На территории нынешней Испании некоторые евреи перебрались, как минимум, во 2-м веке нашей эры. Там они, постепенно, стали сливаться в одно общее, с родственными им по языку, финикийцами. Это значительно увеличило численность испанских евреев и дало некоторое преимущество, по сравнению с еврейскими общинами в других странах.
При вестготах (когда они стали переходить в христианство) евреев начали притеснять. Поэтому еврейское население оказало значительную помощь мусульманам в захвате Пиренейского полуострова.
Примерно в это же время (8-й век) испанские евреи сформировались в обособленный этнос - «сефардов». А в 13-15 веках особенности религиозной практики и бытовой культуры «сефардов» уже весьма значительно отличались от быта и религиозной практики «ашкеназов».
Не смотря на отделение Кордовского эмирата от других мусульманских стран, сефарды поддерживали тесные связи с «законоучителями» Вавилонии, в т.ч. посылали своих людей на обучение в иешивы Суры и Пумбедиты.
Сефарды достаточно быстро освоились среди мусульман, заняв лидирующие позиции в торговле, медицине и других сферах деятельности. Они всячески способствовали развитию мусульманского образования и науки, попутно навязали мусульманам моду на должность «придворного еврея».
Начиная с 10-го века, сефарды начали выделяться и захватывать лидирующие позиции в еврейском мире. В первую очередь это связано с Хисдаем Ибн Шапрутом - учёным, врачом и советником Кордовского халифа. К прим., именно Ибн Шапрут назначил Моше бен Ханоха главным раввином и главой ешивы в Кордове, что уменьшило зависимость испанского еврейства от вавилонских гаонов. Позднее сефарды смогли добиться переезда в Кордову выдающегося Моше бен Ханоха. Он основал крупнейшую ешиву, обучение в которой прошли многие видные еврейские деятели.
Как результат - с 11 века Пиренейский полуостров стал важнейшим центром еврейской учености и культуры, авторитет гаонов стал падать, а в среде испанских сефардов сложилась новая олигархическая структура руководства.
«Испанские» мусульмане тоже почувствовали на себе произошедшие среди евреев изменения – сефарды очень часто становились визирями, финансовыми советниками, и т.п. Они подмяли под себя чеканку монет, повсеместно процветала коррупция, и т.д. и т.п. Как следствие - среди мусульман начались волнения, а затем и еврейские погромы.
В ходе борьбы из-за кордовского престола, в 1013 г. войска Сулеймана, взяв Кордову, разгромили еврейские дома и товарные склады, после чего сефарды начали перебираться к христианам в северные регионы - Гренаду, Толедо, и т.п.
Первоначально отношение христиан к евреям было благосклонным. Но чем лучше сефарды осваивались на новом месте, тем быстрее ухудшалось к ним отношение местных жителей. Этому способствовала и усиливающаяся власть католиков (см. «Историю ВРАГА»).
При этом, евреи применяли те же уловки, для улучшения своего положения среди христиан, что и при мусульманах - втирались в доверие к высшей аристократии, старались занимать видные государственные должности, лезли в казначеи, сборщики податей, активно занимались переводами, становились врачами, и т.д. и т.п.
Забавно то, что исламская культура, как оказалось, значительно повлияла и на евреев - часто арабский язык использовался для молитв вместо иврита, перед входом в синагогу евреи мыли руки и ноги (что обычно делается перед входом в мечеть), а арабские мелодии были использованы для еврейских песен…
Не менее забавно и то, что деятельность папства стала невольной причиной сефардской «элитности».
Католики, натравливая на евреев своих «верующих», использовали для этого предлог «смерти Иисуса из-за деятельности евреев». Защищаясь от этого обвинения, сефарды придумали историю о том, что их предки поселились в Испании в эпоху «Вавилонского пленения», т.е. в 6-м веке до н.э., и к событиям 1-го века никакого отношения не имели.
А т.к., с их слов, они попали на территорию Пиренейского полуострова раньше других его обитателей, таких как римляне, различные «варвары» и арабы, то получалось, что вся Испания – исконно их земля.
Заодно еврейские «мыслители», проживавшие в Испании, не постеснялись приписать происхождение сефардов от царской династии Давида. Т.е. все они были «царского рода».
На этих измышлениях и сформировался знаменитый «сефардский снобизм».
После вторжения на Пиренейский полуостров мусульманских фанатиков «альмухадов», в середине 12 века, «центр еврейства» окончательно переместился в христианский город Толедо (столицу королевства Кастилия).
В целом, испанские Кастилия и Кордова сыграли существенную роль в истории всей Европы. К прим. именно в Кордове находилась огромная библиотека греческой и арабской литературы. И именно в университете Кордовы лекторы и студенты, уже в те времена, начали дискутировать о философии Платона… Проживавшие в этих региона «еврейские мудрецы» и организовали «катарскую ересь», «проторенессанс», «гуситов», и т.д. и т.п.
Кстати, не удивительно, что одним из главных очагов «катарской ереси» стала южная Франция – когда сефарды оказались на христианском севере Испании, они подверглись жестоким нападкам со стороны французских рыцарей, действовавших по указанию папства… Да и сама «катарская ересь» была ответом «еврейских мудрецов» на события перед «Первым крестовым походом» (см. «Историю ВРАГА»).
Сами сефарды тоже менялись - в 13 веке власть в их общинах перешла к олигархам. В этот период в испанских еврейских общинах шла, по своему забавная, внутренняя борьба из-за объёмов выплат налогов, налагаемых на общину властями страны.
Основной причиной разногласий была система взимания налогов: богачи были за псак (решение), когда податной инспектор взимал плату согласно своей оценке имущества налогоплательщика. А простолюдины требовали введения системы ходаа (декларация), при которой налог определялся на основе клятвенного заявления плательщика о размерах своего имущества и доходов…
Между тем, в Испании постепенно росло влияние католической церкви. И их священники начали подстрекать христиан к антиеврейским выступлениям, попутно всё сильнее воздействовали на отдельных представителей испанской элиты.
Во времена Фердинанда и Изабеллы, в Испании проживало около семи миллионов человек, из них от 600 до 800 тысяч были сефардами. Часто они занимали важнейшие гос посты, были финансистами, и т.д. Среди таких деятелей были: Ицхак Абрабанель, Луис де Сантанхель, Габриэль Санчес, и многие другие.
В 1492 г. вышел эдикт об изгнании евреев из Испании, всего было изгнано 200—300 тысяч.Остальные, а это от 300 до 600 тысяч, остались, показательно «крестились», и продолжили влиять на жизнь всей Испании. Постепенно, «крещеные» евреи ассимилировались с испанской элитой.
Практически все знатное испанское сословие, в той или иной степени, имело примесь еврейской крови. Не удивительно, что в наши дни, официально считается, что примерно у 40 % испанцев в роду были евреи…
Фернанд и Изабелла находились под сильным воздействием папства и стремились превратить Испанию в католическое королевство. Для этого они, среди прочего, принуждали к евреев к «крещению», и создали ( ненавидимую сефардами) испанскую инквизицию.
Действовать она начала в Севилье в 1480 году, тогда же состоялось первое массовое сожжение иудеев. Только в течение одного года, и только в Севилье, казнили около 500 человек. При этом, для поощрения доносительства, значительную часть имущества осужденных передавали доносчикам...
Интересно и то, что значительная часть «крещёных» евреев (которых тогда называли «новыми христианами») более чем активно участвовала в завоевании Америки. Среди них были такие видные личности как Луис де Карвахаль, Диего де Монтемайор, Педрарис Давила, и др.
Именно их и нужно подозревать в умышленном распространении среди индейцев отдельных европейских болезней. В первую очередь – оспы.