Друзья! Вы точно помните зубодробительный фильм "Реквием по мечте", который был снят в 2000 году. После первого просмотра мне не спалось всю ночь и было липкое ощущение, будто все действия произошли рядом со мной.
В данной статье поведаю вам о процессах съемки фильма. Желаю вам приятного чтения!
Даррен Аронофски, будучи подростком, заинтересовался произведением Хьюберта Селби-младшего. Со временем режиссер решил экранизировать роман “Реквием по мечте”. Аронофски приступил к написанию сценария и, когда показал часть своей работы Селби, оказалось, что “примерно 80%” текста совпадает с киноадаптацией, которую писатель ранее готовил. В связи с единодушием Селби, ему не оставалось ничего другого, кроме как поддержать молодого режиссера.
Даррен Аронофски делит сюжет фильма на три акта ,чтобы проследить этапы увядания героев. Каждый акт озаглавлен символически - «Лето», «Осень» и «Зима», что отражает не только время действий, но и постепенное ухудшение положения персонажей. Длительность каждого последующего акта уменьшается - 42 минуты, 25 и 20 - что подчеркивает ускорение событий по мере того, как дела принимают все более трагический оборот. Повествование происходит линейно, с некоторыми воспоминаниями и мечтами героев, указывающими на возможность альтернативного развития их судьбы.
При выборе актеров для главных ролей основным критерием для Аронофски было то, чтобы они были готовы выйти за рамки своих обычных образов и возможностей. Режиссер заявил, что каждому актеру пришлось преодолеть что-то: Джареду Лето длительное время пришлось общаться с людьми, которые употребляют запрещённые вещества ,и специально похудеть на 11 килограмм; Марлон Уайанс, который раньше снимался в комедиях как "Не грози южному централу", впервые сыграл драматическую роль; Дженнифер Коннелли не только должна была самостоятельно разработать костюмы, чтобы вжиться в образ дизайнера, но и проявить особую смелость в откровенных финальных сценах. Кроме того, Аронофски попросил Лето и Уайанса временно отказаться от сладкого и прочих удовольствий, чтобы актеры могли более полно ощутить одержимость своих персонажей. Съемки длились два месяца, с апреля по июнь 1999 года. Это был настоящий актерский подвиг!
Впрочем, неизгладимое впечатление у Аронофски вызвала Эллен Бёрстин. Обладательница «Оскара» на пороге восьмого десятка ради роли в малобюджетном независимом фильме начинающего режиссера сбросила 18 килограмм, терпела по 4 часа нанесения грима ежедневно и носила 10- и 20-килограммовые подложки для имитации полной фигуры. Характерен и такой пример. Сцена-таймлапс уборки дома, снималась без перерыва 45 минут. Вопреки уверениям Аронофски, что все сделано отлично, Бёрстин требовала повторения дублей, поскольку была недовольна своей игрой.
Натурные съемки картины проходили в Нью-Йорке в районе Бруклин, что было определено не только литературным первоисточником, но и тем, что Аронофски вырос в этих местах и прекрасно их знал. Единственным местом, не упомянутым в книге, но фигурирующем в фильме, является побережье Кони-Айленда и парк развлечений. Первое очень подходило для отражения эпизодов мечтаний Гарольда, а второе в принципе было кинематографично. Аронофски, кстати, повезло со временем съемок — он последним успел запечатлеть в кино американские горки Лонг-Айленда, которые вскоре были снесены.
Павильон для съемок интерьерных сцен был расположен в Бруклине, и самой трудной декорацией для строительства стала квартира Сары. Она должна была выглядеть не только как обычное жилое помещение, но и мгновенно превращаться в телестудию для сцены галлюциногенного кошмара, где Сара видит, как люди из телевизора приходят к ней домой. Художник-постановщик специально разработал конструкцию декорации с раздвижными стенами, чтобы создать такой эффект.
Одним из ярких визуальных приемов, использованных режиссером Аронофски, был полиэкран. Экран разделялся на две или три части, позволяя одновременно показывать несколько действий или персонажей. Такой прием, с одной стороны, подчеркивал разрозненность персонажей и идею их отчужденности друг от друга. И уже в первой сцене диалога между Сарой и Гарольдом сегментация экрана явно отделяла их друг от друга. В фильме очень мало кадров, где они были бы вместе, а диалоги обычно отображались восьмеркой или сегментировано. С другой стороны, полиэкран позволял проводить параллели между действиями персонажей. Изначально планировалось использовать более сложные варианты сегментации с четырьмя или шестью экранами, но итоговое решение было сделано в пользу варианта, который проще. Однако вырезанные сцены впоследствии были выпущены как дополнительный материал к фильму.
В фильме было использовано несколько интересных визуальных решений, которые помогли передать особое восприятие мира под запрещенными веществами. Для этого авторы использовали фильтры и фишай-оптику, которая искажает изображение, создавая своеобразный эффект. Они также сделали съемку при помощи рапида и таймлапса. Особое внимание стоит уделить технике таймлапса. Например, в сцене уборки дома, которая длится всего 20 секунд в фильме, съемка занимала 45 минут.
Для этого использовался специальный операторский кран Milo, работающий по принципу Motion Control. Этот кран, установленный на рельсах, делал крайне медленные движения, а камера одновременно делала несколько кадров в минуту. Чтобы актриса и съемочная группа могли понять, где заканчивается кадр, на полу был нарисован лазерный луч, который двигался вместе с камерой. Осветительные приборы, которые имитировали солнечный свет, также были установлены на рельсах, и их яркость уменьшалась по команде, чтобы передать эффект изменения времени суток.
Еще одним заметным элементом визуального стиля фильма являются сцены, называемые "взгляд Бога", в которых камера снимает общие планы с верхней точки, находясь под прямым углом к объектам. Именно эти кадры передают редкие моменты единения героев и моменты покоя. В финале фильма каждый герой замирает в позе эмбриона, и каждый из них представлен в этом плане, что отражает их жизненные кризисы.
Одна из наиболее сложных задач, связанных со звуковым оформлением фильма, была связана со сценами "хип-хоп монтажа". Каждому кадру, которых было десятки и их продолжительность составляла около секунды, нужно было подобрать соответствующий шумовой эффект, который бы отражал действие и вызывал эмоциональную реакцию. Звукооператору Брайану Эмерику потребовалось много времени, чтобы найти подходящие звуки. Однако, после завершения работы, Аронофски решил добавить звук пролетающего самолета, вдохновленный детскими впечатлениями - в Бруклине часто пролетают самолеты из-за близости аэропорта Кеннеди.
Вот такую кропотливую работу провел режиссер Даррен Аронофски. На протяжении 23 лет, фильм будоражит разум зрителей и после просмотра остается осадок.