Персонаж Снегурочки берет свое начало в русских народных сказках и сегодня является частью новогодней мифологии. По традиции, зародившейся в начале XIX века, Дед Мороз во время новогоднего обхода посещает детей по всей России и вместе с ними приходит к Новогодней ёлке. С начала XX века его сопровождает Снегурочка, его юная внучка, фольклорный персонаж и в то же время носитель русской культурной идентичности. В России она так же популярна и известна, как в Европе Золушка или Спящая красавица. Истоки ее славы восходят к XIX веку и являются результатом различных процессов изобретения и переосмысления русской национальной идентичности, инициированных представителями русской интеллигенции.
Потребность в определении национальной идентичности была общеевропейским явлением в XIX веке и особенно ярко проявилась в России, где культурный дискурс формировался под влиянием идей славянофильства и западничества. В этот период сказки и народные предания стали темой изобразительного искусства по всей Европе. Благодаря своему происхождению из древней устной традиции, народные сказки служили средством национальной идентификации в повседневной жизни людей всех социальных слоев. Их изображение на больших полотнах и распространение через иллюстрации и репродукции можно рассматривать как результат их временного восприятия как подлинного национального наследия. Сопутствующее облагораживание тематики народных сказок в искусстве отражает то, как художники включали фольклор в поиск национальной идентичности, наряду с сюжетами для монументальной исторической или социально-критической живописи. Другие формы культурного самовыражения, такие как литература и исполнительское искусство, также открыли для себя народную сказку как источник вдохновения. В случае со Снегурочкой, персонаж, известный сегодня, — это не тот же самый персонаж из сказок XIX века. Она — продукт синтеза различных художественных интерпретаций.
Персонаж современной Снегурочки берет свое начало в нескольких русских народных мотивах и сказках. История об ожившей девочке из снега варьируется в зависимости от источника. Большинство этих сказок относится к типу 703 по указателю сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона-Утера. Несколько версий сказки появляется в первых сборниках русских народных сказок, например, в сборнике Александра Афанасьева "Русские народные сказки", в "Поэтических воззрениях славян на природу", в "Великорусских сказках" Ивана Худякова .
Афанасьев обобщил первый опубликованный вариант "Снегурочки" 1840 года Михаила Максимовича о пожилой бездетной паре, которая строит снежную куклу, ставшую их живой прекрасной дочерью Снегурочкой. Весной она, следуя совету родителей, отправляется на весенний праздник и испаряется в облаке, исполняя традицию, по которой девушки прыгают через костер в знак своего совершеннолетия. В других сказках она просто тает под лучами весеннего солнца, превращается в цветок или теряется в лесу. У Худякова Снегурочка рождается, когда старая пара кладет на печь горсть снега. Снег разжижается, и из тумана появляется дева. Мужчина и его жена удочеряют девочку, которая даже теряется в лесу и вынуждена работать на ведьму Бабу Ягу. Ей удается спастись и воссоединиться со своими приемными родителями.
С середины XIX века персонаж Снегурочки, основанный на этих сказках, вдохновляет авторов на создание собственных интерпретаций. Ранней литературной адаптацией является стихотворение "Снегурка" романиста Григория Данилевского. В своем стихотворении он вносит небольшие изменения в версию, в которой Снегурочка тает весной. У него снежная дева, которую построила старая пара, оживает благодаря благословению проезжего святого, а весной за ней ухаживает множество молодых людей. Эти изменения связали Снегурочку с религией, а не с язычеством, и подчеркнули ее красоту и привлекательность в качестве будущей жены.
Переосмыслением, оказавшим длительное влияние на русскую культуру, стала поэтическая драма Александра Островского (1823-86) "Снегурочка: весенняя сказка", впервые опубликованная в 1873 году.Островский создал новый мир вокруг сказочного персонажа Снегурочки, используя свои знания о народных, литературных сказках и языческих обрядах. Поскольку интерес к фольклору и древнерусским традициям возрос в последней трети XIX века, современные Островскому источники о языческих богах и обрядах и других традициях были ему легко доступны.
Действие пьесы Островского происходит в идиллической доисторической деревне берендеев. Эти веселые и добродушные жители, которыми правит царь Берендей, поклоняются солнцу Ярило как своему божеству и наслаждаются жизнью, поют и танцуют. Из глухих лесов появляется Снегурочка, чтобы жить с ними, привлеченная их песнями, известными ей от пастуха Леля, который напевал их во время своих прогулок по лесу. Дочь Весны-Красны и Мороза, она имеет холодное сердце и не умеет любить, хотя прилежна, вежлива и ласкова. Невольно нарушив помолвку заезжего купца Мизгиря и Купавы, девушки из слободки, Снегурочка умоляет мать дать ей способность любить. Несмотря на предупреждение матери, что любовная страсть обречет ее на гибель, Снегурочка настаивает на своем и в конце концов тает в объятиях Мизгиря, который впоследствии кончает жизнь самоубийством, не желая жить без своей любимой Снегурочки. Финальная сцена происходит во время языческого празднования конца зимы и возвращения солнца Ярило, поэтому пьеса завершается радостной песней берендеев.
Островский не сам придумал мир вокруг своей Снегурочки, а составил его из нескольких источников. Главная героиня Снегурочка действительно была основана на народных сказках. Однако ее происхождение облагородили, ее родителями стали олицетворения весны и зимы, а история рождения из снеговика, созданной старой бездетной парой, оказалось забыта. Кроме того, Снегурочка Островского более самостоятельна как личность. Она сама решает жить среди людей, не спрашивая разрешения родителей. В сказке она умирает, не приложив к этому руки: ее растапливает весеннее солнце или она, следуя совету приемных родителей, перепрыгивает через губительный огонь. В пьесе Островского она добровольно выбирает любовь и умоляет о ней, осознавая последствия и возможную опасность.
Царь Берендей уже был введен в мир литературы поэтом Василием Жуковским в его одноименной литературной сказке 1831 года. Выбрав это имя, Жуковский ссылается на берендеев — древнее племя, упоминаемое в нескольких источниках XIX века, чтобы окончательно вписать свою поэму в русскую историю, при этом сохранив неопределенности сказки. Языческий бог Ярило прямо не связан с историческими берендеями, но также является предметом культурологических исследований. Островский написал пьесу по заказу дирекции московских театров. Поскольку Малый театр был закрыт на ремонт, предполагалось, что пьеса будет поставлена в Большом театре и будет включать элементы оперы и балета, чтобы объединить актеров и танцоров императорских театров. Музыку написал Пётр Ильич Чайковский. Сотрудничество писателя и композитора было плодотворным и быстрым, что привело к премьере пьесы 11 мая 1873 года. Соучредитель Московской императорской консерватории Николай Рубинштейн, Чайковский и Владимир Бегичев, отвечавший в то время за расписание спектаклей московских театров, поздравили Островского с удачной постановкой, хотя она и не имела успеха у публики. Современные рецензии были уничтожающими: пьеса рассматривалась как свидетельство упадка таланта автора и самой литературы.
Несмотря на негативную реакцию публики, художник и один из основателей поздних передвижников Василий Перов в конце 1870-х годов создал эскизы маслом на тему Снегурочки. На эскизах изображена призрачная, увядающая Снегурочка, опирающаяся на бортик колодца на разных стадиях своего распада, к которой подходит пожилая пара. Можно предположить, что Перов знал версию сказки Островского — он также создал портрет Островского в 1871 году, — хотя композиция изображенной сцены ближе к народной сказке, чем к пьесе Островского. К сожалению, картина так и не была реализована из-за смерти художника в 1882 году.
Прошло шесть лет, и Николай Римский-Корсаков заинтересовался идеей переложить пьесу Островского на музыку. Получив одобрение автора, одноименная опера была впервые исполнена в петербургском Мариинском театре 29 января 1882 года с либретто, близким к оригинальному тексту Островского, написанному самим Римским-Корсаковым. Но публика все еще не была впечатлена, а критические отзывы были все такими же плохими, как и прежде.
Почти в то же время пьесой заинтересовалась группа художников, живших в усадьбе Абрамцево, расположенной в 60 км к северу от Москвы. Здесь собирался кружок художников, поддерживаемый богатым промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, получивший впоследствии название абрамцевского кружка. В декабре 1881 года пьеса Островского была прочитана членами кружка с намерением поставить ее в домашнем спектакле. Мамонтов настойчиво просил художника Виктора Михайловича Васнецова сыграть Мороза и создать сценографию и костюмы. Застигнутый врасплох, Васнецов согласился и впервые в жизни занялся сценографией. Из-за нехватки времени художнику пришлось красить холсты, раскинутые прямо земле. На создание эскизов его вдохновила, в частности, коллекция крестьянских вещей и предметов ручной работы, собранная участниками кружка и сформировавшая коллекцию абрамцевского музея.
В качестве реквизита использовались или слегка видоизменялись русские старинные предметы, костюмы и другие образцы из местных деревень. После двух напряженных недель абрамцевский кружок наслаждался собственной любительской постановкой. Мамонтов был настолько впечатлен, что решил создать свою постановку на музыку Римского-Корсакова. Премьера состоялась в 1885 году в Частной опере Мамонтова в Москве. Васнецов вновь были выполнял эскизы костюмов и занимался сценографией. Вместе с Исааком Левитаном и Константином Коровиным ) он создал фантастический мир, который вызвал более благожелательную реакцию критики, хотя в целом реакция оставалась менее чем восторженной, особенно в российских столицах.И хотя сама опера в России не имела такого успеха, как за рубежом, художественная интерпретация "Снегурочки" Островского, выполненная Васнецовым, получила высокую оценку и популярность. Помимо других критиков, карьеру Васнецова как национального художника поддержал Владимир Стасов (1824-1906), который сначала критиковал его за то, что он растратил свой талант и стал "неузнаваем, когда занялся русской стариной". В статье "Царь Берендей и его дворец" он сетовал на московскую публику, которая была слепа и глуха к красоте и естественности замыслов Васнецова. Он высоко оценил древнерусскую архитектуру и сказочный характер дворца царя Берендея, а также несравненную картину древней Руси. Позже Стасов в другой статье высоко оценил "русские, истинно русские картины" Васнецова. Тем не менее, оперу в дальнейшем не раз ставили в России и за рубежом, где она имела больший успех.
И хотя сама опера в России не имела такого успеха, как за рубежом, художественная интерпретация "Снегурочки" Островского, выполненная Васнецовым, получила высокую оценку и популярность. Помимо других критиков, карьеру Васнецова как национального художника поддержал Владимир Стасов, который сначала критиковал его за то, что он растратил свой талант и стал "неузнаваем, когда занялся русской стариной". В статье "Царь Берендей и его палата" он сетовал на московскую публику, которая была слепа и глуха к красоте и естественности замыслов Васнецова. Он высоко оценил древнерусскую архитектуру и сказочный характер палат царя Берендея, а также несравненную репрезентацию древней Руси.
Рабочие подходы Островского и Васнецова были похожи. Чтобы создать что-то новое, оба использовали материалы, относящиеся к русской истории и традиции. Васнецов основывался на декоративных элементах, заимствованных из ранних русских гравюр, лубок, допетровских рукописей, крестьянских творений, найденных в его собственной и абрамцевской коллекции. Компоненты, восходящие к фольклору и досовременным образцам, поддерживали впечатление знакомости и традиционности, не обнажая явного новодела. Изображение деревянной архитектуры с красочными украшениями, пейзажей русской деревни и романтизированных сел, включение русских народных инструментов, таких как гусли, и одеяний, таких как сарафан или косоворотка, создают наивную, мирную и народную атмосферу.
Помимо оперных декораций и костюмов, Васнецов создал картину "Снегурочка". Он работал над ней без реального заказа, так как обрел достаточную финансовую независимость после завершения оформления Владимирского собора в Киеве. На картине изображен момент, когда Снегурочка Островского выходит из леса, сразу после своего решения жить с людьми. На вертикальном портрете героиня сказки идет из левой части холста в центральную. В движении она открывает вид на свое тело, раскинув руки. На ней затейливо украшенная прямая шуба в пол бело-кремового цвета с белым мехом по подолу. На голове — подходящая по цвету шапочка, а на руках — узорчатые варежки. Ее наряд напоминает драгоценную старинную русскую одежду. Бросив взгляд направо, она не встречается с наблюдателем. Ее взгляд неуверенный и задумчивый. За ее спиной, на левом поле, лес обозначен только елями и березами, нарисованными более крупными мазками. Горизонт заснеженного хребта делит пейзаж пополам, образуя плавную диагональную линию, слегка понижающуюся от левого верхнего края к правому нижнему. На более темном фоне в верхней части картины деревня обозначена точками теплого желтого цвета, ассоциирующегося со светом огня в окнах хижин, видимых лишь с первого взгляда. Внизу, на переднем плане, — молодые ели и следы животных на свежевыпавшем снегу.
В центре внимания картины — Снегурочка и ее первый шаг к взрослости и самоопределению. Как и Островский в своей пьесе, Васнецов представляет в своей картине трудности становления самостоятельности и связанные с этим неуверенность и нерешительность. Выбор изображаемого момента Васнецовым соответствует принципу Готхольда Лессинга о плодотворном моменте ("fruchtbarer Augenblick" в немецком оригинале). В отличие от Перова, он не показывает драматическую кульминацию, то есть смерть Снегурочки, а предлагает зрителям задуматься над сюжетом. В этот момент Снегурочка только что вышла из глухого леса, она не уверена в своем будущем, она покидает родителей и дом ради чего-то неизвестного. Деревня на заднем плане указывает на ее судьбу, и все же именно в этот момент она может повернуть обратно в глубину безопасного леса. Даже если зритель знает развязку и ее судьбу, остается возможность следовать собственному воображению. Показан момент, непосредственно предшествующий роковому решению. По определению Лессинга, он достаточно содержателен, и "зрению и фантазии позволено взаимно дополнять друг друга". Момент крайней экспрессии, напротив, "связал бы крылья фантазии".
Персонаж Снегурочки приобрел большую популярность после постановки оперы Римского-Корсакова. Она стала героиней нескольких сказок и стихотворений о "снежной деве", а также детской поэзии. Находясь в зимнем лесу и дружа с живущими там животными, она иногда прячется под елями, в детских стихах укрывается снежным одеялом или выходит играть, когда ее зовут дети. Возможность ее смерти весной, включенная в некоторые версии сказок и пьесы Островского, не принималась более во внимание, поскольку она существует и остается в зиме, а значит, бессмертной.
В начале ХХ века автор, известный под псевдонимом "Кук", опубликовал стихотворение "Снегурочка. Зимняя сказка" в газете "Петербургский листок", в которой Снегурочка уже не дочь Мороза, а его внучка. Поскольку мифологический персонаж Деда Мороза значительно старше внешне, чем юная дева, другие интерпретаторы жизни Снегурочки быстро переняли эту новую степень родства.
К созданию новых декораций для оперы Римского-Корсакова присоединились такие известные художники, как Михаил Врубель, Николай Рерих и Иван Билибин. Вслед за Васнецовым они выполнили эскизы в неорусском стиле и тем самым способствовали успеху и распространению новой версии культурного наследия в интерпретации современных художников. Кроме того, уже в 1914 году была создана первая кинематографическая интерпретация сказки о Снегурочке — немая киноверсия пьесы Островского с костюмами и фонами, созданными по эскизам художников XIX века. После Второй мировой войны появились другие киноадаптации и мультипликация. Неудивительно, что Снегурочка стала частым персонажем на сувенирной продукции, такой как декоративные шкатулки из папье-маше и панно с русским лаковым искусством. Сегодня многочисленные портретные версии Снегурочки можно найти в детской литературе, на сезонных открытках, игрушках и даже на обертках конфет.
Одной из причин столь широкого распространения Снегурочки сегодня является ее активное участие в новогодних праздниках. В начале XIX века традиция праздника-ёлки была перенесена из немецких традиций, поддерживаемых немецкими эмигрантами в Санкт-Петербурге, где празднование Рождества включало в себя подарки под украшенной елью. После Октябрьской революции 1917 года Рождество было упразднено в связи с официальной государственной политикой атеизма, хотя в 1918, 1919, 1923 и 1924 годах во время новогодних праздников все же проводились публичные ёлочные гуляния. Поскольку ёлка была напрямую связана с церковью и рассматривалась как символ коммерциализации Рождества на Западе, впоследствии она была запрещена. В это политизированное время празднование Нового года было ориентировано в основном на взрослых.
После нескольких попыток вновь ввести “ёлки” для детей советские чиновники неожиданно разрешили его в 1935 году, пытаясь переосмыслить традицию ёлки как языческую, а не христианскую. Чтобы избежать деполитизации празднования ёлок внутри страны, советское правительство в начале сталинской эпохи запретило проведение частных праздников и учредило официальный государственный праздник — Новый Год. Несмотря на то, что политическая ситуация изменилась и запрет на проведение частных праздников был отменен, некоторые элементы организованного празднования ёлок сохранились и распространены до сих пор, например, праздники в школах и другие общественные торжества.
Снегурочка постепенно становилась частью этих традиций. На рубеже веков педагоги разработали возможные схемы проведения ёлок для детей. В них вошли сказки, песни и стишки о Снегурочке и некоторых других персонажах, а также элементы пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова. Однако поначалу Снегурочка воспринималась как второстепенный персонаж. Тем не менее, включение Снегурочки в рождественские праздники создавало привычность и возможность идентификации, особенно для маленьких девочек, которые теперь, например, могли наряжаться Снегурочкой. Тот факт, что только "русский Дед Мороз" имел спутницу-женщину, мог быть выгоден для продвижения Снегурочки в качестве основного персонажа, поскольку это является заметной чертой, позволяющей отнести ее к уникальным фольклорным фигурам, а значит, истинно русским. Кроме того, молодость позволяла ей играть, танцевать и петь, так что она могла стать посредником между Дедом Морозом, раздающим подарки, и детьми. В январе 1937 года Дед Мороз и Снегурочка на равных впервые пришли на официальный народный праздник ёлки в московский Дом Союзов и с тех пор продолжают это делать.
Несмотря на то, что персонаж Снегурочки возник в русской народной сказке и устной традиции, за рост ее популярности следует благодарить представителей русской интеллигенции: распространению сказки способствовали собрания фольклористов и славистов, таких как Афанасьев, и писателей, подобных Островскому. Ее репутация укрепилась за счет исполнительского искусства, графики, книжной иллюстрации, живописи, творческим интерпретациям Римского-Корсакова, Васнецова и других деятелей культуры. Критики отмечали ее актуальность, педагоги включали ее в свои методички. Все они формировали представления о ее внешности и характере, которые способствовали ее участию в ежегодных празднествах и создали образ национального новогоднего символа, воспринимаемый как продукт фольклора и национального единства, а тем самым и народа, хотя они были лишь адресатами сложного конструкта, инициированного русской интеллигенцией XIX века.
Титры
Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• 5 женщин-художниц эпохи Возрождения — от флорентийской монахини до фламандской портретистки
• Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами
• 7 неудачных картин известных художников
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗