К 160-летию смерти Натальи Гончаровой
Пятый ребёнок в семье, обворожительный и нежный, Натали растёт на паркетах, в доме, блюдущим традиции русского дворянства…
Резва ли она?
Видит ли, какую роль ей приготовило Провидение, чья воля всегда остаётся загадкой, даже для тех, кому придётся отчётливо ощутить её – плетущуюся суммой обстоятельств волю…
Впрочем, обстановка в доме была относительно тяжёлой: дед, распоряжавшийся многим, страдал психическими заболеваниями, что омрачало бытие домочадцев…
И вот - танцмейстер Йогель даёт бал: о! обстановка веселья: сверкающие парфеноны свечей…
Мал, вертляв, остроумен, непоседлив – он – Пушкин?
Ну да, он дышит любовью, он воспламеняется от многих женских лиц: а Наталья Гончарова – красавица красавиц.
Пушкин просит её руки, используя посредничество Толстого-Американца: известного игрока с судьбой, но ответ матери не определён и расплывчат.
Как и – образ Натальи Гончаровой: она словно выступает из ирреальной дымки, как на акварели А. Брюллова.
Роковая роль?
Инструмент зловещей судьбы, отобравшей возможно у Пушкина столько лет творений?
Ответы сложны, и роль Гончаровой в самой огненной дуэли российской истории запутана.
Так, или иначе, она становится женой классика – какового в то время едва ли многие воспринимали таким образом.
Со второго раза Пушкин получает согласие.
Белопенный процесс венчания в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.
Я счастлив – пишет он.
Чего же большего?
…дети, их много – была ли Гончарова хорошей матерью?
Почему бы и нет…
Дальше всё сплетается в тугой ком: балы, подозрения, пасквиль, мир, летящий под откос, дуэль…
Обязана ли русская литература Гончаровой – или наоборот: пострадала от неё?
Ответ прячется в запредельных складках бытия.
Но Пушкин был счастлив с Натали – хотя бы какое-то время…
Автор: Александр Балтин