Греческие танкеры сократят перевозки российской нефти после угроз из США. В середине ноября американский Минфин разослал письма владельцам примерно 100 танкеров с просьбой отчитаться, что конкретно они сделали для соблюдения потолка цен на российскую нефть. В письмах содержалась угроза уголовного преследования в случае неполного соблюдения требований «Большой семерки», сообщает Bloomberg. После этого три афинские компании, владеющие нефтяными танкерами, прекратили транспортировку российской нефти.
Bloomberg прогнозирует, что в этом месяце количество греческих танкеров, перевозящих российскую нефть, сократится на четверть относительно октября. С лета этот показатель уже снизился на 60%.
В то же время Bloomberg полагает, что некоторые греческие танкеры могут возобновить работу с Россией, когда лучше разберутся в ситуации, которая изменилась для них после запросов со стороны Минфина США. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Если греческие компании отказываются от перевозки, это не значит, что эти танкеры не будут доступны для перевозки российской нефти. То есть вполне возможно, что мы увидим новые перестроения рынка перевозок, как это произошло в 2022 году. Тогда кто-то, множество компаний, в основном зарегистрированных в офшорах, даже не в России, скупили множество подержанных танкеров и сформировали тот самый «теневой флот» или «сумеречный», его называют по-разному. Но там работают около 700 танкеров на перевозку российской, иранской, венесуэльской нефти, иногда насчитывают даже до 1000 танкеров, 500 из которых перевозят исключительно российскую нефть. Поэтому вполне возможно, что если давление на Грецию будет продолжаться, то эти танкеры, которые зарегистрированы сейчас напрямую на греческие компании, будут перерегистрированы на компании из офшоров, то есть они продолжат перевозить российскую нефть, но уже будут в другой юрисдикции. А те, кто перевозит российскую нефть, прекрасно понимают, что только ее и можно перевозить, потому что изначально санкция за нарушение потолка цены была только одна — это запрет два месяца работать на международном рынке, поэтому, если ты идешь перевозить российскую нефть, ты должен быть готов к тому, что другую ты перевозить не будешь. Сейчас же к этой санкции отлучения от рынка на два месяца добавляется еще и риск вторичных санкций со стороны США. Это оказывает давление на перевозчиков, и в этом плане я сомневаюсь, что они будут отказываться от перевозки российской нефти, просто перерегистрируются. Они тоже понимают, что западным странам не нужно чрезвычайное давление на экспорт российской нефти и даже пагубно, потому что если Россия будет испытывать затруднения с вывозом нефти, тогда нам придется сокращать экспорт и добычу, а значит, сформируется дефицит на мировом рынке и рост цены. И в итоге мы заработаем примерно столько же, сколько и раньше, сократив экспорт, а страны Запада получат новый скачок инфляции у себя и экономические проблемы. Поэтому они и не передавливают перевозчиков и всех остальных. Поэтому я думаю, что сокращения перевозок мы не увидим. И основная задача, на самом деле, не сократить экспорт российской нефти у стран Запада, а увеличить издержки при ее вывозе, чтобы у России оставалось меньше денег. На время перестроения рынка перевозок, может быть, России опять придется увеличивать плату за транспортировку, это возможно, но, как показали 2022-2023 годы, это скорее временный эффект».
В настоящий момент греческие танкеры перевозят около одной седьмой всех партий российской нефти, пишет Bloomberg со ссылкой на собственные данные.