Найти в Дзене
Baltnews

Нужен ли США самостоятельный и единый Старый Свет?

Новая попытка Брюсселя вернуться к обсуждению идеи федерализации Евросоюза столкнется с противодействием не только "родных" националистов, но и США. Европейским сторонникам идеи превращения Евросоюза из некоего нынешнего подобия конфедерации в полноценную федерацию следует больше опасаться помех в воплощении этой мечты о новой "сверхдержаве" не со стороны собственных националистов, а со стороны Соединенных Штатов. Американские политологи достаточно откровенно заговорили о том, что федерализация Европы не соответствует интересам Вашингтона. Депутаты Европарламента небольшим большинством голосов проголосовали за предложение реформировать основополагающие договоры Евросоюза с тем, чтобы еще немного урезать суверенные права союзных государств и создать возможность для дальнейшей федерализации альянса. Шаг это обсуждается довольно давно и не встречает понимания во многих европейских столицах, однако его поддерживают "тяжеловесы", Германия и Франция, а тех в свою очередь многие западноевропе
Оглавление
© AFP 2023 / KENZO TRIBOUILLARD
© AFP 2023 / KENZO TRIBOUILLARD

Новая попытка Брюсселя вернуться к обсуждению идеи федерализации Евросоюза столкнется с противодействием не только "родных" националистов, но и США.

Европейским сторонникам идеи превращения Евросоюза из некоего нынешнего подобия конфедерации в полноценную федерацию следует больше опасаться помех в воплощении этой мечты о новой "сверхдержаве" не со стороны собственных националистов, а со стороны Соединенных Штатов. Американские политологи достаточно откровенно заговорили о том, что федерализация Европы не соответствует интересам Вашингтона.

Депутаты Европарламента небольшим большинством голосов проголосовали за предложение реформировать основополагающие договоры Евросоюза с тем, чтобы еще немного урезать суверенные права союзных государств и создать возможность для дальнейшей федерализации альянса.

Шаг это обсуждается довольно давно и не встречает понимания во многих европейских столицах, однако его поддерживают "тяжеловесы", Германия и Франция, а тех в свою очередь многие западноевропейские государства. Местные правые партии более сдержанно, левые и центристские силы – с энтузиазмом, варьирующимся от страны к стране.

Парламентарии убеждают глав государств и правительств стран альянса выступить за проведение открытой конференции о глобальной реформе Евросоюза. Поводом для очередной атаки сторонников федерализации на национальные суверенитеты стало грядущее расширение альянса за счет стран Западных Балкан и, в теории, за счет Украины и Молдовы.

Вполне обоснованно утверждается, что действующие институты власти альянса не приспособлены к значительному – имеется в виду шесть новичков – увеличению численности состоящих в нем стран. Брюссель с его громоздким аппаратом исполнительной власти и всех прилагаемых к ней ведомств, агентств и управлений и без того фактически не способен решать проблемы оперативно из-за необходимости согласовывать почти каждый шаг с национальными столицами.

Европарламент слишком разрастется, а столкновение интересов представителей очень разных по уровню благосостояния и менталитету стран в Совете может вовсе парализовать работу аппарата управления расширенным альянсом.

Так оно и случится, если Брюссель не сумеет договориться о реформе системы власти и принципов принятия решений. Но "федералисты" настаивают на том, чтобы шагнуть еще дальше и, лишив национальные столицы права самостоятельных решений практически во всех сферах деятельности, заложить основу нового протогосударственного образования.

Голосование в Европарламенте стало первым официальным процедурным шагом на пути к возможной реформе. Предлагается отказаться от права вето при решении тех вопросов, которые сейчас требуют единогласия: отобрать у национальных властей суверенное право решать вопросы общественного здравоохранения, гражданской обороны, промышленности и образования, количество комиссаров планируется сократить, лишив тем самым некоторые страны представительства в этой ветви исполнительной власти (сейчас каждое государство представлено одним комиссаром).

Имеется целый список предложений, которые, правда, напрямую не касаются "святая святых" – обороны, налогов и международных отношений – за которые многие европейские столицы пока готовы лечь костьми.

Не Трампом единым живут американские недруги "Европейской федерации"

В последний раз изменения в основные соглашения, регулирующие деятельность Евросоюза, были внесены в 2009 году и привели к принятию Лиссабонского договора, который сейчас заменяет альянсу конституцию (попытка ратифицировать проект конституции, созданный в 2004 году, провалилась – ряд национальных парламентов проголосовал против; страны Балтии, кстати, тогда выступили за конституцию, но с тех пор многое изменилось в прибалтийском понимании будущих перспектив).

Ныне же, как утверждают федералисты, Лиссабонский договор устарел и для принятия решения о его пересмотре и необходима конвенция, созвать которую может только Европейский Совет глав государств и правительств. Предполагается, что проголосуют они уже в декабре на очередном саммите. И есть масса оснований полагать, что результаты этого голосования расстроят федералистов.

Недавняя победа на выборах в Нидерландах ультраправой националистической Партия свободы, лидер которой Герт Вилдерс предлагал запретить Коран и высказывался за выход страны из Евросоюза, стала результатом реакцией голландцев не только на приток иммигрантов, но и нарастающие разговоры о федерализации альянса.

Именно парламент Нидерландов в свое время проголосовал против упомянутого проекта конституции, сделав бессмысленным ее дальнейшее обсуждение. Националисты и так называемые евроскептики окрепли и подросли в популярности во многих странах альянса. И можно не сомневаться, что их сопротивление попытке реформировать основополагающие договоры Евросоюза будет сильным.

Бездоказательно подозревать ярых противников федерализации в том, что они действуют по чужой указке, означало бы следовать теории заговора. Но у них несомненно имеется могучий союзник в лице Соединенных Штатов. Брюссель заблуждается, полагая, что его главным недругом в Вашингтоне был и может вновь стать, если победит на скорых президентских выборах, демократ Дональд Трамп, обидно критиковавший европейских союзников, вводивший для них торговые пошлины и требовавший компенсаций от затрат на обеспечение безопасности.

Флаг США на фоне Белого дома
Флаг США на фоне Белого дома

Вероятнее всего, Трамп лишь озвучивал недовольство значительной части американского истеблишмента стремлением европейцев создать что-то вроде новой сверхдержавы. Вновь разгоревшаяся в Старом Свете, но уже на новом витке дискуссия на тему "быть федерации или не быть" инициировала негативную реакцию в Соединенных Штатах.

"Особо приближенные" политологи откровенно заговорили о том, что федерализация Европы не отвечает интересам Вашингтона, так как может вывести европейских союзников из зоны тотального влияния США. А раз на эту тему откровенно пишут публицисты типа, скажем, директора Стратегической инициативы Скоукрофта в Атлантическом совете США Эндрю Михта, значит о "европейском вопросе" уже давненько говорят при закрытых дверях в высоких кабинетах Вашингтона, Пентагона и Ленгли.

Желательно опираться не на сильных, а на зависимых, проверенных "друзей"

"Преимущественно движимый давлением Берлина и Парижа, Европейский Союз стремительно движется к самой драматической системной трансформации с момента своего создания. Он собирается централизовать власть таким образом, чтобы изменить саму природу блока, повлияв на политику и экономику континента. Это также фундаментально изменит то, как Европа взаимодействует с Соединенными Штатами", – пишет Эндрю Михта.

"Изменения, которые сейчас рассматриваются, превратят ЕС из конфедерации суверенных стран в унитарное федеративное образование, где центральное правительство будет председательствовать над частично самоуправляющимися национальными государствами. И главный аргумент, выдвигаемый сторонниками этого подхода, заключается в том, что без этого запланированное расширение блока вскоре сделает его неуправляемым.

Эти предлагаемые поправки к договору основаны на трех фундаментальных изменениях: введении голосования большинством; устранение права вето отдельных стран-членов, что положит конец принципу единогласия; и ограничение числа комиссаров ЕС", – добавляет Михта.

Федерализация Европы осложнит политику Соединенных Штатов, полагают американские критики инициатив Брюсселя, так как в реформированном альянсе тон, несомненно, будут задавать Германия и Франция, а их позиции по ключевым вопросам внешней политики и политики безопасности снова и снова расходятся с американскими.

США должны отдавать приоритет странам, чьи представления об угрозах и чьи национальные интересы "наиболее тесно совпадают" с представлениями и интересами американцев. Упомянутый Михта считает, что Вашингтон должен опираться в Европе на страны восточного фланга НАТО – от Финляндии до стран Балтии, Польши и Румынии, – которые демонстрируют "наибольшую решимость встать рядом с США", в частности, в поддержку Украины, а не на Берлин и Париж.

"Как ключевой поставщик безопасности на континенте, США не должны быть просто сторонним наблюдателем, особенно когда этот выбор повлияет на их бремя коллективной обороны в НАТО", – заключает Эндрю Михта, не поясняя, каким образом Вашингтон мог бы помешать предполагаемому процессу федерализации Евросоюза, как использовать свое влияние и каких "наиболее тесно совпадающих" европейских союзников для этого задействовать.

Но почему-то думается, что попытка депутатов Европарламента убедить лидеров стран альянса высказаться за радикальные реформы заранее обречена на провал. И против проголосуют не только Нидерланды.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Автор: Алексей Языков

Тема: Мир после СВО