Найти в Дзене
Ингеварр

Царь и фараон — близнецы и братья!

Сюжет написанной в середине XIX века картины Густава Шваба «Избиение женихов» в пояснениях вроде бы не нуждается. Однако напомним, что в его основе лежит один из эпизодов поэмы товарища Гомера «Одиссея», рассказывающий о том, как вернувшийся из насыщенного приключениями десятилетнего странствия хитроумный царь Итаки наказал путем отстрела из лука целую роту :)) «женихов» своей законной супруги Пенелопы.

Для нас здесь важно следующее — лук Одиссея обладал столь чудовищной силой, что не только растянуть его, но и даже просто надеть тетиву было под силу лишь самому владельцу. На чем «женихи» и погорели:

Но ни один между нас не смог нацепить на могучий
Лук тетиву. Оказались для этого слишком мы слабы.
После, когда этот лук попал в Одиссеевы руки,
Дружно и громко мы все закричали словами, чтоб лука,
Сколько бы он ни просил, ему ни за что не давали.
Только один Телемах его ободрил и позволил.
В руку приняв, Одиссей богоравный, в несчастиях твёрдый,
Лук легко натянул и стрелу прострелил сквозь железо,
После взошёл на порог и высыпал острые стрелы…

Судя по археологическим данным, во времена Троянской войны в ходу были простые луки-однодревки (вроде куда более позднего английского лонгбоу)...

(http://content-18.foto.my.mail.ru/community/ground_sky_sea/_groupsphoto/b-61562.jpg)
(http://content-18.foto.my.mail.ru/community/ground_sky_sea/_groupsphoto/b-61562.jpg)

...и сложноставные композитные (дерево, рог, жилы) рекурсивы, ныне более известные как "азиатские" - гуннские, скифские, монгольские и т.д.:

(https://rusdarpa.ru/wp-content/uploads/2021/02/Боевой-лук.jpg)
(https://rusdarpa.ru/wp-content/uploads/2021/02/Боевой-лук.jpg)

У Одиссея, скорее всего, имелся именно такой — царь все-таки он или где? И действительно, «машинки» это, мягко говоря, непростые в обращении, да и стрельба из них, способных чуть не узлом завязываться, по опыту с "SKB" и "Wind Fighter", куда сложнее, нежели из тех же лонгбоу и тем более современных тэйк-даунов.

Интересно, что у Улисса (латинское имя Одиссея) был своеобразный прототип, живший и тоже правивший государством намного ранее — примерно в середине XV века до н.э. Звали его Аменхотеп II и работал он седьмым фараоном XVIII-й Династии Древнего Египта.

-4

На барельефе самодержец не случайно изображен с луком в руках. По легенде, «это был царь с такими могучими руками, что никто не мог натянуть его лук – ни из его воинов, ни из вождей чужеземных стран, ни из вождей Речену». Увы, самого первоисточника, на который ссылаются многочисленные авторы исследований и откуда ими взята цитата, я не нашел, как, впрочем, и изображения лука, обнаруженного в его гробнице.

Однако, судя по исследовательским данным, как и в случае с Одиссеем, Аменхотеп II вряд ли пользовался весьма распространенным на всем протяжении истории Древнего Египта простонародным луком-однодревкой, а тоже предпочитал сложносоставной. Который получил распространение в стране Кемет после нашествия гиксосов в XVIII—XVI веках до н.э.

(https://history.eco/wp-content/uploads/2022/10/giksosy_1.jpg)
(https://history.eco/wp-content/uploads/2022/10/giksosy_1.jpg)

Правда, у фараона с веселыми пострелушками по «женихам» не сложилось, поскольку он в отличие от Одиссея и даже отца Тутмоса III, не вылезавшего из войн и походов (ну, нравилось тому это дело!), выбирался мир посмотреть и себя показать достаточно редко — за десятилетия правления известны буквально три кампании (пусть и с жутковатыми по нынешним временам «акциями устрашения»), возникавшие внешние проблемы он умудрялся успешно разруливать по большей части политическими средствами. Поэтому и жена не успевала соскучиться, и пригляд за ней был организован пожестче.

Кстати, живи Аменхотеп-номер-два малость попозже, он вполне мог бы встретиться с Улиссом по время вторжения в Египет так называемых «народов моря».

-6

Среди которых были и известные по «Илиаде» ахейцы со товарищи. Ряд ученых считает, что агрессоры двинулись на юг как раз после окончания Троянской войны, когда и Одиссея нелегкая понесла навстречу подвигам и приключениям.

И вполне возможно, два умных и не шибко задиристых воина смогли бы даже найти общий язык. Ведь Одиссей тоже предпочитал, как сейчас говорят, «мягкую силу» и здорово отличался от персонажей древнегреческой «героической эпохи» со всеми этими бросающимися аки львы на врага Ахиллами да Аяксами и тем паче Тидеем, пожравшим мозг поверженного им противника. Оба были аристократами, успешными правителями-стратегами, пусть и разной весовой категории.

Это сейчас в «элиты» стран могут входить ростовщики, барыги, вороватые болтуны-депутаты, разного рода скоморохи и прочие «известные телеведущие», а складывавшаяся тогда аристократия была и остается, за редчайшими исключениями вроде Ротшильдов, именно военной. По крайней мере потомственная, личное дворянство вполне можно было получить и за исключительные заслуги перед государством. Причем очень разные, взять к примеру двоих «битлов», нашего Василия Ливанова и Шона Коннери, с одной стороны, и, скажем, Маргарет Тэтчер — с другой.