хотя в целом реакция оставалась менее чем восторженной, особенно в российских столицах.И хотя сама опера в России не имела такого успеха, как за рубежом, художественная интерпретация "Снегурочки" Островского, выполненная Васнецовым, получила высокую оценку и популярность. Помимо других критиков, карьеру Васнецова как национального художника поддержал Владимир Стасов (1824-1906), который сначала критиковал его за то, что он растратил свой талант и стал "неузнаваем, когда занялся русской стариной". В статье "Царь Берендей и его дворец" он сетовал на московскую публику, которая была слепа и глуха к красоте и естественности замыслов Васнецова. Он высоко оценил древнерусскую архитектуру и сказочный характер дворца царя Берендея, а также несравненную картину древней Руси. Позже Стасов в другой статье высоко оценил "русские, истинно русские картины" Васнецова. Тем не менее, оперу в дальнейшем не раз ставили в России и за рубежом, где она имела больший успех.

Виктор Васнецов. Весна-красна. Эскиз костюма к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка". 1885 г.
Виктор Васнецов. Весна-красна. Эскиз костюма к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка". 1885 г.

И хотя сама опера в России не имела такого успеха, как за рубежом, художественная интерпретация "Снегурочки" Островского, выполненная Васнецовым, получила высокую оценку и популярность. Помимо других критиков, карьеру Васнецова как национального художника поддержал Владимир Стасов, который сначала критиковал его за то, что он растратил свой талант и стал "неузнаваем, когда занялся русской стариной". В статье "Царь Берендей и его палата" он сетовал на московскую публику, которая была слепа и глуха к красоте и естественности замыслов Васнецова. Он высоко оценил древнерусскую архитектуру и сказочный характер палат царя Берендея, а также несравненную репрезентацию древней Руси.

Рабочие подходы Островского и Васнецова были похожи. Чтобы создать что-то новое, оба использовали материалы, относящиеся к русской истории и традиции. Васнецов основывался на декоративных элементах, заимствованных из ранних русских гравюр, лубок, допетровских рукописей, крестьянских творений, найденных в его собственной и абрамцевской коллекции. Компоненты, восходящие к фольклору и досовременным образцам, поддерживали впечатление знакомости и традиционности, не обнажая явного новодела. Изображение деревянной архитектуры с красочными украшениями, пейзажей русской деревни и романтизированных сел, включение русских народных инструментов, таких как гусли, и одеяний, таких как сарафан или косоворотка, создают наивную, мирную и народную атмосферу.

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1889 г.
Виктор Васнецов. Снегурочка. 1889 г.

Помимо оперных декораций и костюмов, Васнецов создал картину "Снегурочка". Он работал над ней без реального заказа, так как обрел достаточную финансовую независимость после завершения оформления Владимирского собора в Киеве. На картине изображен момент, когда Снегурочка Островского выходит из леса, сразу после своего решения жить с людьми. На вертикальном портрете героиня сказки идет из левой части холста в центральную. В движении она открывает вид на свое тело, раскинув руки. На ней затейливо украшенная прямая шуба в пол бело-кремового цвета с белым мехом по подолу. На голове — подходящая по цвету шапочка, а на руках — узорчатые варежки. Ее наряд напоминает драгоценную старинную русскую одежду. Бросив взгляд направо, она не встречается с наблюдателем. Ее взгляд неуверенный и задумчивый. За ее спиной, на левом поле, лес обозначен только елями и березами, нарисованными более крупными мазками. Горизонт заснеженного хребта делит пейзаж пополам, образуя плавную диагональную линию, слегка понижающуюся от левого верхнего края к правому нижнему. На более темном фоне в верхней части картины деревня обозначена точками теплого желтого цвета, ассоциирующегося со светом огня в окнах хижин, видимых лишь с первого взгляда. Внизу, на переднем плане, — молодые ели и следы животных на свежевыпавшем снегу.

В центре внимания картины — Снегурочка и ее первый шаг к взрослости и самоопределению. Как и Островский в своей пьесе, Васнецов представляет в своей картине трудности становления самостоятельности и связанные с этим неуверенность и нерешительность. Выбор изображаемого момента Васнецовым соответствует принципу Готхольда Лессинга о плодотворном моменте ("fruchtbarer Augenblick" в немецком оригинале). В отличие от Перова, он не показывает драматическую кульминацию, то есть смерть Снегурочки, а предлагает зрителям задуматься над сюжетом. В этот момент Снегурочка только что вышла из глухого леса, она не уверена в своем будущем, она покидает родителей и дом ради чего-то неизвестного. Деревня на заднем плане указывает на ее судьбу, и все же именно в этот момент она может повернуть обратно в глубину безопасного леса. Даже если зритель знает развязку и ее судьбу, остается возможность следовать собственному воображению. Показан момент, непосредственно предшествующий роковому решению. По определению Лессинга, он достаточно содержателен, и "зрению и фантазии позволено взаимно дополнять друг друга". Момент крайней экспрессии, напротив, "связал бы крылья фантазии".

Персонаж Снегурочки приобрел большую популярность после постановки оперы Римского-Корсакова. Она стала героиней нескольких сказок и стихотворений о "снежной деве", а также детской поэзии. Находясь в зимнем лесу и дружа с живущими там животными, она иногда прячется под елями, в детских стихах укрывается снежным одеялом или выходит играть, когда ее зовут дети. Возможность ее смерти весной, включенная в некоторые версии сказок и пьесы Островского, не принималась более во внимание, поскольку она существует и остается в зиме, а значит, бессмертной.

Михаил Врубель. Снегурочка. 1890 г.
Михаил Врубель. Снегурочка. 1890 г.

В начале ХХ века автор, известный под псевдонимом "Кук", опубликовал стихотворение "Снегурочка. Зимняя сказка" в газете "Петербургский листок", в которой Снегурочка уже не дочь Мороза, а его внучка. Поскольку мифологический персонаж Деда Мороза значительно старше внешне, чем юная дева, другие интерпретаторы жизни Снегурочки быстро переняли эту новую степень родства.

Николай Рерих. Снегурочка. 1912 г.
Николай Рерих. Снегурочка. 1912 г.

К созданию новых декораций для оперы Римского-Корсакова присоединились такие известные художники, как Михаил Врубель, Николай Рерих и Иван Билибин. Вслед за Васнецовым они выполнили эскизы в неорусском стиле и тем самым способствовали успеху и распространению новой версии культурного наследия в интерпретации современных художников. Кроме того, уже в 1914 году была создана первая кинематографическая интерпретация сказки о Снегурочке — немая киноверсия пьесы Островского с костюмами и фонами, созданными по эскизам художников XIX века. После Второй мировой войны появились другие киноадаптации и мультипликация. Неудивительно, что Снегурочка стала частым персонажем на сувенирной продукции, такой как декоративные шкатулки из папье-маше и панно с русским лаковым искусством. Сегодня многочисленные портретные версии Снегурочки можно найти в детской литературе, на сезонных открытках, игрушках и даже на обертках конфет.

Иван Билибин. Снегурочка. 1932 г.
Иван Билибин. Снегурочка. 1932 г.

Одной из причин столь широкого распространения Снегурочки сегодня является ее активное участие в новогодних праздниках. В начале XIX века традиция праздника-ёлки была перенесена из немецких традиций, поддерживаемых немецкими эмигрантами в Санкт-Петербурге, где празднование Рождества включало в себя подарки под украшенной елью. После Октябрьской революции 1917 года Рождество было упразднено в связи с официальной государственной политикой атеизма, хотя в 1918, 1919, 1923 и 1924 годах во время новогодних праздников все же проводились публичные ёлочные гуляния. Поскольку ёлка была напрямую связана с церковью и рассматривалась как символ коммерциализации Рождества на Западе, впоследствии она была запрещена. В это политизированное время празднование Нового года было ориентировано в основном на взрослых.

После нескольких попыток вновь ввести “ёлки” для детей советские чиновники неожиданно разрешили его в 1935 году, пытаясь переосмыслить традицию ёлки как языческую, а не христианскую. Чтобы избежать деполитизации празднования ёлок внутри страны, советское правительство в начале сталинской эпохи запретило проведение частных праздников и учредило официальный государственный праздник — Новый Год. Несмотря на то, что политическая ситуация изменилась и запрет на проведение частных праздников был отменен, некоторые элементы организованного празднования ёлок сохранились и распространены до сих пор, например, праздники в школах и другие общественные торжества.

Отрощенко С. Б. Зимняя сказка. 1960-е
Отрощенко С. Б. Зимняя сказка. 1960-е

Снегурочка постепенно становилась частью этих традиций. На рубеже веков педагоги разработали возможные схемы проведения ёлок для детей. В них вошли сказки, песни и стишки о Снегурочке и некоторых других персонажах, а также элементы пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова. Однако поначалу Снегурочка воспринималась как второстепенный персонаж. Тем не менее, включение Снегурочки в рождественские праздники создавало привычность и возможность идентификации, особенно для маленьких девочек, которые теперь, например, могли наряжаться Снегурочкой. Тот факт, что только "русский Дед Мороз" имел спутницу-женщину, мог быть выгоден для продвижения Снегурочки в качестве основного персонажа, поскольку это является заметной чертой, позволяющей отнести ее к уникальным фольклорным фигурам, а значит, истинно русским. Кроме того, молодость позволяла ей играть, танцевать и петь, так что она могла стать посредником между Дедом Морозом, раздающим подарки, и детьми. В январе 1937 года Дед Мороз и Снегурочка на равных впервые пришли на официальный народный праздник ёлки в московский Дом Союзов и с тех пор продолжают это делать.

Фотография черно-белая. Встреча Нового года на стадионе «Труд» . 1960-1970-е гг.
Фотография черно-белая. Встреча Нового года на стадионе «Труд» . 1960-1970-е гг.

Несмотря на то, что персонаж Снегурочки возник в русской народной сказке и устной традиции, за рост ее популярности следует благодарить представителей русской интеллигенции: распространению сказки способствовали собрания фольклористов и славистов, таких как Афанасьев, и писателей, подобных Островскому. Ее репутация укрепилась за счет исполнительского искусства, графики, книжной иллюстрации, живописи, творческим интерпретациям Римского-Корсакова, Васнецова и других деятелей культуры. Критики отмечали ее актуальность, педагоги включали ее в свои методички. Все они формировали представления о ее внешности и характере, которые способствовали ее участию в ежегодных празднествах и создали образ национального новогоднего символа, воспринимаемый как продукт фольклора и национального единства, а тем самым и народа, хотя они были лишь адресатами сложного конструкта, инициированного русской интеллигенцией XIX века.

Ковылина Елена. Снегурочка и НЛО. 2022 г.
Ковылина Елена. Снегурочка и НЛО. 2022 г.


Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

5 женщин-художниц эпохи Возрождения — от флорентийской монахини до фламандской портретистки

Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами

7 неудачных картин известных художников

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗