Найти в Дзене

СТАРТАП, МАЛЫЙ БИЗНЕС ИЛИ ХОББИ?... ЧЕМ ЗАНИМАЕМСЯ?


По большому счету, есть всего два способа увеличения дохода: на росте прибыли и на росте капитализации.

У каждого из способов - две разновидности: реальный рост (по бухгалтерии) и рост потенциальный (в голове того, кто оценивает этот потенциал).

Если с бухгалтерской прибылью более-менее ясно - доходы растут быстрей, чем расходы, да и с бухгалтерской капитализацией тоже вроде понятно - активы растут быстрей, чем пассивы, то вот с потенциальными все сильно запутанней... И о них - чуть позже...

А сейчас нужно зафиксировать различие в подходах, целях и ожиданиях: стартап стремится к росту капитализации, в отличие от обычного бизнеса, который стремится к росту прибыли.

Ну, а деятельности, в которых нет стремления к прибыли или капитализации - это
хобби, про которые, при всём к ним уважении, говорить сейчас не будем...

В быту, бывает, что любой бизнес, находящийся в начальной фазе, называют стартапом. Это неверно, но простительно дилетантам...

Бухгалтерская прибыль, если упрощённо - доходы минус расходы в обозначенном периоде, по итогам которого часть прибыли идёт на развитие, часть откладывается в резерв, а остальное направляется на дивиденды акционерам.

Бухгалтерская капитализация, т.н. "активы" - это то, что обычно приобретается из прибыли, т.е. то что можно "повесить" на баланс: недвижимость, техника, оборудование и т.д. Важно, что все это имеет износ и требует средств на поддержку в работоспособном состоянии.

Бухгалтерские оценки могут не совпадать с рыночными. Если возникнет идея продать фирму, то цифры реальной сделки могут сильно не совпасть с цифрами бухгалтерии.
Зависеть будет от виденья покупателя, от его оценки потенциала приобретаемой компании. Покупатели традиционных бизнесов, как правило - пессимисты, стараются по максимуму занизить оценку покупаемого.
Может потому традиционные бизнесы и продаются редко...
Впрочем, большинство традиционных бизнесов и не думают про его продажу..

А вот стартапы - совсем иная история.
Во первых - бухгалтерской прибыли у них нет. Оценивается потенциальная прибыль, как будущая доля рынка, в сравнении с текущей, откуда вычисляется будущий доход и будущие затраты.
Во-вторых, и капитализации у стартапов нет (или почти нет). Стартапы создают капитализацию, в качестве которой когда-то были и недвижимость и станки и т.п., затем - патенты и новые организационные формы, а сейчас, в основном, другие показатели: потенциальное число клиентов (рассматривается ёмкость рынка и скорость роста клиентской базы), рост среднего чека, пожизненная ценность клиента (т.н. LTV) и т.д...

Откуда же берет стартап деньги на свою деятельность, если нет ни прибыли ни капитализации, а кредит не получить, т.к. и залогового обеспечения тоже нет? - Деньги у стартапа извне, от инвесторов, если таковые находятся... Если не находятся - стартап загибается.

Стартап всегда ориентирован на продажу самого себя, но продать он может только потенциальную прибыль или капитализацию (другого у него нет), которые оцениваются умозрительно, как скорость роста неких параметров...

Этапы жизни стартапа: стартап создаёт работающую модель бизнеса (чаще всего - на свои средства), получает первые коммерческие цифры, после чего ищет инвестора для развития и дальнейшего роста. Если находит - осваивание выделенных средств и поиск следующего инвестора покрупнее, или начинается поиск покупателя...
Если находится инвестор - начинается следующий инвестиционный цикл, если находится покупатель, то успех-успех! - все при деньгах...
В стартап-движении все участники: стартаперы, инвесторы, и покупатели - чаще всего оптимисты. Сделки случаются, если потенциал оценки высок.

Стартап не может (по своей модели), существовать без инвесторов, иначе он становится традиционным бизнесом.

А что же дальше?
Если никто из участников не ошибся - ни стартаперы, ни инвесторы, ни покупатели, то стартап превращается в обычный бизнес, работающий ради на прибыли от своей операционной деятельности.
Если кто-то ошибся, то стартап уходит на свалку истории.

Бывает (редко), что стартап сам, без продажи, выходит на окупаемость и становится традиционным бизнесом.

Любопытный вопрос - а может ли быть капитализация без прибыли? Хоть это и не характерно, но случается и такое. Бывает даже, что компания с убытками имеет капитализацию... К примеру, известная компания Ozon, в своём отчёте за 9 месяцев 2023 отражает убыток в 50+млрд.руб., причём, согласно расчётам фондовой биржи, капитализация компании - 500+млрд.руб. Оплачивают этот банкет покупатели акции, понимающие, что идёт фаза экспансии... Ситуация не фатальна: рынок растёт, управление выглядит внятным, думаю - все нормализуется, хоть и неясно через какое время?

Может ли быть прибыль без капитализации? Без владения недвижимостью, транспортом и т.д. Да, вполне может быть и таких бизнесов много, построенных как операционные, где все на аренде и без складских остатков. Как Вы, наверно, уже догадались - они относятся к традиционным.

Про использование прибыли традиционными фирмами... Как писал выше, обычно часть направляется в развитие, а часть утилизируется через дивиденты акционерам. Хотя и тут встречаются крайние стратегии, когда вся прибыль выдаивается собственниками или когда вся прибыль идёт в рост. К примеру, Amazon перестав быть стартапом с выходом на биржу - ни разу за свою историю не выплачивал дивиденты, направляя прибыль полностью в развитие (по факту - успешное).
Устраивала ли акционеров невыплата дивидентов? Вполне: стоимость акций Amazon с 1997 по 2020 выросла с 28$ до 3000$. Во сколько раз-посчитайте сами...

Большинство бизнесов в мире традиционны - существуют для прибыли, которая может быть не всегда, может быть больше или меньше, но прибыль должна быть обязательно... Иначе и традиционный бизнес начинает дрейфовать в сторону свалки истории, хоть путь этот может быть долгим, и даже иногда обратимым, что зависит и от потенциала самого бизнеса, и от его текущего состояния, и от качества им управления.
___
#стартапы #малыйбизнес #хобби #управлениефирмой #потенциал