Мы часто видим, что юбки платьев прошлых эпох довольно статичны, у многих складывается ощущение что они поддерживаются чем-то, а иногда даже натянуты на какой-либо каркас. И это мнение абсолютно верно. Потому что на протяжении многих столетий, периодически в моду входили проволочные каркасы, а также каркасы из китового уса (они были более гибкими). Но их форма и конструкция всегда были разными. Маркиза тоже задумалась над этим и решила отследить как менялась форма и строение каркаса дамской юбки.
1. Панье (она же фижма).
Каркас юбки, модный в 18 веке, однако появившийся гораздо раньше (имевший тогда другое название). Форма и строение его за несколько веков не изменились: угловатый, тяготеющий к форме прямоугольника или трапеции каркас, изготовленный из проволоки или китового уса. По желанию хозяйки он мог быть скелетообразным (т.е. просто голые прутья, реже украшенные лентами) или обтянутым тканью (что встречалось чаще). Так же могла варьироваться и его длина: от совсем короткого (выше коленей), до очень длинного (вплоть до пола).
Вам может показаться что такой массивный каркас мог проглядывать сквозь тонкую ткань юбки и портить внешнюю фактуру платья. Однако напомню, что по верх подобного панье надевалось не менее трех нижних юбок, да и ткани, из которых можно было шить платья в 18 веке, трудно назвать тонкими (это парча, плотный шелк в несколько слоёв, одно время была мода на хлопок).
Так же не стоит обманывать себя: панье и корсет никогда не были единой конструкцией! Сначала надевалась нательная сорочка, потом корсет и только потом панье, которое крепилось лентами (или фактически перевязывали тело в районе талии, поверх уже надетого корсета).
Правда иногда встречались варианты «сначала панье – потом корсет».
2. Кринолин.
Через некоторое время панье сменил кринолин. Правда произошло это не сразу, прежде чем в моду снова вошли юбки на каркасах, дамы успели поносить пышные юбки, под которые подкладывали подушечки – называемые «булочками», белоснежные сорочки с воланами (псевдопастушечьи платья, введённые в моду Марией-Антуанеттой), халатоподобные яркие платья с жакетами (мода времён Французской революции) и наконец полупрозрачные сорочки в античном стиле (ампир).
Кринолин делался из тех же материалов что и панье, но форма у него была уже другая.
И форма эта менялась в зависимости от моды в течении всего 19 века (с того момента как появился кринолин и до того момента пока его не вытеснил турнюр). В интернете мало фотографий старинных кринолинов разной формы, но эту эволюцию можно отследить при помощи модных гравюр.
Сначала кринолин имел куполообразную форму из-за чего юбки надетых поверх него платьев, со всеми своими драпировками и оборочками напоминали абажур.
Подобная форма кринолина продержалась в моде намного дольше своей последовательницы.
Однако позже, верхние кольца кринолина сузились, и он приобрёл форму колокола.
Но такая форма кринолина была модной не долго и на смену ей пришла скошенная форма. Которая современными учеными считается наиболее манёвренной, на основании того, что юбка спереди стала уже, т.е. более плоской.
И после этого, практически резко, пришла в моду форма-рекордсменка по времени своей актуальности – форма «колокольчик». Такие кринолины были модны более долгое время. И как мне кажется, за счёт своей компактности были и более удобными.
От предыдущей формы этот кринолин отличается тем, что он более узкий, но те кольца что к подолу юбки – слегка расширяются, напоминая цветок колокольчик.
Позже кольца кринолина ещё больше сузились, оставляя юбку спереди по-прежнему более плоской.
С первого взгляда может показаться что под юбками этих платьев нет каркаса вовсе. Однако это совсем не так, каркас там есть, просто он настолько узкий что не заметен под грудой ткани и декора. Эта форма кринолина продержалась в моде меньше всего времени и вскоре юбки стали ещё уже, вытесняя кринолин турнюром.
3. Турнюр.
Многие знают турнюр как: подушечку для придания «особенной» формы юбке. И можно было бы подумать: «Что делать турнюру в этой статье, ведь речь идёт о каркасах?». Но знакомый нам вид «подушечки», турнюр приобрёл к концу своего существования. А до этого очень долго выглядел наподобие каркаса, причем совершенного разного вида.
На подобии панье, турнюр мог быть, как и длинной, обтянутой тканью конструкцией, так и в виде маленького, скелетоподобного полушарика.
Эффект турнюром увеличивался за счёт объёмного декора в задней части юбки, это могли быть: шлейф, цветы из ткани, драпировки, буфы.
Некоторые дамы вовсе не усиливали эффект турнюра, однако находились и те что перебарщивали с «фигуристостью», чему посвящено много карикатур.
К концу 19 века мода на каркасы пошла на спад и даже турнюр превратился в «подушечку».
А в дальнейшем и вовсе останутся одни нижние юбки.
Подписывайтесь на мой канал и лайкайте! И не бойтесь писать комментарии и задавать вопросы! Я всегда рада пообщаться!