Экономическая блокада Украины, начатая польскими автоперевозчиками, существенно отразилась на работе латвийской пищевой промышленности
За месяц пищевая промышленность Латвии может потерять объемы экспорта минимум на 30 миллионов евро, если не будет немедленно решена ситуация с экономической блокадой Украины, начатая польскими дальнобойщиками, заявила председатель правления Латвийской федерации пищевых предприятий (LPUF) Инара Шуре.
Шестого ноября польские перевозчики заблокировали три основных КПП на границе с Украиной: "Ягодин - Дорохуск", "Краковец - Корчева" и "Рава-Русская - Хребене". 23 ноября к ним добавился четвертый - "Медыка - Шегини". Они требуют отменить льготы, предоставленные Евросоюзом их коллегам с Украины, восстановить прежний порядок обязательного лицензирования украинского коммерческого грузового транспорта и аннулировать разрешения, выданные украинским транспортным компаниям после 24 февраля 2022 года.
"Украина является важным партнером для нашей пищевой промышленности как в экспорте, так и в поставках сырья. Ситуация на украинско-польской границе и, следовательно, поставки на Украину и с Украины в настоящее время непредсказуемы, графики перевозок резко изменились – доставка вместо двух дней может занимать до нескольких недель. Большое количество транспорта парализовано, машины стоят на границе Польши и Украины, что влияет и на выполнение других экспортных контрактов.
В результате экспорт на Украину существенно задерживается, производители продуктов питания находятся в неведении относительно поставок сырья. Это влияет на производство и грозит штрафами за неисполнение контрактов. Задержки в продовольственной промышленности всего на один месяц могут обернуться для отрасли потерей экспортного оборота минимум на 30 миллионов евро, что также станет ощутимым ударом по госбюджету в виде недополученных налоговых поступлений", — заявила Шуре.
В свою очередь, президент Латвийской ассоциации рыбопереработчиков Янис Энделе оценил возможные потери отрасли в 10 миллионов евро.
"Вроде по чуть-чуть что-то пропускается – в течение часа по одной машине вместо 10–20. Из-за этого количество машин, которые не въезжают на Украину и не выезжают оттуда, возрастает в геометрической прогрессии. В результате все латвийские грузоперевозчики отказываются ехать через Польшу, учитывая, что машины там останутся надолго", – отмечает он.
Энеделе добавил, что конец года – период повышенного спроса на продукты перед новогодними праздниками. В результате блокады латвийские рыбопереработчики лишились возможности доставить на Украину свои грузы.
"Если мы не сможем это продать и все будет настолько критично, по нашим подсчетам, не удастся отгрузить до Нового года товара на 10 млн евро", – сказал Энделе.
Шуре отметила, что латвийские производители продуктов питания ищут решения, ищут новые рынки поставок сырья, но ясно, что цены на сырье в других странах будут выше, чем на Украине. "То есть производители будут вынуждены поднимать цены на продукцию, и мы будем разгонять инфляцию, потому что политики не делают свою работу", – говорит Шуре.
"На этот раз мы ожидаем быстрой, решительной и эффективной работы со стороны нашего МИД. Представители отрасли неприятно удивлены: мы не видим и не ощущаем попыток найти решение на уровне министра – только на уровне посла. Речь об экономике Латвии, и наш эксперт по европейским делам и отношениям – министерство иностранных дел – должно доказать свою политическую способность и немедленно найти решение этой чрезвычайной ситуации в переговорах с польскими чиновниками, потому что ущерб латвийской экономике увеличивается с каждым днем", — добавила Инара Шуре.