Найти тему
Полит74

Эколог Лада Маркова назвала главный фактор загрязнения южноуральских озер

Многие водоемы Южного Урала являются памятниками природы. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Многие водоемы Южного Урала являются памятниками природы. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Большое количество личных автомобилей, на которых отдыхающие приезжают к берегам озер Челябинской области, отрицательно сказывается на качестве воды.

Об этом агентству Полит74 рассказала Лада Маркова, старший преподаватель факультета экологии ЧелГУ.

Она стала участницей форума «Евразийские ворота», который прошел в Костанайском филиале Челябинского государственного университета. На форуме работало несколько секций. Наиболее многочисленной стала «Путь слова», где обсуждалось применение социальных сетей в образовании, влияние новых медиа на информационное потребление молодежи. На треке «Путь шёлка» бизнесмены и ученые обсудили развитие экономических связей двух государств в контексте укрепления приграничного сотрудничества.

Вопросы экологии, актуальные для России и Казахстана, обсудили на треке «Путь воды». Лада Маркова сделала доклад «Мониторинг состояния водоемов: опыт Челябинской области», посвященный экологическим проблемам уральских водоемов, и мониторингу их состояния.

– Лада Михайловна, расскажите, пожалуйста, все ли водоемы Челябинской области охватываются мониторингом? Есть ли те, что остаются в «серой зоне»?

Река Миасс в Челябинской области, фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Река Миасс в Челябинской области, фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

- Существуют различные системы мониторинга – есть государственные и те, что осуществляют различные организации, например, Министерство экологии. Все зависит от того, под контролем какого ведомства находится объект – федерального или регионального. Есть водоемы, которые никем не контролируются, только если в рамках научных исследований. Есть значимые водоемы, признанные памятниками природы. По каким-то уникальным свойствам они получают статус особо охраняемых природных зон. В таком случае минэкологии их контролирует, раз в несколько лет проводят исследования.

– Отмечаете ли вы изменения в состоянии водоемов в ту или иную сторону с момента начала мониторинга?

- Например, в 2012 году в Увильдах фиксировалась повышенная концентрация нефтепродуктов. После того, как там запретили пользоваться водным транспортом с бензиновыми двигателями, эта проблема была частично решена. Отмечается концентрация меньше предела обнаружения. Что касается в целом водных объектов, внедряются системы очистки на предприятиях, некоторые переходят на оборотную систему водоснабжения: используют воду повторно, доливая ту, что потратилась на испарение. Где-то на этом специализируются отдельные цеха. Ситуация становится лучше, но до окончательного решения проблем очень далеко.

– Какие факторы оказывают наибольшее влияние на загрязнение водоемов Челябинской области?

- Больше всех под ударом оказываются озера, которые находятся в пределах городской черты, в частности, в челябинской агломерации. Некоторые из них относятся к особо охраняемым природным территориям, например, озеро Смолино. Происходит загрязнение водосбора, стока с водосбора – все это влияет на качество воды. Плюс рекреация, усиленная последними годами. Люди приезжают на машинах, останавливаются на отдых на берегу. Стало много личных автомобилей, такой отдых стал популярен. Кроме того, меняется климат, увеличивается количество дней с хорошей погодой. Люди теперь больше предпочитают бюджетный отдых на берегу озера поездкам в дальние страны, которые стали дорогими.

– Ряд южноуральских рек проходит через территорию России и Казахстана. Насколько, на ваш взгляд, это влияет на экологическое состояние как самих рек, так и регионов в целом?

- У трансграничных рек может страдать сторона, которая находится в среднем и нижнем течении. В проигрыше по качеству воды оказываются верховья, где идут сбросы, или происходит концентрация загрязняющих веществ. Эти вопросы должны решаться на уровне государств соглашениями от трансграничных водах. Внутри страны легче решить вопросы загрязнения водоемов. Однако нормы различаются даже по регионам. Например, если река протекает в Челябинской и Курганской области, где свои контрольные органы, уже могут возникнуть проблемы. Если речь идет о разных государствах, вопросы решаются еще хуже. Но, на мой взгляд, они вполне решаемы с помощью таких соглашений.