Репутация и доброе имя — такие же ценности для бизнеса, как, например, автомобиль или деньги на счёте. Закон относит их к нематериальному благу — ст. 150 ГК РФ.
Если репутацию компании или ИП очернили, можно защищаться. Чаще всего за репутацию беспокоятся из-за отзывов в интернете. Их пишут клиенты, контрагенты и бывшие работники.
Когда считается, что репутацию испортили, а когда нет
Деловая репутация считается пострадавшей, когда про бизнес наговорили плохо, но всё сказанное — ложь. Ложь услышали или прочитали другие люди, минимум один (!) человек. И обязательно, что автор утверждал, а не высказывал личное мнение. В отличие от мнения, утверждение можно проверить на правдивость. Именно на это рекомендует ориентироваться Верховный Суд в п. 7 Постановления Пленума № 3 от 24.02.2005.
Вот пример, когда репутацию признали пострадавшей. Про предпринимателя сказали в форме утверждения, оно было ложным, его услышала целая аудитория соцсети.
Блогерка записала сторис про другого блогера, преподавателя онлайн-школы. Сказала, что у того нет образования, он по уши в долгах и работает механиком в автосервисе. Конфликт между ними перекочевал в суд. Блогер показал суду диплом о высшем образовании, трудовую книжку без записи о работе механиком и распечатку с сайта приставов, где не было заведённых исполнительных производств на него. Сказанное в сториз признали ложью. Ещё блогер требовал, чтобы блогерака опубликовала опровердение, там же где клеветала на него — в сториз. Но на момент спора та соцсеть была запрещена в России, и суд ему в этом отказал— дело № А41-88720/2021.
Иногда в суде, чтобы определить порочат ли высказывания репутацию, предприниматели заказывают лингвистическую экспертизу.
А вот в каких случаях, деловая репутация не считается пострадавшей.
О бизнесе высказали мнение. Когда сказанное нельзя проверить на правдивость, пусть даже клиенты, услышав такое, могут уйти. Вот пример.
Молодой человек написал про бизнес-проект. Назвал команду «молодой, необразованной и непрофессиональной», добавив — «я могу ошибаться, давайте посмотрим». Суд признал это мнением — дело № А40-64033/2021.
Исключение — когда мнение высказали в оскорбительной форме. Тут предприниматель может требовать с клеветника компенсацию морального вреда.
Является высказывание мнением или утверждением — решат судьи. Для консультации, опять же, могут привлечь экспертов-лингвистов.
На предпринимателя написали в госорганы. К примеру, клиенту не понравилась свежесть еды в кафе и он пожаловался в Роспотребнадзор, мол, проверить бы их кухню на предмет работы по санпинам. Ситуация для бизнеса не из приятных, о проверках могут узнать гости кафе и контрагенты. Но это не считается ущемлением деловой репутации, потому что у каждого человека есть право обращаться в госорганы.
Исключение — когда жалобу написали только ради того, чтобы предпринимателя потаскали по допросам. Например, если бы в нашем примере про санпины и Роспотребнадзор, автор жалобы никогда не ел в кафе. Это пояснил Верховный Суд в п. 5 Обзора практики № 3 от 27.11.2019.
Что наговорили — правда. То есть голый факт. Вот пример.
Одна компания выложила на Ютубе ролик про поставщика, у которого закупала балконные двери. В видео показала, что на стекле дверей пузыри, обвинила поставщика в браке, порекомендовала никому у него не закупаться. Поставщик не смог добиться удаления ролика, потому что компания доказала, что всё сказанное — правда. У компании нашлось письмо от поставщика, где он признаёт, что поставил часть товара с браком — дело № А72-14411/2022.
Как защищают репутацию через суд
Мы рассмотри только юридические способы защиты деловой репутации. То есть когда бизнес судится с клеветником. Есть и другие пути, например, найм пиарщика для ответов на отзывы. Но это тема другого разбора.
Судиться придётся с автором высказываний и администрацией сайта, где выложили отзыв или видео. Найти владельца сайт можно через сервис whois.ru. Там будет название компании, а иногда и электронная почта и телефон. Иногда к делу привлекают Роскомнадзор, если предприниматель требует удалить видео с хостинга. До обращения в ведомство надо идти к нотариусу, чтобы он заверил, что информация действительно находится на сайте — на случай, если её удалят. Всё это лучше делать вместе с юристом, подать иск в суд по инструкциям из интернета трудно.
И главное, нужно взвесить пользу и вред от такого судебного спора. Сам по себе суд с клиентом может ещё больше испортить деловую репутацию. Пусть даже клиент тысячу раз неправ, а вы правы.
Теперь к инструментам судебной защиты репутации. Что можно потребовать:
Опровергнуть сведения. Суд обяжет опровергнуть сказанное, тем же способом, которым распространена ложь. Например, публикацией в той же соцсети.
Удалить информацию. Например, отзыв с сайта или ролик из Ютуба.
К примеру, компания через суд добилась, чтобы обзор на их ополаскиватель для рта удалили с Ютуба. Автор называл его «товаром, возле которого точно стоит пройти мимо», но что не так с его качеством, не пояснил — дело № А03-8116/2022.
Признать факт, что сказанное — ложь. Этот способ применяют, когда невозможно установить автора информации. К примеру, когда отзыв опубликовали под вымышленным именем. В этом случае в суд подают заявление в порядке особого производства. Тут никто ни с кем не спорит. Просто предприниматель или компания просит признать информацию ложью.
Компенсировать убытки. Чаще всего предприниматели и компании требуют возместить потерянную прибыль от ушедших клиентов. На деле взыскать с клеветника убытки сложно: нужно доказать прямую связь, что клиент ушёл именно из-за того, что наслушался о бизнесе плохого.
Ещё можно написать на автора заявление в суд о клевете. Это когда кто-то намеренно распускали ложные слухи про ваш бизнес. Автора оштрафуют, могут даже посадить. Но штраф он заплатит государству, а не вам, и не вашему бизнесу. Основание — 5.61.1 КоАП РФ и ст. 128.1 УК РФ.
ИП и компании не могут требовать с автора отзывов компенсацию морального вреда. Исключение — если автор перешёл на личности, например, говорил гадости про внешность предпринимателя. Это пояснил Верховный Суд в п. 6 Постановления Пленума от 15.11.2022 № 33.
Требовать с автора извинений бесполезно. Такого способа защиты репутации в законе нет. Но если автор сам готов извиниться, а бизнес — отказаться от своих требований, стороны могут заключить об этом мировое соглашение. Тогда после извинений, считается, что всё забыли — п. 18 Постановления Пленума № 3 от 24.02.2005.
Коротко главное
- Закон защищает деловую репутацию бизнеса так же серьёзно, как его недвижимость, машины и деньги.
- Предприниматели и компании могут через суд защитить деловую репутацию. Но стоит оценить вред от суда с клиентом или контрагентом, пусть даже клеветник тысячу раз неправ.
- В суде можно требовать удаления отзывов и обзоров, признания информации ложью и компенсации убытков. Последнее сделать трудно.
- С мнениями, жалобами и фактами бороться с помощью закона не получится.